Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обобязании произвести ремонт в квартире
Документ от 15.06.2022, опубликован на сайте 06.07.2022 под номером 100399, 2-я гражданская, о признании бездействия местной администрации незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0002-01-2021-014563-52 Судья Анциферова Н. Л.                                                                       Дело № 33-2155/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                 15 июня 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Коротковой Ю.Ю.,

судей Костенко А.П., Камаловой Е.Я.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-553/2022  по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «город Ульяновск» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 февраля 2022 года, по которому постановлено:

исковые требования Новиковской Ирины Геннадьевны к администрации города Ульяновска о возложении обязанности произвести ремонт в квартире, привести квартиру в пригодное состояние удовлетворить.

Возложить на администрацию г.Ульяновска обязанность привести жилое помещение по адресу: ***, предоставленное Новиковской Ирине Геннадьевне по договору социального найма от 28 апреля 2021 года *** в состояние, соответствующее требованиям СНиП для жилых помещений, а также обеспечить предоставление в квартиру необходимых коммунальных услуг.

Взыскать с администрации города Ульяновска в пользу Новиковской Ирины Геннадьевны государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.

 

Заслушав доклад судьи Костенко А.П., пояснения Новиковской И.Г., ее представителя Горбуновой Е.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Новиковская И.Г. обратилась в суд с иском к администрации  МО «город Ульяновск» о возложении обязанности произвести ремонт в квартире, привести квартиру в пригодное для проживания состояние.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании протокола комиссии по учету и распределению жилой площади Засвияжского райисполкома г.Ульяновска от 11.03.1986 *** она длительное время состояла в очереди на улучшение жилищных условий.

07.04.2021 в администрации города Ульяновска она написала заявление о снятии ее с учета, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, с целью получения жилого помещения по договору социального найма. Полагала, что  предоставляемое по договору социального найма жилое помещение будет благоустроенным применительно к условиям данной местности и надлежащего качества.

При посещении предоставленного помещения, расположенного по адресу: г***, она обнаружила, что квартира находится в неудовлетворительном состоянии: стекла разбиты, оконные блоки поражены гнилью, повсюду разбросан мусор; отсутствуют радиаторы отопления, электропроводка, водоснабжение, сливной бачок, умывальник, дверной блок на входе в комнату; разбит унитаз до степени невозможности его использования, канализация также не функционирует, входной дверной блок, а также полы из ДВЛ деформированы, трубы на системах центрального отопления и водоснабжения имеют хомуты и «свищи», трубы водоотведения имеют сколы и трещины.

Под давлением представителей администрации МО «город Ульяновск» она вынуждена была подписать договор социального найма жилого помещения от 28.04.2021 ***, поскольку рассчитывала, что администрация в кратчайшие сроки приведет квартиру в состояние, отвечающее нормативным требованиям, путем проведения как капитального, так и косметического ремонта. Однако до настоящего времени квартира находится в прежнем состоянии.

За свой счет она наняла специалистов, которые сделали в квартире электропроводку, на что она потратила 25 000 руб. из своих сбережений. На данный момент, за счет бюджетных средств по линии органов социальной защиты населения, в качестве материальной помощи ей выделено 60 000 руб. При этом муниципальные органы полностью бездействуют. Учитывая полную непригодность данной квартиры для проживания и отсутствие элементарных удобств все это время она вынуждена проживать в съемном жилье, в связи с чем вынуждена нести дополнительную финансовую нагрузку.  

Она неоднократно устно и письменно обращалась в администрацию г.Ульяновска, однако получала отписки и отговорки. Единственное, что удалось ей добиться, так это составление акта осмотра помещения от 18.06.2021.

Истица просит обязать ответчика привести жилое помещение, расположенное по адресу: ***, в состояние пригодное для проживания по договору социального найма, обеспечить квартиру необходимыми коммунальными услугами.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Высота», Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «город Ульяновск» просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывает, что администрация МО «город Ульяновск» не состоит в договорных отношениях с истицей, исполнителем услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе работ капитального характера, не является. Производство капитального ремонта в полномочия администрации МО «город Ульяновск» не входит.

В соответствии с Уставом муниципального образования «город Ульяновск» администрация города является исполнительно-распорядительным органом. Денежные средства, составляющие плату за жилое помещение, в бюджет муниципального образования не поступают.

Кроме того, не представлено доказательств, что на момент составления договора социального найма жилое помещение нуждалось в проведении именно капитального ремонта, а не текущего ремонта. Также не представлено доказательств оказания на Новиковскую И.Г. давления при подписании договора социального найма жилого помещения.

Полагает, что работы, указанные в акте от 18.06.2021, требуют текущего ремонта.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Предметом договора социального найма жилого помещения должны быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилог дома или квартиры) (ч.1 ст. 62 ЖК РФ).

В силу ч.2, ч.3 ст. 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: 1) передать нанимателю свободное от прав иных лиц жилое помещение; 2) принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; 3) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения; 4) обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Наймодатель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 2 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 681 Гражданского кодекса Российской Федерации капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.

Согласно  пункту 1, пункту 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации наймодатель обязан передать нанимателю свободное жилое помещение в состоянии, пригодном для проживания.

Наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

Из материалов дела следует, что решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28.10.2020 за Новиковской И.Г. признано право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Истица восстановлена в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по состоянию на дату исключения (03.06.2020).

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска *** от 07.04.2021 Новиковской И.Г. предоставлено жилое помещение по адресу: ***

28.04.2021 между Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Ульяновска от имени МО «город Ульяновск» (наймодатель)  и Новиковской И.Г. (наниматель)  заключен договор социального найма жилого помещения ***

Согласно п.1 указанного договора наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 1 комнаты общей площадью 24, 32 кв.м, жилой площадью 17, 40 кв.м, по адресу: *** для проживания. При этом наймодатель обязался  обеспечивать истице предоставление за плату следующих коммунальных услуг: электроснабжение, газоснабжение, холодное водоснабжение, канализацию, отопление.

Из пункта 5 договора следует, что наймодатель обязан: передать нанимателю по акту в течение 10  дней со дня подписания настоящего договора свободное от прав иных лиц и пригодное для проживания жилое помещение в состоянии, отвечающем требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям; принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте  общего имущества многоквартирного дома; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.

Понятие жилого помещения приведено в ч.2 ст. 15 ЖК РФ, определяющей жилое помещение как изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Таким образом, одним из критериев отнесения помещения, в том числе части дома, квартиры, части квартиры, к жилым является его пригодность для постоянного проживания граждан.

В соответствии с п.12, п.13  Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).)

Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в абзаце третьем пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», критерий благоустроенности жилого помещения имеет локальный характер и зависит от условий соответствующего населенного пункта, поскольку качественные характеристики жилищного фонда в субъектах РФ и муниципальных образованиях отличаются. Однако необходимо учитывать, что общие требования к благоустроенности жилого помещения определены указанным выше Положением, носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации.

Из представленного акта от 18.06.2021, составленного референтом отдела жилищного фонда Управления ЖКХ и благоустройства администрации г.Ульяновска Т***  и квартиросъемщика -  *** Новиковской И.Г., следует, что  спорная квартира расположена на 3-м этаже 5-ти этажного кирпичного дома. В квартире отсутствуют: освещение, радиаторы отопления, сливной бачок, мойка, умывальник, дверной блок в комнату, входной дверной блок деформирован, оконные блоки поражены гнилью, полы из ДВЛ деформированы, труба на системе центрального отопления, водоснабжения имеет хомуты и свищи, трубы водоснабжения имеют сколы и трещины, унитаз расколот. При этом комиссия обязалась устранить выявленные недостатки.

Таким образом, истице передано непригодное для проживания жилое помещение.

Судом установлено, что указанные в акте выявленные недостатки жилого помещения не устранены по настоящее время.

При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований у суда первой инстанции не имелось.

Доводы жалобы о том, что администрация МО «город Ульяновск» не состоит в договорных отношениях с истицей, исполнителем услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе работ капитального характера, не является, судебной коллегией отклоняются.

Пунктом 3 части 1 статьи 14  ЖК РФ предусмотрено, что ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Материалами дела подтверждено, что предоставляемая квартира  истице находилась в муниципальной собственности, применительно к указанным выше нормам права, истице должно быть предоставлено жилое помещение, соответствующее нормам благоустройства данного муниципального образования.

Однако, как установлено, спорная квартира не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Ссылка в жалобе на то, что  в соответствии с Уставом муниципального образования «город Ульяновск» администрация города является исполнительно-распорядительным органом; денежные средства, составляющие плату за жилое помещение в бюджет муниципального образования, не поступают, судебной коллегией также отклоняется, поскольку материалами дела подтверждается, что договор социального найма спорного жилого помещения заключен с истицей Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска от имени муниципального образования «город Ульяновск», именуемое, как «наймодатель», при этом истице было предоставлено жилое помещение, непригодное для проживания, чем нарушены права последней.

При этом суд правомерно исходил из того, что на администрации г. Ульяновска лежит обязанность передать истице благоустроенное жилое помещение, при этом способ и перечень работ по приведению спорной квартиры в благоустроенное состояние относится к исключительной прерогативе ответчика.

Приведенные доводы в жалобе относительно отсутствия доказательств того,  что на  момент составления договора социального найма спорное жилое помещение нуждалось в проведении капитального ремонта, а не текущего ремонта, судебной коллегией также отклоняются, поскольку  квартира истице по акту с указанием всех недостатков не передавалась, осмотр квартиры не проводился, а поэтому данные доводы не могут быть приняты во внимание.

Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит доводы, приведенные в ней, несостоятельными, что в силу положений ст.330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы не является.

Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 февраля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «город Ульяновск» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.06.2022.