Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О восстановлении в списке участников программы для получения социальной выплаты на приобретение жилья
Документ от 28.06.2022, опубликован на сайте 04.07.2022 под номером 100320, 2-я гражданская, о возложении обязанности восстановить семью в списках участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Анциферова Н.Л.                                              73RS0001-01-2021-012725-90   

Дело №33-2229/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       28 июня 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Федоровой Л.Г., Сенько С.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-571/2022 по апелляционной жалобе Панченко Гиты Степановны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 февраля 2022 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Панченко Гиты Степановны к администрации г.Ульяновска, Управлению по делам молодежи администрации г.Ульяновска об обязании восстановить в списке семей-участников мероприятия по обеспечению жильем ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснения Панченко Г.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Панченко Г.С. обратилась в суд с иском к администрации г.Ульяновска, Управлению по делам молодежи администрации г.Ульяновска об обязании восстановить в списке семей-участников мероприятия по обеспечению жильем ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».

Исковые требования мотивировала тем, что она вместе с  несовершеннолетними детьми состоит в списке семей-участников мероприятия по обеспечению жильем ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» со 02.09.2019. В конце 2021 года должна была войти в список семей-претендентов на получение социальной выплаты на 2022 год.

Однако 13.12.2021 получила уведомление об исключении ее семьи из списка семей-участников мероприятия в соответствии с п. 12 постановления Правительства Ульяновской области от 03.03.2020 №84-П в связи с обнаружением ранее реализованного права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета либо средств областного бюджета Ульяновской области и (или) бюджетов муниципальных образований.

Под ранее реализованным правом, администрация имеет в виду получения социальной выплаты в размере 1 000 000 руб. на приобретение жилого помещения в связи с рождением четырех и последующих детей, с чем она не согласна. Социальной выплатой она воспользовалась в 2017 году, а на очередь в качестве участника мероприятия встала в 2019 году. При постановке на учет все документы были тщательно изучены комиссией, и никакие несоответствия семьи критериям тогда не нашли. Не нашлись причины для исключения и в 2020 году при ежегодном пересмотре актуальности нуждаемости семей. Постановление Правительства Ульяновской области от 03.03.2020 № 84-П распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2020. Ее жилищная ситуация не менялась с 02.09.2019. Они с семьей в шесть человек проживают в однокомнатной квартире в доме, 1959 года постройки с деревянными покрытиями и имеют частный дом, признанный непригодным для проживания. В квартире балкон признан аварийным и подлежит демонтажу.

Просила обязать администрацию г.Ульяновска восстановить семью в списке семей-участников мероприятия по обеспечению жильем ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», под номером, соответствующем первоначальной дате подаче заявления на включение семьи в список семей участников.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Панченко Г.С. просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права. Она была включена в Список семей-участников мероприятия по обеспечению жильем в 2019 году обоснованно, а Постановление Правительства Ульяновской области №84-П от 03.03.2020 действует с 01.01.2020 и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020. Данные выплаты являются разными.

Дело рассмотрено в отсутствие  не явившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела, Панченко Г.С. признана участницей Программы решением комиссии по предоставлению молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома на основании протокола от 21.11.2019  № 41-ПР (л.д.161-162)

10.12.2021 протоколом № 59-ПР заседания комиссии администрации г.Ульяновска (л.д.167-168) Панченко Г.С. (6 человек в семье) исключена из списка участников Программы. Основанием исключения из списка участников явилось, что согласно Распоряжению Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от 23.06.2016 №586-р «О перечислении денежных средств» Панченко Г.С. являлась получателем денежных средств в размере 1 000 000 руб. в соответствии с Законом Ульяновской области от 02.11.2011 №180-30 «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области», постановлением Правительства Ульяновской области от 19.08.2013 №368-11 «О мерах по реализации Закона Ульяновской области «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области».

Данные денежные средства были направлены на покупку жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: ***.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, сослался на абзац 9 пункта 12 Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области списка молодых семей - участников мероприятия по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2020 N 84-П, где одним из оснований  для исключения молодой семьи из списка является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета либо средств областного бюджета Ульяновской области и (или) бюджетов муниципальных образований.

Судебная коллегия соглашается с обоснованностью выводов судов первой инстанции, поскольку они основаны на совокупности исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, не противоречат закону и подробно мотивированы в решении.

Во исполнение предписаний статьи 40 (часть 2) Конституции Российской Федерации, конкретизированных в статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в целях формирования рынка доступного жилья экономкласса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28.03.2017 г. N 647-О, закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть условия предоставления указанной социальной выплаты.

Взаимосвязанные положения пунктов 9 и 22 (подпункт "г") Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предусматривающие предоставление молодой семье права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты только один раз и устанавливающие в качестве основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, имеют целью предоставление государственной поддержки на равных условиях максимальному числу молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, недопущение неоднократного получения ими за счет средств федерального бюджета аналогичных по своей правовой природе социальных выплат.

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющимися Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (в редакции действовавшей в период включения истца в участников программы), а в настоящее время Приложение N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", в подпункте "г" пункта 22 Правил, указано, что основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

Таким образом, и на момент включения истца в список и исключения из него, как федеральное, так и региональное (Ульяновской области) законодательство предусматривало, что меры социальной поддержки на приобретение жилья предоставляются один раз. Изменение состава семьи не влечет повторное получение мер социальной поддержки на жилье.

Следовательно, то обстоятельство, что истец была включена в Список участников Программы, не может служить основанием, при установлении отсутствии у истца право, для получения социальной выплаты.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно исходил из того обстоятельства, что общим правилом законодательства Российской Федерации о предоставлении социальных выплат на приобретение (строительство) жилья за счет средств бюджетов различных уровней является право каждого гражданина на получение социальной выплаты только один раз.

Суд первой инстанции разрешил спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 февраля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Панченко Гиты Степановны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  30.06.2022