Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении проектов зон санитарной охраны
Документ от 28.06.2022, опубликован на сайте 06.07.2022 под номером 100278, 2-я гражданская, о возложении обязанности представить проекты заг санитарной охраны источников питьевого водоснабжения для постановки на государственный учет, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0006-01-2022-000338-45

Судья Гаврилова Е.И.                                                                   Дело № 33а-2418/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         28 июня 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Смирновой Ю.В.,                     

судей Васильевой Е.В.,  Логинова Д.А.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 25 марта 2022 года по делу № 2а-283/2022, по которому постановлено:

административный иск Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

предоставить проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно­ бытового водоснабжения 16 артезианских скважин № № ***,  числящихся в реестре муниципального образования «Барышское городское поселение»,  для установления зон санитарной охраны в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области;

предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения - 16 артезианских скважин №№*** числящихся в реестре муниципального образования «Барышское городское поселение»,   для постановки на государственный кадастровый учет.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., объяснения прокурора             Сапаровой Р.Х., полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц,  обратился в суд с административным иском к администрации  МО «Барышский район» о  возложении обязанности представить проекты зон  санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для установления зон санитарной охраны в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения  о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны  санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для постановки на государственный кадастровый учет и выполнить указанные мероприятия в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской проверки  были выявлены нарушения санитарного законодательства на территории муниципального образования «Барышский район», выразившееся в ненадлежащей организации зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В реестре муниципального имущества  МО «Барышский район» находятся         16 источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения № № *** Однако, уполномоченным органом не определены границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, проекты данных зон не утверждены.

На указанные источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения разработаны проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в 2018 году ООО «***» получены санитарно-эпидемиологические заключения на эти источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Однако, указанные документы в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области не были предоставлены.

Просил обязать ответчика представить проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для установления зон санитарной охраны в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, а также представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения  о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны  санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для постановки на государственный кадастровый учет, выполнить указанные мероприятия в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения были ранее разработаны ООО «***» и направлялись в Министерство природы и цикличной экономки Ульяновской области, при этом суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле данного общества.

Судом не дана оценка доводам административного ответчика о передаче бремени содержания муниципального имущества – водяных скважин – от уполномоченного органа по управлению муниципальным имуществом - КУМИЗО МО «Барышский район» - к арендатору - МБУ «***» - по договору аренды.

Указывает, что в материалах дела имеются санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны, что означает само наличие разработанных данных зон, в связи с чем, полагает, что прокурор требовал от администрации повторно совершить действия, которые были совершены ранее. 

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

В заседание суда апелляционной инстанции  представители администрации МО «Барышский район» Ульяновской области, Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу требований ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и п.2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.3 и  п.4 ч.9 и в ч.10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Право граждан на благоприятную среду обитания закреплено в ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека, и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

В соответствии с ч.1 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Согласно ч.2 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В силу абз.2 п.4 и абз. 2 п.5 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999  № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. 

Согласно п.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны (далее также - ЗСО) организуются в составе трех поясов, в каждом из которых, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Согласно п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.1.13).

В силу ч.4 ст.14 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения поселения, в том числе относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

На основании пунктов 3, 4 ч.1 ст.16 этого же Закона, к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, а также организация в границах городского округа водоснабжения населения и водоотведения.

Статьей 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий. 

Как следует из материалов дела и установлено судом, администрация муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, на основании решения Совета депутатов МО «Барышское городское поселение» Барышского района Ульяновской области второго созыва от 24.10.2012 № 1/5, исполняет полномочия МО «Барышское городское поселение». На основании этого же решения муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Барышское городское поселение» Барышского района Ульяновской области» было ликвидировано.

В настоящее время в собственности муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области находятся 16  источников питьевого и хозяйственно-­бытового водоснабжения, артезианские скважины, расположенные в  Барышском районе  - № № ***.

Правоустанавливающих документов и проектных зон санитарной охраны на указанные выше источники водоснабжения не имеется.

В ходе прокурорской проверки выявлено, что на указанные источники питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, ранее были разработаны проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в 2018 г. ООО «***» получены санитарно-эпидемиологические заключения на указанные источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Однако, ООО «***» с 2019 г. и по настоящее время водоснабжением населения не занимается, поэтому указанные документы в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области не предоставлялись.

До настоящего времени границы зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения не определены, проекты данных зон не утверждены.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, как собственник спорных объектов, обязана предоставить проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно­ бытового водоснабжения                          16 артезианских скважин в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области для установления зон санитарной охраны. А также предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в зоны санитарной охраны данных источников питьевого и хозяйственно-­бытового водоснабжения.

С выводами суда первой инстанции  судебная коллегия соглашается, в том числе находит разумным установленный судом срок для выполнения требований - 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Вопреки доводам апелляционной жалобы сам по себе факт передачи источников питьевого и хозяйственно­ бытового водоснабжения в аренду                      МБУ «Чистый город», сам по себе не освобождает собственника имущества от обязанности нести бремя его содержания. Более того, ответчиком не представлено в материалы дела доказательств наличия договоров аренды имущества, которое используется в целях осуществления водоснабжения.

Доводы заявителя жалобы о том, что ООО «***» ранее разработала проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, судебной коллегией отклоняется, поскольку предметом спора являлась не разработка проектов, а обязанность их представления в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области,  которая не была исполнена.

Данные обстоятельства подтверждаются, в том числе, сообщением Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области.  Доказательств в подтверждение своих доводов административным ответчиком в суд не представлено.

В целом доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержат в себе обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.

Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно.

С учетом изложенного, оснований для отмены оспариваемого решения не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих в силу ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловную отмену решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 25 марта        2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено     29.06.2022.