Меню Содержимое
Ульяновский областной суд



Судебный акт Печать
О возложении обязанности обеспечить специализированным жилым помещением
Документ от 22.10.2019, опубликован на сайте 25.10.2019 под номером 84153, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить специализированным жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                                     Дело № 33-4169/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск                                                                                         22 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Калашниковой Е.В., Рыбалко В.И.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по делу 2-2920/19 на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 июня 2019 года, по которому с учетом определения того же суда от 31 июля 2019 года постановлено:

исковые требования Слякаевой Альфии Нарымановны к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области в соответствии с Законом Ульяновской области от 21 декабря 2012 года N 200-ЗО "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области" предоставить Слякаевой Альфии Нарымановны специализированное жилое помещение на условиях договора найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «Б*** район».

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

установила:

Слякаева А.Н. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области об обязании обеспечить ее специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований истица указала, что она в 2015 году  была поставлена на учёт в качестве нуждающейся в обеспечении жильём в Б*** районе Ульяновской области, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечением специализированны жилым помещением. Своего жилья не имеет. В предусмотренный законом срок ответчик жилое помещение ей не предоставил.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое судебное решение об отказе истице в удовлетворении ее требований.

В обоснование жалобы указано, что в настоящее время Министерством принят все должные меры по реализации положений закона Ульяновской области от 6 мая 2016 года № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области», однако в настоящее время, не по вине ответчика, отсутствует должное финансирование данной программы, как и отсутствуют основания для заключения государственных контрактов в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области не отрицает, что истица включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Вместе с тем, считает, что предоставление данному лицу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма незаконно, поскольку в указанный список включено более 1200 человек, которые также имеют право на предоставление жилья.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что истица Слякаева А.Н., родившаяся *** в *** относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 5 февраля 2015 года (протокол №3) истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Данные обстоятельства, подтвержденные представленным в судебную коллегию уведомлением Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области, стороной ответчика не оспаривались в суде первой инстанции, также не оспаривается и в судебной коллегии.

Согласно сведениям Управления Росреестра по Ульяновской области информация о зарегистрированных правах на недвижимое имущество на имя истицы отсутствует.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что истица Слякаева А.Н. не является обеспеченным жилым помещением, поскольку она зарегистрирована в жилом помещении, проживание в котором не обеспечивает ее учетной нормой жилой площади. Жилого помещения, где бы она имела право проживать на условиях найма или собственности с учетом обеспеченности учетной нормой, данное лицо не имеет.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

При таких обстоятельствах истица имеет право на обеспечение ее жилым помещением в соответствии с вышеприведенными положениями законодательства.

С учетом положений п. 3 постановления Правительства Ульяновской области от 27 декабря 2012 года  № 644-П «Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений» суд обоснованно возложил на ответчика -Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области обязанность обеспечить истицу Слякаеву А.Н. специализированным жилым помещением.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истица, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую оценку, постановил законное и обоснованное решение.

Все доказательства по делу судом оценены в соответствии с правилами ст. ст. 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для их иной оценки судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе), судом не допущено.

В силу изложенного, оснований к отмене решения суда по доводам, приведенным ответчиком в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 июня 2019 года по делу 2-2920/19, приятому с учетом определения того же суда от 31 июля 2019 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи: