Меню Содержимое
Ульяновский областной суд



Судебный акт Печать
Об обеспечении лекарственным препаратом
Документ от 01.10.2019, опубликован на сайте 09.10.2019 под номером 83704, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гришин П.С.                                                          Дело № 33-3774/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  1 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-384/19 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение  Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 15 мая 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Старомайнского района Ульяновской  области  удовлетворить.

Обязать  Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Цыпленкову Раису Александровну, *** года рождения, лекарственным препаратом *** в соответствии с медицинскими показаниями и в количестве, указанном в рецепте № 1386 от 15 марта 2019 года, и медицинскими изделиями ***, в соответствии с медицинскими показаниями и в количестве, указанном в рецепте №1387 от 15 марта 2019 года.

 

Заслушав доклад судьи  Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

И.о. прокурора Старомайнского  района Ульяновской области в интересах Цыпленковой Р.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении лекарственным препаратом и медицинскими изделиями.  В обоснование иска указал, что Цыпленкова Р.А. является инвалидом *** группы, в связи с имеющимися заболеваниями нуждается в приеме лекарственного препарата *** и медицинских изделиях ***, на которые ей лечащим врачом 15 марта 2019 года были выписаны льготные рецепты. Однако Цыпленкова Р.А.  указанным лекарственным средством и медицинскими изделиями обеспечена не была в связи с их отсутствием в аптечной сети акционерного общества  (далее – АО) «УльяновскФармация». Прокурор просил  обязать  государственное учреждение здравоохранения «Старомайнская районная больница» (далее – ГУЗ «Старомайнская  РБ»), Министерство  здравоохранения  Ульяновской области  обеспечить Цыпленкову Р.А. лекарственным препаратом *** и медицинскими изделиями *** на основании рецептов от 15 марта 2019 года.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст.70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,  приказа Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом и медицинскими изделиями. Тем самым, обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Указывает на наличие срока действия выписанных лечащим врачом рецептов, по истечению которого обеспечение лекарственным препаратом и медицинскими изделиями невозможно. При этом медицинские показания истца могут изменяться, и истец, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

В возражениях на жалобу прокурор Старомайнского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Цыпленкова Р.А. является инвалидом *** группы, наблюдается в ГУЗ «Старомайнская РБ»» с рядом хронических заболеваний.

15 марта 2019 года лечащим врачом истцу выписаны рецепты на лекарственный препарат *** и изделия медицинского назначения ***. 

Однако Цыпленкова Р.А. указанным лекарственным препаратом и изделиями медицинского назначения по названным льготным рецептам обеспечена не была в связи с отсутствием препарата и изделий медицинского назначения в аптечной сети.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности по обеспечению Цыпленковой Р.А. лекарственным препаратом и изделиями медицинского назначения, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми  лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Необходимый истцу лекарственный препарат включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года № 2738-р.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30 июля 1994 года «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

К числу льготной категории граждан данным постановлением отнесены инвалиды *** группы, которые имеют право на бесплатное обеспечение всеми лекарственными препаратами.

Пунктом 4 названного выше постановления Правительства Российской Федерации № 890 от 30 июля 1994 года органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

Таким образом, при разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Цыпленковой Р.А. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными  препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения должно осуществляться только на основании рецептов лечащего врача, не могут быть приняты во внимание, так как оспариваемым судебным решением на Министерство возложена обязанность обеспечить истца лекарственным препаратом и изделиями медицинского назначения  по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Цыпленковой Р.А. в спорном лекарственном препарате и изделиях медицинского назначения, носит постоянный характер.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 15 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи