Меню Содержимое
Ульяновский областной суд



Судебный акт Печать
Об обеспечении лекарственным препаратом
Документ от 01.10.2019, опубликован на сайте 09.10.2019 под номером 83699, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

Об обеспечении лекарственным препаратом

Документ от 01.10.2019, опубликован на сайте 09.10.2019 под номером 83698, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                      Дело № 33-3841/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  1 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1587/19 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на дополнительное решение  Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 июня 2019 года, по которому постановлено:

 

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Карпова Валерия Викторовича лекарственным средством *** в количестве 1 упаковки по выписанному рецепту от 02.08.2018.

 

Заслушав доклад судьи  Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска, действуя в интересах Карпова В.В., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении лекарственными препаратами. В обоснование иска указал, что Карпов В.В., *** года рождения, является инвалидом *** группы, состоит на учете в ГУЗ «Городская больница № 3» с рядом хронических заболеваний. Несмотря на выписанные врачом рецепты, он не был обеспечен лекарственными средствами: *** в количестве по 1 упаковке по выписанным рецептам от 05.07.2018, 02.08.2018, 03.09.2018, 06.11.2018, 05.12.2018, 11.01.2019, 08.02.2019; *** по 1 упаковке по выписанным рецептам от 06.11.2018, 05.12.2018, 11.01.2019, 08.02.2019; *** по 1 упаковке по выписанным рецептам от 11.01.2019, 08.02.2019; лекарственным средством *** в количестве по 1 упаковке по выписанным рецептам от 11.01.2019, 08.02.2019. Прокурор просил обязать ответчика обеспечить Карпова В.В. указанными лекарственными средствами  по названным льготным рецептам;  обратить решение к немедленному исполнению.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ Городская больница №3, врачей ГУЗ Городская больница №3 Степанову Ю.В., Шалынину Н.А., Дервянинову О.В. и рассмотрел заявленные требования по существу.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 9 апреля 2019 года на Министерство здравоохранения Ульяновской области возложена обязанность обеспечить Карпова В.В. лекарственными средствами: *** в количестве по 1 упаковке по выписанным рецептам от 05.07.2018, 03.09.2018, 06.11.2018, 05.12.2018, 11.01.2019, 08.02.2019; *** по 1 упаковке по выписанным рецептам от 06.11.2018, 05.12.2018, 11.01.2019, 08.02.2019; *** по 1 упаковке по выписанным рецептам от 11.01.2019, 08.02.2019; лекарственным средством *** в количестве по 1 упаковке по выписанным рецептам от 11.01.2019, 08.02.2019.

13 июня 2019 года тем же судом принято приведенное выше дополнительное решение, с которым в апелляционной жалобе не соглашается Министерство здравоохранения Ульяновской области и просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст.70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Отмечает, что за назначение и дозировку препарата несёт ответственность лечащий врач, только выписанные врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом. Считает, что необеспечение истца спорными лекарственными препаратами возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта. Указывает на наличие срока действия выписанных лечащим врачом рецептов, по истечению срока которых обеспечение спорным лекарством невозможно. При этом медицинские показания истца могут изменяться, и истец, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Ссылается на отсутствие возможности обеспечить истца спорными лекарственными препаратами по рецептам 2018 года по причине завершения данного финансового года.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Карпов В.В. является инвалидом *** группы, наблюдается в государственном учреждении здравоохранения «Городская больница № 3» с диагнозом: ***

Карпову В.В. лечащим врачом были выписаны льготные рецепты на лекарственные препараты: *** в количестве по 1 упаковке - 05.07.2018, 02.08.2018, 03.09.2018, 06.11.2018, 05.12.2018, 11.01.2019, 08.02.2019; *** по 1 упаковке - 06.11.2018, 05.12.2018, 11.01.2019, 08.02.2019; *** по 1 упаковке - 11.01.2019, 08.02.2019; *** в количестве по 1 упаковке - 11.01.2019, 08.02.2019.

Однако Карпов В.В. указанными лекарственными препаратами по названным льготным рецептам обеспечен не был в связи с их отсутствием в аптечной сети.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство обязанности по обеспечению Карпова В.В. лекарственными препаратами, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми  лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Необходимые истцу лекарственные препараты включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 № 2738-р, а ранее были включены в аналогичный Перечень на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 №2323-р.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

К числу льготной категории граждан данным постановлением отнесены инвалиды *** группы, которые подлежат обеспечению бесплатно всеми лекарственными препаратами.

Пунктом 4 названного выше постановления Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

Таким образом, при разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Карпова В.В. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными  препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства о том, что в части обеспечения истца лекарственными препаратами по рецептам 2018 года Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 №14/275-П утверждено действовавшее на момент возникновения спорных правоотношений  по рецептам от 2018 года Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 названного Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 № 25/565-П, вступившим в силу с 01.01.2019, Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья (п. 1.1).

Согласно разделу 2 Положения от 16.11.2018 Министерство в сфере управления здравоохранением:

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (пункт 20);

организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации (пункт 21);

организовывает обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пункт 48).

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Карпов В.В.

Довод ответчика о том, что в 2018 году Министерством был заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецептов, срок годности которых истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Карпова В.В. в спорных лекарственных препаратах носит постоянный характер.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить Карпова В.В. лекарственными препаратами по рецептам 2018 года в связи с окончанием 2018 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение лекарственными препаратами должно осуществляться только на основании рецептов лечащего врача, не могут быть приняты во внимание, так как оспариваемым судебным решением на Министерство возложена обязанность обеспечить истца лекарственными препаратами по конкретным рецептам врача.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

дополнительное решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 июня 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи