Меню Содержимое
Ульяновский областной суд



Судебный акт Печать
Обеспечение качественной питьевой водой
Документ от 01.10.2019, опубликован на сайте 09.10.2019 под номером 83658, 2-я гражданская, об обязании обеспечить бесперебойной и качественной питьевой водой, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецов И.В.                                                                     Дело № 33а-3954/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 1 октября 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В.,  Васильевой Е.В.,

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 8 июля 2019 года по делу № 2а-599/2019, по которому постановлено:

Административные исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Ульяновской области удовлетворить.

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Белоярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Белоярское» обеспечить население с.Старый Белый Яр Чердаклинского района Ульяновской области бесперебойной и качественной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия,

 

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Ульяновской области (Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области (администрация МО «Чердаклинский район»), муниципальному образованию «Белоярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области (МО «Белоярское сельское поселение»), муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Белоярское» (МУП ЖКХ «Белоярское») о возложении обязанности по обеспечению бесперебойной и качественной питьевой водой.

В обоснование административного иска было указано, что МУП ЖКХ «Белоярское» осуществляет питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение в с.Старый Белый Яр, Чердаклинского района, Ульяновской области на основании договора от 31 октября 2017 года, по которому передано в хозяйственное ведение муниципальное имущество в виде водопроводных сооружений и коммуникаций, в том числе с.Старый Белый Яр.

В ходе проверки обращения жителя с.Старый Белый Яр по поводу нарушения бесперебойной работы системы водоснабжения и качества питьевой воды было установлено несоответствие качества воды по санитарно-химическим показателям требованиям пункта 3.6. СанПиН 2.1.3.1074-01.

Установленные факты свидетельствуют о том, что МУП ЖКХ «Белоярское» не исполняет в должной мере взятые обязательства по предоставлению населению с.Старый Белый Яр услуг по холодному (питьевому) водоснабжению надлежащего качества, а администрация МО «Чердаклинский район» и МО «Белоярское сельское поселение» не обеспечивают условия, необходимые для организации подачи МУП ЖКХ «Белоярское» питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В иске содержалась просьба о возложении на административных ответчиков обязанности обеспечить население с.Старый Белый Яр, Чердаклинского района, Ульяновской области бесперебойной и качественной питьевой водой, соответствующей СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности горячего водоснабжения».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Чердаклинский район»  Ульяновской области просит об отмене решения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Жалоба мотивирована тем, что в настоящее время органы местного самоуправления утратили полномочия на осуществление деятельности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определены полномочия в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения только Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В связи с изменением законодательства Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден национальный проект «Экология» (протокол от 24.09.2018 № 16). Этим документом на федеральном уровне запланировано осуществить ряд комплексов в области природоохранительной деятельности, объединяющий сразу 11 федеральных проектов, рассчитанных на реализацию до конца 2024 года, в том числе федеральный проект «Чистая вода».

Данным проектом запланированы мероприятия по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки для обеспечения населения Российской Федерации качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, финансирование реализации которых предусмотрены за счет федеральных и региональных программ.

В Ульяновской области действует государственная программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Ульяновской области» на 2014-2021 годы, утвержденная Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37/411-П, имеющая подпрограмму «Чистая вода», целью реализации которой является, в том числе обеспечение населения Ульяновской области качественной питьевой водой, подаваемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения.

Стороны, их представители в суд апелляционной инстанции не явились, были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, что дает основание для рассмотрения дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 1 которой предусматривает, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения.

Из материалов дела следует, что 31 октября 2017 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Чердаклинский район» Ульяновской области и МУП ЖКХ «Белоярское» заключен договор о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение, по которому за МУП ЖКХ «Белоярское» закреплено имущество, находящееся в реестре муниципального имущества МО «Чердаклинский район», в том числе водокачка и артезианский скважины в с.Старый Белый Яр, Чердаклинского района, Ульяновской области.

В ходе проверки обращения жителя с.Старый Белый Яр Крятовой Ю.А. по поводу ненадлежащего качества питьевой воды и сбоев в ее подаче, Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области было установлено несоответствие качества воды в жилом помещении заявителя по показателям: мутность, цветность, жесткость, железно (Fe, суммарно), марганец (Mn, суммарно).

Результаты проверки послужили основанием для предъявления Управлением Роспортебнадзора по Ульяновской области настоящего административного иска об обеспечении населения с.Старый Белый Яр бесперебойной и качественной питьевой водой, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.

Разрешая данные требования, районный суд пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения и возложения на всех административных ответчиков обязанности обеспечить вышеназванное село бесперебойной и качественной питьевой водой.

Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может, считает его неправильным, несоответствующим обстоятельствам дела, что влечет отмену решения и принятие нового решения об отказе в удовлетворении административного иска на основании пункта 2 статьи 309, пункта 3 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах сельского поселения водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

Пунктом 4.3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с положениями частей 1, 1.1. статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления, в частности по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселения.

Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Частью 2 статьи 3 указанного Федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).

Согласно пунктам 4, 10, 18 того же Федерального закона под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); качество и безопасность воды – совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру; питьевая вода – вода, за исключением бутилированной питьевой воды, предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения, а также для производства пищевой продукции.

Статья 23 названного Федерального закона регламентируют обязанности организации, осуществляющей холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, подавать абонентам питьевую воду, которая соответствует установленным требованиям, с учетом особенностей настоящей статьи.

Эта же норма закона определяет обязанности органов местного самоуправления поселений, городских округов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить условия, необходимые для организации подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, организацией, осуществляющей холодное водоснабжение.

С учетом того, что требования административного иска фактически вытекают из оспаривании незаконности действий административных ответчиков (органов и организации местного самоуправления) в части ненадлежащего обеспечения населения питьевой водой, судебная коллегия полагает в силу требований части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения рассматриваемого административного иска Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области должно было доказать нарушение прав, свобод и законных интересов либо самого управления, либо прав, свобод и законных интересов лиц, в защиту которых он подан.

В административном иске не указано, в чьих интересах он подан, из административного иска предполагается, что он заявлен в интересах неопределенного круга лиц, в связи с чем именно Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области должно было доказать нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц действиями заявленных административных ответчиков.

Вместе с тем, таких доказательств административным истцом представлено не было.

По делу не установлено наличие перебоев с водоснабжением в с.Старый Белый Яр, о чем заявлено Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области.

Единственным доказательством в этой части, имеющимся в материалах дела, является жалоба жителя с.Старый Белый Яр Крятовой Ю.А. от 27 марта 2019 года, адресованная в Управление Роспортебнадзора по Ульяновской области, в котором она сослалась на необеспечение ее жилого дома бесперебойной подачей питьевой воды.

Никаких других доказательств подачи воды в с.Старый Белый Яр с перебоями материалы дела не содержат.

Наличия перебоев с подачей воды в с.Старый Белый Яр не было подтверждено ни в ходе проверки обращения Крятовой Ю.А., ни в ходе судебного разбирательства.

Представитель МУП ЖКХ «Белоярское» утверждал в судебном заседании о том, что проблем с перебоями водоснабжения в с.Старый Белый Яр не имеется, жалоб от жителей села не поступает.

При таких обстоятельствах оснований для возложения на административных ответчиков обязанности обеспечить население с.Старый Белый Яр бесперебойной подачей воды у районного суда не имелось.

Отсутствуют в материалах дела и бесспорные доказательства подачи воды МУП ЖКХ «Белоярское» в с.Старый Белый Яр ненадлежащего качества.

Кроме исследования показателей воды, отобранных в жилом доме              Крятовой Ю.А. 18 апреля 2019 года, других лабораторных исследований качества питьевой воды централизованного водоснабжения в с.Старый Белый Яр и данных о несоовтетствие качества питьевой воды установленным требованиям Управлением Роспротребнадзора по Ульяновской области не представлено.

Из материалов дела не следует, что явилось причиной ухудшения качества воды в жилом доме заявителя жалобы в Управление Роспортебнадзора по Ульяновской области Крятовой Ю.А.

Судебная коллегия обращает внимание, что в соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

При этом положения части 5 этой же статьи устанавливают обязанность территориального органа Роспотребнадзора направлять до 1 февраля очередного года уведомление в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение, о несоответствии средних уровней показателей проб питьевой воды после водоподготовки, но только в случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды.

Часть 6 этой статьи определяет порядок и сроки реагирования муниципалитетов на уведомление Роспотребнадзора о несоответствии средних уровней показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, нормативам качества питьевой воды (до 1 марта очередного года внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и семилетний срок приведения в соответствие средних уровней показателей проб питьевой воды).

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (часть 7 этой же статьи).

Управлением Роспортебнадзора по Ульяновской области в материалы дела не представлено доказательств отбора проб питьевой воды после водоподготовки в с.Старый Белый Яр в течение года, как и направление уведомления в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую водоснабжение с.Старый Белый Яр, о несоответствии качества питьевой воды установленным показателям в случае наличия такого несоответствия.

В силу изложенного оснований для возложения на административных ответчиков обязанности обеспечить качественной питьевой водой населения с.Старый Белый Яр также не имелось, в связи с чем при принятии нового решения в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от                        8 июля 2019 года отменить и принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей по Ульяновской области к администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, муниципальному образованию «Белоярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Белоярское» о возложении обязанности по обеспечению бесперебойной и качественной питьевой водой отказать.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи