Меню Содержимое
Ульяновский областной суд



Судебный акт Печать
Разрешение на строительство индивидуального дома
Документ от 05.10.2018, опубликован на сайте 10.10.2018 под номером 76235, 2-я гражданская, об оспаривании решения органа власти, решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Елистратов А.М.                                                                 Дело № 33а-4122/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город  Ульяновск                                                                               5 октября 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В.,  Васильевой Е.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 июня 2018 года, по которому постановлено:

исковые требования Скобаря Руслана Эдуардовича к администрации города Ульяновска удовлетворить.

Признать отказ от 19.04.2018 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу *** незаконным и обязать рассмотреть заявление Скобаря Руслана Эдуардовича о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по существу.

В удовлетворении исковых требований Скобаря Руслана Эдуардовича к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя  администрации города Ульяновска Рогановой Г.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя  Скобаря  Р.Э. – Ивановой   Ю.М., возражавшей против  удовлетворения  апелляционной   жалобы, судебная коллегия

 

установила:

Скобарь Р.Э. обратился с административным иском к администрации города Ульяновска, Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска о признании отказа от 19.04.2018 в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу *** незаконным, возложении обязанности выдать разрешение на строительство дома.

В обоснование требований указал, что является собственником незавершенного строительством жилого дома. 02.04.2018  обратился с заявлением о выдаче разрешения на строительство  жилого дома, однако ему было отказано. Данный отказ нарушает его права.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным. Указывает, что при вынесении решения были нарушены нормы материального права и неверно определены юридически значимые обстоятельства дела.

В обоснование указывает, что Генеральный план является основополагающим документом территориального планирования. Все решения, принимаемые органом местного самоуправления должны соответствовать Генеральному плану. Действующим Генеральным планом не установлена функциональная территория земельного участка, на котором предполагалось строительство жилого дома.  Отказ в выдаче разрешения на строительство является законным и обоснованным.

В судебное заседание не явился Скобарь Р.Э., надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено, что на основании договора аренды № 24-3-919 от 11.11.2015, зарегистрированного 08.02.2016, Скобарю Р.Э. в аренду на срок с 14.08.2015 по 30.06.2018  передан земельный участок, площадью 1000 кв.м с кадастровым номером *** по адресу: *** (земли населенных пунктов, территориальная  зона – Ж8С), для завершения строительства жилого дома.

Скобарь   Р.Э. обратился в администрацию города Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по ***.

19.04.2018 администрацией   отказано в выдаче разрешения на строительство.

Признавая незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство и отказывая  в удовлетворении  требований истца  об обязании  выдать  разрешения на строительство  жилого дома, суд первой инстанции указал на то, что   ссылка в отказе в выдаче разрешения на строительство лишь на ч.13 ст.51 Градостроительного  кодекса не позволяет установить какой именно недостаток допущен истцом при обращении с заявлением  о выдаче градостроительного плана.

Вместе с тем, судом  не было учтено следующее.

Истцу было отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома в  связи с  отсутствием функциональной зоны, на которой расположен земельный участок, поскольку  в соответствии с  Генеральным планом города Ульяновска функциональная  территория, на которой расположен земельный участок, не установлена.

Земельный участок, предоставленный  Скобарю Р.Э. в аренду,  не  вошел в Генеральный  план города Ульяновска, утвержденный решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83.

Вместе с тем  при внесении изменений в Генеральный план  города до                 2035 года в нем будет отражено включение в границы Ульяновска в том числе                  с. Кротовка.  В документе территориального  планирования города  будут отображены основные  направления развития Ульяновска. Так, в западном направлении  будет формироваться новый планировочный район «Карлинское» с включением развиваемых территорий сёл Кротовка и Арское.

В соответствии с Правилами землепользования  и застройки муниципального образования «город Ульяновск» земельный  участок, расположенный по адресу: ***  расположен в территориальной зоне Ж8С, которая предусматривает строительство  индивидуального жилого дома  с возможностью ведения личного подсобного хозяйства  (с содержанием  скота и птицы).

Согласно ч. 5 ст. 85 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, средне этажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Земельный участок, переданный истцу в аренду,  имеет вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.

В силу ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской  Федерации  земли в Российской Федерации земли в Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Таким образом, основой правового режима земельного участка в силу Земельного кодекса Российской Федерации является его целевое назначение и вид разрешенного использования.

В соответствии с ч. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Таким образом, утверждение границ функциональных зон Генеральным планом не влечет изменения правового режима земельного участка принадлежащего истцу, который  имеет вид разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство.

Согласно ч. 2. ст. 62 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации  обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов; содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Административным ответчиком не представлено в материалы дела доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***  расположен в зоне,  исключающей строительство жилого дома. На земельных участках, граничащих с земельным участком, по поводу которого возник спор, и которые находятся в одной зоне с ним, расположены  жилые дома.

Судебная коллегия  обращает внимание, что именно администрацией города Ульяновска данный земельный участок предоставлен Скобарю Р.Э. для завершения строительство жилого дома, что и было  осуществлено  последним.

Отсутствие  функциональной территории, на которой расположен земельный  участок, препятствует административному истцу в использовании земельного участка по целевому назначению.

С учетом вышеизложенного, судебная  коллегия приходит к выводу о том, что  отказ в выдаче на строительство является  незаконным. В связи с чем, решение суда в данной части является правильным.

При повторном рассмотрении заявления Скобаря Р.Э., при отсутствии  функциональной зоны, на которой расположен земельный участок,  права истца  восстановлены не будут, в связи  с чем, судебная коллегия считает необходимым    обязать администрацию города Ульяновска  выдать Скобарю Р.Э. разрешение  на строительство  индивидуального жилого дома по улице Степенной, дом 38 в селе Кротовка Засвияжского района города Ульяновска.

В связи с чем,  решение суда в части  возложения обязанности рассмотреть заявление о выдаче разрешения на строительство индивидуального  жилого дома и в части отказа в выдаче разрешения на строительство подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 июня 2018 года в части  возложения обязанности рассмотреть заявление о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома и в части отказа в выдаче разрешения на строительство  отменить.

Принять в данной части новое решение, которым обязать  администрацию города Ульяновска выдать Скобарю Руслану Эдуардовичу разрешение на строительство индивидуального жилого дома  по улице Степной, дом 38 в селе Кротовка Засвияжского района города Ульяновска.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а  апелляционную жалобу администрации города Ульяновска -  без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: