Судебный акт
Обеспечение техническими средствами реабилитации
Документ от 09.04.2024, опубликован на сайте 02.05.2024 под номером 112356, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Жилкина А.А.                                                              73RS0001-01-2023-006235-95

Дело №33-1756/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                               9 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Шлейкина М.И., Карабанова А.С.,

при ведении протокола помощником судьи Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 декабря 2023 года по гражданскому делу № 2-5720/2023, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах Лазаревой Ольги Евгеньевны удовлетворить частично.

Обязать ОСФР по Ульяновской области обеспечить Лазареву Ольгу Евгеньевну *** в соответствии с ИПРА *** от 19 июня 2023 г.

Взыскать с ОСФР по Ульяновской области в пользу Лазаревой Ольги Евгеньевны в счёт компенсации морального вреда 5000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Лазаревой О.Е. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

Требования были мотивированы тем, что Лазарева О.Е. является инвалидом *** группы бессрочно.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида                       № *** от 19 июня 2023 г. Лазарева О.Е. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - ТСР) – ***.

Данными  ТСР Лазарева О.Е. до настоящего времени не обеспечена, чем нарушаются ее права.

В связи с этим прокурор просил суд возложить на ответчика обязанность обеспечить Лазареву О.Е. указанными ТСР  и взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере  10 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены - ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, ОГАУСО ГЦ «Забота».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что в рамках исполнения государственного контракта от 18 сентября 2023 г. Лазарева О.Е. обеспечена *** по акту приема - передачи от 12 декабря 2023 г. Кроме того, ОСФР по Ульяновской области принимались меры по обеспечению Лазаревой О.Е. ***,  однако она не была обеспечена данным ТСР по независящим  от ОСФР по Ульяновской области обстоятельствам. Требования истца о компенсации морального вреда фактически вытекают из имущественных отношений, тогда как законом возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав инвалида не предусмотрена. Доказательств, подтверждающих невозможность Лазаревой О.Е. вести активную общественную жизнь, также совершения региональным отделением именно виновных действий, нарушающих личные неимущественные права истца, либо посягающих на принадлежащие ей другие нематериальные блага, не представлено.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Лазарева О.Е. является инвалидом *** группы бессрочно.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида                       № *** от 19 июня 2023 г. Лазарева О.Е. подлежит обеспечению ТСР – ***.

Ссылаясь на то, что Лазарева О.Е. до настоящего времени не обеспечена указанными ТСР, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции Лазарева О.Е. была обеспечена ***.

Также в суд апелляционной инстанции поступили заявления от и.о. прокурора Заволжского района г. Ульяновска и Лазаревой О.Е. об отказе от иска в части возложения на ОСФР по Ульяновской области обеспечить Лазареву О.Е. ***.

Из материалов дела следует, что 12 декабря 2023 г. Лазарева О.Е. была обеспечена ***.

Частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (часть 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.

При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу (часть 2 статьи 326.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь приведенными выше положениями закона, а также учитывая, что отказ прокурора  и Лазаревой О.Е. от иска в части обеспечения инвалида ТСР - креслом-коляской с ручным приводом прогулочной не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы инвалида или иных лиц, судебная коллегия считает необходимым принять отказ от части иска и прекратить производство по делу в части требований о возложении на ОСФ РФ по Ульяновской области обязанности по обеспечению Лазаревой О.Е. креслом-коляской с ручным приводом прогулочной.

Между тем, обеспечение Лазаревой О.Е. *** не свидетельствует об отсутствии нарушений прав инвалида со стороны ответчика.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

К техническим средствам реабилитации инвалидов в силу статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются, в том числе протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты).

Во исполнение указанных норм закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце втором пункта 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта. При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как установлено материалами дела и не оспаривалось ответчиком, по заявлению от 28 июня 2023 г. Лазарева О.Е. состоит на учете в качестве нуждающейся в обеспечении  ТСР – ***.

Поскольку ответчик своевременно не исполнил возложенные на него обязанности по предоставлению Лазаревой О.Е. ***, то выводы суда первой инстанции о возложении на ОСФР по Ульяновской области обязанности обеспечить Лазареву О.Е. указанным  ТСР являются законными и обоснованными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ОСФР по Ульяновской области принимались меры по обеспечению Лазаревой О.Е. вышеназванным ТСР, не могут повлечь отмены состоявшегося по делу решения, поскольку Лазарева О.Е. состоит на учете в качестве нуждающейся в обеспечении *** и ей не может быть отказано в  его предоставлении по мотиву отсутствия контрактов на поставку.

Сведений о получении Лазаревой О.Е. *** в материалы дела не представлено.

Также вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда в части взыскания с ответчика в пользу инвалида компенсации морального вреда, причиненного нарушением его прав на обеспечение техническими средствами реабилитации,  основано на нормах закона и является правильным.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь требованиями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с не обеспечением Лазаревой О.Е. ТСР  ей были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации причиненного морального вреда.

Доводы апелляционной жалобы ОСФР по Ульяновской области об обратном, судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку они (доводы) не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.

Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных отношений, несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку не предоставлением необходимых технических средств реабилитации ответчик нарушил личные неимущественные права инвалида.

Также вопреки доводам жалобы, размер компенсации морального вреда судом определен с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств, в том числе возраста и инвалидности истца, продолжительности нарушения прав истца, его нуждаемости в технических средствах реабилитации, степени перенесенных истцом нравственных страданий.

Установленный судом первой инстанции размер компенсации морального вреда в сумме 5 000 руб. отвечает требованиям разумности и справедливости. Правовых оснований для снижения компенсации морального вреда судебная коллегия не усматривает.

То обстоятельство, что Лазарева О.Е. не воспользовалась своим правом на самостоятельное приобретение технических средств реабилитации с последующей компенсацией расходов, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, поскольку способ защиты нарушенного права выбирает сам истец исходя из своих возможностей, в том числе и финансовых.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия,

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 декабря 2023 г. в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности обеспечить Лазареву Ольгу Евгеньевну ***  отменить.

Принять отказ и.о. прокурора Заволжского района г. Ульяновска и Лазаревой Ольги Евгеньевны от иска к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в части возложения обязанности обеспечить техническим средством реабилитации – ***.

Прекратить производство по делу в указанной части.

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.       

 

Председательствующий

 

Судьи: