Судебный акт
Обустройство средств первичной пож.безопасности
Документ от 16.04.2024, опубликован на сайте 03.05.2024 под номером 112242, 2-я гражданская, Об обязании выполнения работ по противопожарной безопасности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0021-02-2023-000396-12

Судья Яшонова Н.В.                                                                      Дело №33а-1800/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        16 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                      

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре  Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 10 января 2024 года по делу №2а-2-7/2024, которым постановлено:

 

административное исковое заявление и.о. прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах  неопределенного круга лиц, к МУ администрации МО «Белогорское сельское поселение», МУ администрацию МО «Тереньгульский район», ОГКП «Ульяновский областной водоканал» об обязании привести средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения  в исправное состояние, установить средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, удовлетворить частично.

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Белогорское сельское поселение» в срок до 30.06.2024 г. привести в исправное состояние средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения - пожарный водоем, расположенный по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, с. Белогорское, ул. Кошкина (территория СОШ).

Обязать муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области в срок до 30.06.2024:

- привести в исправное состояние средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения - пожарные гидранты, расположенные по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, с. Большая Борла, ул. Почтовая, д.16; ул. 1 Мая, д.44, ул. 1 Мая, д.34,; ул. 1 Мая, д.24; ул. 1 Мая, д.20; ул. 1 Мая, д.37,

- установить средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения - пожарные гидранты, по адресам: Ульяновская область, Тереньгульский район, с.Большая Борла, ул. Почтовая, д.36; ул. Молодежная, д.38; с.Алешкино ул.Писигина, д.48.

В удовлетворении административных исковых требований к                            ОГКП «Ульяновский областной водоканал» об обязании привести средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения  в исправное состояние, установить средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора           Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене,  судебная коллегия

 

установила:

 

И.о. прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к МУ администрации МО «Белогорское сельское поселение» об обязании привести средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения в исправное состояние, установить средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения.

В обоснование административных исковых требований указал, что в ходе проверки выявлены факты грубого нарушения требований законодательства, ставящие под угрозу жизнь и здоровье граждан, а именно, на территории             МО «Белогорское сельское поселение» в нарушении п.54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (противопожарный гидрант) находятся в неисправном состоянии либо отсутствуют.

Уточнив в ходе судебного разбирательства административные исковые требования, прокурор Тереньгульского района Ульяновской области просил обязать МУ администрацию МО «Белогорское сельское поселение» в срок до 30.06.2024 выполнить работы по приведению территории МО «Белогорское сельское поселение» в соответствии с требованиями противопожарной защиты, а именно: привести средство обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения – пожарный водоем, расположенный по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, с. Белогорское, ул. Кошкина (территория СОШ) в исправное состояние; обязать администрацию МО «Тереньгульский район» в срок до 30.06.2024 выполнить работы по приведению территории МО «Белогорское сельское поселение» в соответствии с требованиями противопожарной защиты, а именно: привести средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, расположенные по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, с. Большая Борла, ул. Почтовая, д.16, ул. 1 Мая, д.44, ул. 1 Мая, д.34, ул. 1 мая, д.24, ул. 1 Мая, д.20, ул. 1 Мая, д.37 в исправное состояние; установить средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения – пожарные гидранты по адресам: Ульяновская область, Тереньгульский район, с. Большая Борла, ул. Почтовая, д.36, ул. Молодежная, д.38; с. Алешкино, ул. Писигина, д.48.

К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены МУ администрация МО «Тереньгульский район», ОГКП «Ульяновский областной водоканал», в качестве заинтересованных лиц – ГУ МЧС России по Ульяновской области, 35 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Ульяновской области, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Сенгилеевскому и Тереньгульскому районам Управления надзорной деятельности МЧС России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В обоснование доводов жалобы указывает, что обязанность по обеспечению надлежащего технического функционирования, обслуживания и содержания средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения несут не только органы местного самоуправления поселения (обеспечение первичных мер пожарной безопасности), но и организация, в пользование которой переданы водопроводные сети - ОГКП «Ульяновский областной водоканал». Отсутствие в передаточных документах указания на пожарные гидранты не опровергает их фактическую передачу в пользование как части единого комплекса водопроводной сети. Кроме того, в решении суд ссылается на положения ст.38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ, в которой прописано, что ответственность на нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Несмотря на данные обстоятельства в удовлетворении требований к ОГКП «Ульяновский областной водоканал» судом необоснованно отказано.

Отмечает, что решение суда содержит противоречивые выводы о том, что ОГКП «Ульяновский областной водоканал» осуществляет текущий ремонт только сетей холодного водоснабжения, но не пожарных гидрантов, но в то же время указывает, что последние являются неотъемлемой частью водопроводной сети.

Таким образом, арендатор - ОГКП «Ульяновский областной водоканал» обязан проводить текущий ремонт сетей холодного водоснабжения, включая пожарные гидранты как их неотъемлемую часть. По мнению административного ответчика изложенные им доводы подтверждаются сложившейся судебной практикой.

В возражениях на апелляционную жалобу ОГКП «Ульяновский областной водоканал» просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание, кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствие с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям (часть 1 статьи 1).

 

Федеральным законом от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, в качестве которых могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч.ч.1 и 2 ст.62).

Первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (п.1 ст.63).

Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в частности, - создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, закреплены в ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности».

Согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу частей 1 - 4 статьи 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары.

Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения (ч.3 ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной прокуратурой Тереньгульского района Ульяновской области проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности выявлены существенные нарушения закона в деятельности администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области в отношении МО «Тереньгульское городское поселение», что не оспаривалось административными ответчиками в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Так, в неисправном состоянии находятся пожарные гидранты, расположенные по адресам: Ульяновская область, Тереньгульский район, с.Большая Борла, ул. Почтовая, д.16 – у пожарного гидранта штанга (шток) укорочена; ул. 1 Мая, д.44, д.34, д.24, д.20, д.37 – подача воды в наружную водопроводную сеть отсутствует; отсутствуют (демонтированы) пожарные гидранты по адресам: Ульяновская область, Тереньгульский район, с. Большая Борла, ул. Почтовая, д.36; ул. Молодежная, д.38; с. Алешкино, ул. Писигина, д.48. Пожарный водоем, расположенный по адресу Ульяновская область, Тереньгульский район, с. Белогорское, ул. Кошкина (территория СОШ) – не герметичен, что следует из сведений, предоставленных 35 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Ульяновской области – «Адреса неисправных гидрантов, водоемов в МО «Тереньгульский район», утвержденными 21.09.2023 начальником 35 ПСЧ 1 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Ульяновской области (т.1 л.д.7-8), а также суточным актом осмотра и определения технического состояния (работоспособности) пожарных гидрантов (водоемов) от 31.08.2023, составленным с участием представителей МЧС и администрации МО «Тереньгульский район» (т.1 л.д.134).

МО «Белогорское сельское поселение» входит в состав муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области.

Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов: с. Белогорское, с. Алешкино, с. Большая Борла, с. Еремкино, с. Сосновка и прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития поселения.

Постановлением главы администрации МО «Белогорское сельское поселение» от 09.09.2010 №501 в муниципальную собственность сельского поселения безвозмездно переданы: здание школы, 1997 года ввода в эксплуатацию, расположенное по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, с.Белогорское, ул. Кошкина, д.53 (т.2 л.д.122).

Здание школы передано в собственность МО «Белогорское сельское поселение» по решению Совета депутатов МО «Белогорское сельское поселение» №31/40 от 13.09.2010 «О приеме здания в муниципальную собственность», о чем составлен акт приема-передачи от 13.09.20210 (т.2 л.д.121, 123).

Согласно акту приема-передачи недвижимого имущества, передаваемого из собственности МО «Белогорское сельское поселение» в собственность                       МО «Тереньгульский район», утвержденного 05.09.2015, в собственность                   МО «Тереньгульский район» переданы, в том числе, буровые скважины и водопровод с. Белогорское, водопровод с. Большая Борла, с. Алешкино, водопровод новый с. Большая Борла (т.1 л.д.85-88).

Водопровод с. Белогорское, с. Алешкино, с. Большая Борла, числится в реестре муниципальной собственности района  (т.2 л.д.28).

01.12.2023 между МУ администрацией МО «Тереньгульский район» Ульяновской области и ОГКП «Ульяновский областной водоканал» заключен договор аренды имущества № 19/2023-а сроком на 11 месяцев (т.2 л.д.146-152).

Согласно п. 1.1 договора арендодатель предоставил за плату во временное владение и пользование арендатору: объекты холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе водопроводные сети в МО «Белогорское сельское поселение», в том числе, в с. Белогорское, с. Большая Борла, с. Алешкино.

На момент заключения договора, указанные в п. 1.1 договора объекты, находятся в реестре муниципального имущества МО «Тереньгульское городское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области. Имущество передается для предоставления услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории МО «Тереньгульское городское поселение» Тереньгульского района Ульяновской области (п.1.2 и п.1.3 договора).

 

Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение наличие и исправного состояния пожарных гидрантов относится к первичным мерам пожарной безопасности, а администрация городского поселения, являясь собственником водопроводных сетей, к которым присоединены пожарные гидранты, несет бремя их содержания и обязана обеспечить соблюдение первичных мер пожарной безопасности. В этой связи на МУ администрация МО «Белогорское сельское поселение» возложена обязанность привести в исправное состояние пожарный водоем, а на МУ администрация          МО «Тереньгульский район» о возложении обязанности по приведению в исправное состояние и установке пожарных гидрантов.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения требований пожарной безопасности являются по своему характеру первичными мерами пожарной безопасности, выполнение которых является обязанностью органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, как собственника имущества, необходимого для водоснабжения населения, поскольку это предусмотрено ч.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Пунктом 1 ст.127 Закона №123-ФЗ предусмотрено, что пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.

Пожарные гидранты, установленные на водопроводных сетях холодного водоснабжения, не могут функционировать сами по себе, так как являются частью системы водоснабжения, в связи с чем, представляют собой единое сооружение, поэтому не могут быть отдельными объектами недвижимости, подлежащими регистрации в установленном законом порядке.

Таким образом, поддержание находящихся на территории муниципального образования средств пожаротушения в исправном состоянии является                публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления.

Доводы заявителя жалобы о гражданско-правовой ответственности арендатора - ОГКП «Ульяновский областной водоканал» являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им судом дана надлежащая правовая оценка, с которой судебная коллегия соглашается. Данное юридическое лицо обоснованно признано судом ненадлежащим ответчиком, поскольку арендатор водопроводных сетей не несет ответственность за обеспечение первичных мер пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 10 января 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.04.2024