Судебный акт
Освобождение от взыскания исполнительского сбора
Документ от 23.04.2024, опубликован на сайте 26.04.2024 под номером 112223, 2-я гражданская, об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 07.11.2023, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2023-007027-47

Судья Шабинская Е.А.                                                                   Дело №33а-1938/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        23 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.                       

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 декабря 2023 года по делу №2а-6120/2023, которым постановлено:

административное исковое заявление Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области  удовлетворить.

Освободить Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству №***

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., судебная коллегия

установила:

 

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (далее также Министерство) обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенской Н.В. об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Требования мотивированы тем, что судебным приставом-исполнителем Ровенской Н.В. были рассмотрены материалы исполнительного производства от 26.10.2023 №***, возбужденного на основании исполнительного листа ФС №*** от 12.10.2023, выданного Ленинским районным судом                  г. Ульяновска по делу 2-2655/2023, предмет исполнения: обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области обеспечить Садилова А.С. благоустроенным специализированным жилым помещением на территории Муниципального образования «город «Ульяновск». 

По итогам рассмотрения было вынесено постановление о взыскании с Министерства исполнительного сбора в размере 50 000 руб., с чем административный истец не согласен. Указывает, что Министерство не отстраняется от исполнения вступившего в законную силу решения суда. Дефицит финансирования и предусмотренная конкурсная процедура не позволили исполнить требования исполнительного документа в 5-дневный срок, предусмотренный для добровольного исполнения.

После доведения до Министерства необходимых бюджетных лимитов, при наличии квартир на рынке недвижимости Ульяновской области, а также при условии, что владельцы этих квартир примут участие в конкурентных закупочных процедурах по приобретению квартир для детей-сирот на территории г.Ульяновска, Садилов А.С. в 2024 году будет обеспечен благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда на территории г.Ульяновска.

Просило освободить Министерство от взыскания исполнительского сбора по постановлению от 07.11.2023 по исполнительному производству ***.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Садилов А.С.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УФССП России по Ульяновской области                не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Полагает, что исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов взыскателя и должника.

При объективной (в случае ее наличия) невозможности исполнить решение суда должник по исполнительному производству не был лишен права обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения судебного акта, заключить соглашение с взыскателем по исполнительному листу и использовать иные правовые способы.

Отсутствие у должника необходимых финансовых возможностей для исполнения решений суда не может служить безусловным основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

В сложившейся ситуации Министерство в рамках правовых мер, предусмотренных законом, не проявило ту степень осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения требования исполнительного документа.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе.

Согласно п.30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции» при рассмотрении апелляционной жалобы суду апелляционной инстанции во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных             ч.1 ст.310 КАС РФ безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.

В силу ч.5 ст.41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

При этом неправильное определение истцом ответчика либо государственного органа не может влечь за собой отказ в принятии искового заявления, его возвращение, оставление без движения либо отказ в иске только по этому основанию. Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству в судебном акте привлекает к участию в деле надлежащий государственный орган в качестве надлежащего ответчика, а также заинтересованных лиц.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области в качестве административного ответчика указало судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Ровенскую Н.В. Судом при подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено УФССП России по Ульяновской области.

Однако, принимая решение по делу, судом первой инстанции оставлено без внимания то обстоятельство, что в рамках реализации положений Федерального закона от 21.12.2021 №417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии со ст.6.3 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения» в ФССП России создано Главное межрегиональное (специализированное) управление Федеральной службы судебных приставов (ГМУ ФССП России), для осуществления функций которого в субъектах Российской Федерации с 01.11.2023 созданы подразделения ГМУ ФССП России. В Ульяновской области – это специализированное отделение судебных приставов по Ульяновской области ГМУ ФССП России (СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России).

В этой связи межрайонные отделы (отделения) по особым исполнительным производствам территориальных органов Федеральной службы судебных приставов исключаются из структуры и штатного расписания.

Таким образом, при оспаривании в порядке главы 22 КАС РФ действий (решений)должностных лиц МОСП УФССП России по Ульяновской области к участию в деле необходимо привлекать ГМУ ФССП России с направлением почтовой корреспонденции в СОСП по Ульяновской области ГМУ ФССП России (432049, г.Ульяновск, ул.Азовская, 95) и ГМУ ФССП России (129085, г.Москва, проспект Мира, 105, стр.1).

Указанные обстоятельства не были приняты во внимание судом первой инстанции. Решение по делу принято судом после 01.11.2023, однако ГМУ ФССП России к участию в деле не привлечено.

Исходя из положений п.4 ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебный акт подлежит безусловной отмене судом апелляционной инстанции в случае принятия судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

В силу приведенных обстоятельств решение суда по настоящему административному делу не может быть признано законным, поскольку принято о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, а потому подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть изложенное, правильно определить круг лиц, участвующих в деле, их процессуальный статус, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения данного административного дела, в случае необходимости истребовать дополнительные доказательства, принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, регулирующими спорные правоотношения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 декабря 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд      г. Ульяновска.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24.04.2024.