Судебный акт
Об обеспечении ТСР
Документ от 16.04.2024, опубликован на сайте 24.04.2024 под номером 112123, 2-я гражданская, об обеспечении техническими средствами реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

73RS0011-02-2023-000565-35

Судья Мерзляков К.В.                                                                          Дело № 33-1863/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      16 апреля 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В., 

судей Федоровой Л.Г., Санатулловой Ю.Р.,

при секретаре Абдрахмановой Р.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 19 января 2024 года по делу № 2-2-17/2024, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Вешкаймского района Ульяновской области, в защиту интересов Кабиной Валентины Ивановны, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обеспечить Кабину Валентину Ивановну техническим средством реабилитации: ***.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН 7325000479) в пользу Кабиной Валентины Ивановны (паспорт серии ***) в счёт компенсации морального вреда 5000 (пять тысяч) рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Вешкаймского района Ульяновской области, в интересах Кабиной Валентины Ивановны, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области отказать.

В удовлетворении исковых требований прокурора к государственному учреждению здравоохранения «Вешкаймская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению Кабиной Валентины Ивановны техническими средствами реабилитации отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия 

 

УСТАНОВИЛА:

 

прокурор Вешкаймского района Ульяновской области обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее также – ОСФР по Ульяновской области), государственному учреждению здравоохранения «Вешкаймская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Вешкаймского района в ходе проверки установлено, что Кабиной В.И. была оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида. Согласно разделу «Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР)» Кабина В.И. должна быть обеспечена, в том числе *** по заявлению от января 2022 года, однако данным ТСР она не обеспечена.

Длительным необеспечением указанным техническим средством реабилитации Кабиной В.И. причинен моральный вред.

Просил обязать ответчиков обеспечить инвалида Кабину В.И. вышеуказанным техническим средством реабилитации, взыскать с ответчиков в пользу Кабиной В.И. компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что по заявлению от 18.01.2022 Кабина В.И. состоит на учете в качеств нуждающейся в ***. Сформировать Кабиной В.И. направление на получение ТСР не представилось возможным по причине отсутствия у Отделения действующего государственного контракта. Отделением принимались меры к заключения государственно контракта. По результатам последней размещенной в ЕИС конкурентной закупки №*** от 19.12.2023, заключен государственный контракт №*** от 12.01.2024. После поставки товара на территорию региона и проведения выборочной проверки Кабиной В.И. будет сформировано направление на получение ТСР.

Таким образом, полагают, что Отделением были приняты все меры своевременно, необходимые и достаточные для исполнения обязанностей по обеспечению инвалидов ТСР.

В части требования истца о компенсации морального вреда, Отделение считает, что требования фактически направлены не на защиту каких-либо неимущественных прав, а основаны на обстоятельствах невозможности отделения своевременного обеспечения инвалида видов ТСР, поименованных в иске, то есть иск вытекает из имущественных отношений. Также, доказательств о невозможности продолжать вести инвалиду активную общественную жизнь, также совершения отделением именно виновных действий, нарушающих личные неимущественные права истца либо посягающих на принадлежащие ей другие нематериальные блага, не представлено.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.

Из материалов дела следует, что Кабина В.И., *** года рождения, является инвалидом *** группы бессрочно (л.д. 13-14).

22.11.2009 ей оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида № *** к акту освидетельствования № *** (л.д. 8-12, 27-33).

В разделе «Технические средства реабилитации» указано на необходимость обеспечения специальным ***.

Однако, Кабина В.И. указанным техническим средством реабилитации обеспечена не была.

Ссылаясь на то, что истец не был обеспечен указанным средством реабилитации, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к верному выводу о возложении на ОСФР по Ульяновской области, как надлежащего ответчика, обязанности по обеспечению Кабиной В.И. специальным *** и частичном взыскании с данного ответчика в пользу Кабиной В.И. денежной компенсации морального вреда.

Выводы суда мотивированы, оснований не соглашаться с ними судебная коллегия не усматривает.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила), согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).

В силу пункта 5 Правил Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Как установлено материалами дела и не оспаривается ОСФР по Ульяновской области, вышеуказанные правила обеспечения истца техническим средством реабилитации не выполнены, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации техническим средством Кабина В.И. на момент рассмотрения судом дела  обеспечена не была. 

В связи с этим, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, возложив на ОСФР по Ульяновской области обязанность обеспечить Кабину В.И. техническим средством реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, а именно ***.

При этом, довод о том, что ответчиком предпринимались меры к обеспечению Кабиной В.И. не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку, несмотря на принятые меры, инвалид положенным ему техническим средством реабилитации на момент принятия решения обеспечен не был.

Решение суда в части взыскания с ответчика в пользу инвалида компенсации морального вреда, причиненного нарушением его прав на обеспечение техническим средством реабилитации, также основано на нормах закона и является правильным.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с не обеспечением истца  указанным техническим средством реабилитации, ему были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с надлежащего ответчика в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в разумном размере - 5000 руб.

Доводы апелляционной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, так как они не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Материальный и процессуальный закон применены судом верно.

Таким образом, решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 19 января 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Майнский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.04.2024.