20.11.2014

Областным судом в качестве суда второй инстанции 20.11.2014 г. рассмотрены 25 административных дел.
Отменены с направлением на новое рассмотрение в тот же суд 11 решений; прекращено производство по 1 делу.
В рассмотренных:
- дело по жалобе К-ва А.А. в интересах общества с ограниченной ответственностью «Техцентр Автомир-Сервис» (ООО «Техцентр Автомир-Сервис») на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 05 сентября 2014 года.
Постановлением государственного инспектора РФ по охране природы по Ульяновской области Б-вой Н.К. от 03.06.2014 №77 ООО «Техцентр Автомир-Сервис» привлечено к административной ответственности по статье 8.41 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В вину ООО «Техноцентр Автомир-Сервис» вменено то, что юридическое лицо в нарушение ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 и п.п. 1,2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 557 от 08.06.2006 осуществило платеж за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года только 24.01.2014, то есть с нарушением установленного для внесения такого платежа срока – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 05.09.2014 данное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Ульяновский областной суд, защитник ООО «Техцентр Автомир-Сервис» К-ев А.А. просил постановление административного органа и решение суда отменить, производство по делу за малозначительностью совершенного правонарушения прекратить.
В обосновании жалобы указал, что ООО «Техцентр Автомир-Сервис» не оспаривает, что было допущено нарушение срока внесения платежа за негативное воздействие на окружающую среду. Однако сумма задолженности была небольшая – 14 179 руб., и правонарушение не повлекло неблагоприятных воздействий. Кроме того, период просрочки платежа составил всего 4 дня, платеж должен был быть внесен не позднее 20.01.2014, а фактически внесен 24.01.2014.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела,  вышестоящая судебная инстанция заключила  следующее.
Суд установил, что ООО «Техцентр Автомир-Сервис» является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду.
В результате внеплановой документальной проверки Управления Росприроднадзора по Ульяновской области по  соответствию хозяйственной и иной деятельности проверяемого лица требованиям законодательства об охране окружающей среды, установлено, что ООО «Техцентр Автомир-Сервис» не осуществило платеж за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года в установленные сроки, а именно: не позднее 20.01.2014.
При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2013 года произведена ООО «Техцентр Автомир-Сервис» 24.01.2014.
Установленные обстоятельства по делу свидетельствуют о совершении ООО «Техцентр Автомир-Сервис» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ.
Не оспаривая факт вменяемого ему правонарушения, защитник ООО «Техцентр Автомир-Сервис» просил о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 2.9 КоАП РФ за малозначительностью, учитывая непродолжительную просрочку платежа (4 дня), небольшой размер задолженности (14 179 руб.) и отсутствие неблагоприятных последствий.
Однако оснований для прекращения производства по делу за малозначительностью не усматривается.
Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В рассматриваемой ситуации существенная угроза правоохраняемым интересам характеризуется, прежде всего, безразличным, пренебрежительным отношением виновного к принятой на себя публично-правовой обязанности в сфере соблюдения своевременного внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. При этом хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
При таких обстоятельствах оснований признать совершенное правонарушение малозначительным не имелось.
Ответственность по ст. 8.41 КоАП РФ наступает за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, состав ст. 8.41 КоАП РФ является формальным и не содержит таких признаков объективной стороны, как значительный срок просрочки, большой размер суммы платежа и необходимость наступления вредных последствий.
Административное наказание назначено ООО «Техцентр Автомир-Сервис» в пределах, установленных санкцией ст.8.41 КоАП РФ. 
Каких-либо нарушений прав ООО «Техцентр Автомир-Сервис» при привлечении к ответственности либо при рассмотрении жалобы его защитника, влекущих отмену судебного решения, по делу  не допущено. 
Решением Ульяновского областного суда № 7-327/2014 от 20 ноября 2014 г. решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 05 сентября 2014 года оставлено без изменения, жалоба К-ва А.А. в интересах  ООО «Техцентр Автомир-Сервис» - без удовлетворения;
 - дело по жалобе директора ООО «Полигон» М-ва В.В. на постановление Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 августа 2014 года.
10.04.2014 старшим государственным инспектором - заместителем начальника отдела государственного экологического надзора К-вым Р.Е. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Полигон» и проведении административного расследования.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужило письмо из Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры с приложенным обращением от Т-ва И.В. от 03.04.2014 по факту замусоривания территории, прилегающей к полигону твердых бытовых отходов, на котором осуществляет свою деятельность ООО «Полигон».
Согласно протоколам осмотра полигона ТБО от 23.04.2014 и 13.05.2014 установлено, что при въезде на полигон ТБО и на прилегающей к нему территории, в том числе в санитарно-защитной зоне, разбросаны отходы. На южной стороне полигона участок ограждения поврежден, на восточной стороне отходы размещены вплотную к ограждению, отсутствуют отвал и улавливающая сетка, предотвращающая распространение отходов. В 200 м юго-восточнее въезда на полигон ТБО находятся сгоревшие и тлеющие отходы в виде пепла и огарков, от которых исходит дым. Также у ООО «Полигон» была истребована копия журнала учёта поступающих на полигон ТБО отходов за период с июня 2013 года по май 2014 года, из которой следует, что код отходов по ФККО в журнал не заносился.
Согласно протоколу результатов биотестирования от 29.04.2014 установлено, что пробы с  санитарно-защитной зоны и  с обочины дороги, ведущей к полигону ТБО, относятся к 4 классу опасности.
Согласно количественного химического анализа атмосферного воздуха от 15.05.2014 в отобранных пробах атмосферного воздуха содержание углерода оксида превышает предельно допустимую концентрацию в 1,24 раза.
За нарушение п.п. 3.7, 4.4, 5.3, 5.6, 5.7 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», положений Порядка учёта в области обращения с отходами, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721, Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области в отношении ООО «Полигон» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ.
06.06.2014 административный материал в отношении ООО «Полигон» был направлен в Ленинский районный суд г. Ульяновска для рассмотрения по существу.
За указанное правонарушение Ленинский районный суд г. Ульяновска от 25.08.2014 ООО «Полигон» признал виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и подверг его административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 руб.
В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, директор ООО «Полигон» М-нов В.В. не согласился с постановлением судьи, просил его изменить, снизив размер назначенного административного штрафа.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела,  вышестоящая судебная инстанция пришла к выводу, что факт нарушений ООО «Полигон» ст.11, ч.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 3.7, 4.4, 5.3, 5.6, 5.7 Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», положений Порядка учёта в области обращения с отходами, утвержденных Приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721 подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств.
Данным доказательствам районный суд дал оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ и пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии ООО «Полигон» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Оснований для снижения размера назначенного судом ООО «Полигон» административного штрафа не усматривается.
Назначенное наказание соответствует санкции ст. 8.2 КоАП РФ.
Решением Ульяновского областного суда № 12-336/2014 от 20 ноября 2014 г. постановление Ленинского районного суда г. Ульяновска от 25 августа 2014 года оставлено без изменения, жалоба директора ООО «Полигон» М-ва В.В. – без удовлетворения.

(подробнее – см. раздел «Судебные акты»)