24.12.2013

Областным судом в качестве суда второй инстанции 24.-25.12.2013 г. рассмотрено 17 административных дел, поступавших из районных и городских судов (отменено с направлением на новое судебное рассмотрение 1 решение районного суда).
- дело по жалобе Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области на постановление судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 ноября 2013 года.
В ходе рейдового мероприятия, проведенного 30.07.2013 на основании  Приказа Росприроднадзора от 16.08.2011 N 610 "Об утверждении Плана комплексных мероприятий по предотвращению, выявлению и ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации", приказа Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от 26.07.2013 № 970 в границах муниципального образования «город Ульяновск» выявлен факт несанкционированного размещения твердых бытовых отходов и строительного мусора, расположенных в лесном массиве и вдоль участка второстепенной автомобильной дороги по Сельдинскому шоссе северо-западнее п. Сельдь в Ленинском районе МО «г.Ульяновск». Общая площадь несанкционированного размещения ТБО, строительного мусора и грунтов, образовавшихся при проведении землеройных работ, на этом участке составляет 4701 кв.м. Выявленные участки (свалки) не огорожены и образованы на открытом грунте.
В отношении администрации города Ульяновска составлен протокол об административном правонарушении от 30.09.2013г. № 227 по ст.8.2 КоАП РФ.
Также в ходе административного расследования было установлено, что земельные участки (за исключением земельного участка № 4, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении на администрацию г.Ульяновска) относятся к категории - «земли лесного фонда» и являются частью земельного участка с кадастровым номером…, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский лесхоз (Ульяновское лесничество), на который согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.01.2004г. серии … № … зарегистрировано право собственности РФ. Данные земельные участки не переданы кому-либо в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование и не имеют иных обременений.
В ходе проведения административного расследования был проведен расчет размера вреда, причиненного почвам в результате размещения отходов (ТБО и строительный мусор) на участке лесного фонда Ульяновского лесничества вдоль второстепенной автомобильной дороги по Сельдинскому шоссе северо-западнее  п. Сельдь в Ленинском районе МО «г.Ульяновск».
Согласно экспертному заключению Ульяновского филиала ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» от 03.10.2013г. № 26/П размер вреда, причиненный почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате размещения отходов (ТБО и строительный мусор) на участке лесного фонда Ульяновского лесхоза составил 2 054 000 рублей.
По результатам биотестирования отходов Ульяновским филиалом ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» от 06.08.2013г. № 351/1, № 351/2, твердые бытовые отходы и строительный мусор, отобранные с лесного массива и участка второстепенной автомобильной дороги по Сельдинскому шоссе северо-западнее п. Сельдь в Ленинском районе МО «г.Ульяновск» являются отходами IV класса опасности для окружающей среды.
07.10.2013 по итогам административного расследования отделом государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области в отношении Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области был составлен протокол об административном правонарушении по части 2 ст.8.31 КоАП РФ.
За указанное правонарушение постановлением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15.11.2013 Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ранее Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области, далее - Минприроды Ульяновской области) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.8.31 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере  20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Ульяновской областной суд, Минприроды Ульяновской области просило постановление суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе указывалось, что субъектом данного правонарушения может являться лицо, совершившее по умыслу либо по неосторожности засорение лесов. Вины Минприроды Ульяновской области в данном случае не установлено.
Суд не учёл, что полномочия органов государственной власти в части выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется путем размещения заказов на выполнение  данных работ, исходя из лесохозяйственных регламентов лесничеств (лесопарков), лесоустроительной документации, а также результатов лесопатологических и иных обследований. При этом субвенции из федерального  бюджета на размещение заказов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в 2013 году Минприроды не выделялись, защита бюджетных корректировок на 2014 год запланирована, в том числе, на размещение заказов на выполнение указанных работ.
Указывалось, что в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2906.2007 № 414, под захламленностью и загрязнением лесов понимается повреждение лесных насаждений в результате негативного воздействия ветра, снега, вод, а также при наличии валежной древесины. Загрязнение лесов отходами данными Правилами не урегулировано.
Также полагалось, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы вышестоящая судебная инстанция пришла к обоснованному выводу о наличии в деянии, совершенном Минприроды Ульяновской области, состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.8.31 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что указанные несанкционированные свалки располагаются на землях лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Минприроды Ульяновской области, не выполнившее должным образом возложенные на него задачи в сфере защиты и охраны лесов от загрязнения, является надлежащим субъектом указанного административного правонарушения.
Доводы жалобы о том, что загрязнение лесов отходами не урегулировано Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414, отклонены, поскольку данными Правилами к санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Доводы жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, признаны несостоятельными.
Нарушений или неправильного применения норм административного законодательства, которые привели или могли привести к неверному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в жалобе, не допущено.
Постановление о привлечении Минприроды Ульяновской области к административной ответственности вынесено судом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Минприроды Ульяновской области в пределах, установленных санкцией части 2 статьи 8.31 КоАП РФ.
Постановленный судебный акт является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Решением судьи Ульяновского областного суда № 7-245/2013 от 24.12.2013 г. постановление Ленинского районного суда г. Ульяновска от 15 ноября 2013 года оставлено без изменения,  жалоба Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области  – без удовлетворения.

(подробнее – см. раздел «Судебные акты»)