Судебный акт
Отстранение работника от работы за отказ от вакцинации
Документ от 07.06.2022, опубликован на сайте 10.06.2022 под номером 99961, 2-я гражданская, о признании приказа незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0004-01-2021-014226-84

Судья Русакова И. В.                                                                           Дело № 33-2011/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       7 июня 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей  Герасимовой Е.Н.,  Федоровой Л.Г.,

при секретаре  Каминской Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе          Зибуниной Натальи Александровны на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 18 января 2022 года по делу № 2-97/2022, которым  постановлено: 

 

в удовлетворении исковых требований Зибуниной Натальи Александровны к обществу с ограниченной ответственностью «Аполлония» о признании незаконным приказа об отстранении от работы от 15 ноября 2021 года, возложении обязанности допустить к работе, взыскании заработной платы за время отстранения от работы, денежной компенсации, компенсации морального вреда – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Зибуниной Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя общества с ограниченной ответственностью «Аполлония» Будаевой О.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

 

Зибунина Н.А. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к обществу с ограниченной ответственностью (далее – ООО, Общество) о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что 1 декабря 2018 года была принята на работу в ООО «Аполлония» в должности ***. 18 октября 2021 года директором Общества издан приказ №8 о необходимости представить работниками в отдел трудового и кадрового обеспечения ООО «Аполлония» не позднее 1 ноября 2021 года медицинский документ, подтверждающий проведение профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции COVID-19, либо медицинский документ, подтверждающий наличие медицинских противопоказаний для вакцинации. Поскольку она не представила ответчику сведения о прохождении вакцинации, а равно документа о медицинских противопоказаниях, 15 ноября 2021 года директором ООО «Аполлония» издан приказ № 11-к об отстранении ее (истца) от работы на период с 15 ноября 2021 года до момента вакцинации без сохранения заработной платы. Вместе с тем, действия работодателя являются незаконными, так как последним не было обеспечено прохождение вакцинации, медицинский осмотр организован не был, не проводилась разъяснительная беседа с уведомлением о возможных последствиях отказа от вакцинации. Кроме того, ее (истца) отказ от вакцинации работниками медицинского учреждения зафиксирован не был, что является обязательным условием при разрешении вопроса об отстранении от работы. Требование ответчика самостоятельно пройти вакцинацию без официального направления работодателя, является неправомерным.  Просила признать незаконным приказ об отстранении от работы от 15 ноября 2021 года, возложить на ответчика обязанность допустить ее к работе, взыскать заработную плату за время отстранения от работы, денежную компенсацию, компенсации морального вреда в размере 70 000 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство здравоохранения Ульяновской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области и, рассмотрев заявленные требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Зибунина Н.А. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что решение суда не соответствует нормам действующего санитарно-эпидемиологического и трудового законодательства. Не соглашается с выводами суда о законности требований работодателя пройти вакцинацию на основании постановления главного санитарного врача региона; об обязательности вакцинации на основании этого постановления; о законности отстранения работника от работы. Полагает, что суд необоснованно принял во внимание как отказ от вакцинации ее возражения в ответ на приказ работодателя. Считает, что постановление главного санитарного врача региона не является нормативным актом. Вывод суда о том, что работодатель обязан отстранить работника от работы только по основаниям не прохождения вакцинации, основан на неправильном толковании норм материального права. Отстранение работника от работы возможно только по письменному требованию должностного лица Роспотребнадзора, и должно быть строго персонализированным. Обращает внимание, что действующее законодательство не позволяет главным санитарным врачам возлагать обязанности по проведению вакцинации на работодателя. По мнению автора жалобы, отказ от профилактической прививки должен быть заявлен медицинскому работнику и зафиксирован письменно. Обязательным условием при фиксации отказа является разъяснение лицу последствий отказа. Такого отказа от вакцинации с ее стороны зафиксировано не было. Просит учесть, что у работника отсутствует обязанность самостоятельно проходить вакцинацию, так как профилактические прививки проводят по назначению врача. Решение суда нарушает ее права, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В возражениях на жалобу ООО «Аполлония» просит решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 1 декабря 2018 года  Зибунина Н.А. состоит в трудовых отношениях с ООО «Аполлония» в должности *** (л.д. 12, 16).

Согласно уставу ООО «Аполлония» целью деятельности Общества являются: расширение рынка оказания медицинских услуг, торговли продовольственными и непродовольственными фармацевтическими товарами, торгово-закупочной деятельности; удовлетворение общественных потребностей в медицинских услугах (л.д. 64-70).

Согласно лицензии №73-01-000325 от 29 ноября 2007 года в номенклатуру работ и услуг ООО «Аполлония» включены: работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: сестринскому делу, стоматологии; работы (услуги), выполняемые при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по: ортодонтии, стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической (л.д. 62-63).

Приказом ООО «Аполлония» № 8 от 18 октября 2021 года на основании ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 5, ст. 10, п.п. 1, 3 ст. 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний», постановления главного государственного санитарного врача по Ульяновской области от 12 октября 2021 года № 542 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемиологическим показаниям» было предписано работникам Общества представить в отдел трудового и кадрового обеспечения медицинский документ, подтверждающий проведение профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2) либо медицинский документ, подтверждающий наличие медицинских противопоказаний для вакцинации не позднее 1 ноября 2021 года (л.д. 20).

Приказом ООО «Аполлония» № 11-к от 15 ноября 2021 года на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ  «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 №825 «Об утверждении Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных заболеваний», постановления главного государственного санитарного врача по Ульяновской области от 12 октября 2021 года №542 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям», приказа Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» медицинская сестра Зибунина Н.А. отстранена от работы в связи с не прохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19, на период с 15 ноября 2021 года до момента ее вакцинации; главному бухгалтеру предписано не начислять заработную плату на весь период отстранения (л.д. 21).

Полагая отстранение от работы незаконным, Зибунина Н.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации ст. 2 Трудового кодекса Российской федерации относит в том числе свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

В силу ч. 1 ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с этим Кодексом.

В силу ч. 2 ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (абзацы 1 и 2 ч. 1 ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, по которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 ч. 1 указанной нормы закона приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Исходя из положений ч. 2 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее Федеральный закон № 157-ФЗ).

Частью 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ установлено, что отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Согласно статьям 10-11 Федерального закона 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона № 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Коронавирусная инфекция COVID-19 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (в редакции от 31 января 2020 года).

Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции была внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 декабря 2020 года №1307н, действовавшим до 20 декабря 2021 года.

В соответствии с действующим в настоящее время приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 декабря 2021 года № 1122н прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 включена в Календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям.

Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 157-ФЗ).

Согласно действующему календарю профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям в категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции, к приоритету первого уровня отнесены в том числе взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров.

Указом Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 года № 19 (с последующими изменениями и дополнениями) на территории Ульяновской области был введен режим повышенной готовности с установлением обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности.

Во исполнение пункта 6 части 1 ст. 51 Федерального закона № 52-Ф3, ст. 10 Федерального закона № 157-Ф3, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 15 июня 2021 года принято постановление №1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», согласно которому необходимо обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе гражданам, работающим на основании трудового договора в организациях, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения.

Постановлением главного Государственного санитарного врача по Ульяновской области от 12 октября 2021 года № 542 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим основаниям» руководителям организаций, предприятий, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Ульяновской области, в сферах, установленных п. 1 данного постановления (в сфере здравоохранения) предписано в срок до 15 ноября 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 декабря 2021 года – вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников.

Согласно разъяснениям Минтруда и Роспотребнадзора от 23 июля 2021 года по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных № 14-4/10/П-5532, граждане, входящие в группы риска по роду своей профессиональной деятельности, указанной в постановлениях главных санитарных врачей субъектов Российской Федерации, обязаны пройти вакцинацию против короновирусной инфекции. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия. При этом обязанность по вакцинации не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, руководствуясь приведенными выше нормами закона и установив, что Зибунина Н.А. работает по трудовому договору в организации, осуществляющей деятельность в сфере здравоохранения, отнесена к категории граждан приоритета первого уровня, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19); была ознакомлена под роспись с приказом работодателя от 18 октября 2021 года о необходимости предоставления медицинских документов о вакцинации в срок до 1 ноября 2021 года, однако таких документов до 15 ноября 2021 года не представила; в возражениях в адрес работодателя (л.д. 71-75) выразила несогласие с проведением вакцинации, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что Зибунина Н.А. отстранена от работы правомерно.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у ответчика законных оснований для отстранения Зибуниной Н.А. от работы не основаны на нормах закона и противоречат материалам дела, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.

Утверждения истца о том, что отстранение работника от работы возможно только на основании письменного и персонализированного требования должностного лица Роспотребнадзора, несостоятельны, поскольку из приведенных выше положений законодательства, а также п. 8.34.3 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 июля 2012 года № 703, следует, что с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности должностные лица Управления имеют право при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям как гражданам, так и отдельным группам граждан, к числу которых, безусловно, относятся медицинские работники. 

Суд обоснованно принял во внимание отказ истца от вакцинации, выраженный в категоричной форме в возражениях, представленных в адрес работодателя на приказ от 18 октября 2021 года.

Доводы Зибуниной Н.А. о том, что такой отказ должен быть выражен только медицинскому работнику и последним зафиксирован, основаны на неправильном применении к спорным правоотношениям норм закона.

Риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а, следовательно, учитывая, что новая коронавирусная инфекция (COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, внесена в календарь профилактических прививок, то обязательность прививок в этом случае обуславливается вышеуказанными нормами Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии». Отказ от такой прививки влечет те же последствия, что и отказ от прививки в обычных условиях работы с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Доводы истца о нарушении ее прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации, судебной коллегией также отклоняются, поскольку отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.

Поскольку отстранение истца  от работы связано с ее личным волеизъявлением на основании отказа от обязательной вакцинации, суд, исходя из положений статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что ООО «Аполлония» обоснованно не начисляет и не выплачивает истцу заработную плату.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 18 января 2022 года  оставить без изменения, апелляционную жалобу Зибуниной Натальи Александровны  – без удовлетворения.           

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Заволжский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  09.06.2022.