Судебный акт
О взыскании расходов на проезд к месту лечения ребенка-инвалида
Документ от 07.06.2022, опубликован на сайте 10.06.2022 под номером 99911, 2-я гражданская, о взыскании расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно ребенка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2021-012167-18

Судья Бирюкова О.В.                                                                           Дело № 33-1947/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          7 июня 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-406/2022 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 9 февраля 2022 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Готовской Ксении Александровны удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Готовской Ксении Александровны расходы на проезд к месту лечения и обратно в размере  27 100  руб.

В остальной части иска и в иске к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Министерству здравоохранения Ульяновской области, ОГКУ СО «Комплексный кризисный центр»  - отказать.    

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Готовской К.А. – Тришина В.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Готовская К.А., действующая в интересах Г*** Е.К. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - УРО ФСС РФ. Фонд), Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о взыскании расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно ***-инвалида и сопровождающего лица.  В обоснование иска указала, что является матерью *** Г*** Е.К., *** года рождения. В связи с вызовом ****** на восстановительное лечение в ФГБУ «Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки Минобороны России», ей были выданы соответствующие направления на лечение в это учреждение из ГУЗ «Детская городская клиническая больница г.Ульяновска» и талон № 2 для оформления именных направлений на проезд к месту лечения. Периоды лечения ***-инвалида!%: с 1 по 21 июля 2018 года; с 7 по 21 мая 2019 года; с 5 по 25 августа 2019 года; с 9 по 24 ноября 2019 года; с 1 по 21 августа 2020 года. С целью получения проездных документов на бесплатный проезд она обращалась в  ГУ-УРО ФСС РФ. В возмещении расходов ей было отказано. Просила взыскать с надлежащего ответчика расходы на оплату проезда к месту лечения и обратно в общей сумме 184 398 руб. 40 коп.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков Министерство здравоохранения Ульяновской области, ОГКУ СО «Комплексный кризисный центр», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУЗ «Детская городская клиническая больница г. Ульяновска», АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед», ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УРО ФСС РФ считает решение суда незаконным и подлежащим отмене в части взыскания расходов на проезд к месту лечения и обратно в размере 27 100 руб.  В обоснование жалобы указывает, что действовавшим в период апреля-мая 2019 года административным регламентом № 271н было установлено, что для предоставления заявителю бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения заявителем должны были быть представлены направление органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения для получения медицинской помощи и талон № 2. Непредставление данных документов является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги. Обращает внимание, что заявителем не предоставлялись в Фонд указанные выше документы. В этой связи полагает, что истцом не подтверждено право на бесплатный проезд к месту лечения в период с 7 по 21 мая 2019 года и обратно. Имеющийся у истца талон № 2, который суд принял во внимание, в Фонд не предоставлялся. Кроме того, у истца отсутствовало направление Министерства здравоохранения Ульяновской области на лечение. Просит учесть, что действующим законодательством установлен порядок оплаты расходов на проезд к месту лечения и обратно ребенка-инвалида и сопровождающего лица Фондом транспортным организациям, обеспечивающим перевозку, а не гражданину, имеющему право на получение набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно. Ссылку суда на положения ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации считает необоснованной. Оплата транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно производится авиационным транспортом (экономический класс) в трех случаях: при отсутствии железнодорожного сообщения; либо при меньшей стоимости авиаперелета; либо при наличии у инвалида, в том числе ***-инвалида!%, заболевания или травмы спинного мозга. Таких обстоятельств по делу не установлено. Ссылка суда на отсутствие прямого железнодорожного сообщения не основана на нормах закона. Доказательств того, что стоимость авиаперелета меньше стоимости проезда железнодорожным транспортом, истцом не представлено. 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Готовская К.А. является матерью Г*** Е.К., *** года рождения (л.д. 28-30, 38).

Г*** Е.К., *** года рождения, является ***-***, инвалидность установлена на срок до *** года (л.д. 35).

Согласно индивидуальной программе реабилитации от 9 января 2013 года Г*** Е.К. нуждается в мероприятиях и средствах реабилитации (л.д. 14-17).

Как указано в справке ФГБУ «Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки» от 28 декабря 2021 года № 9051 (л.д. 51-52), Г*** Е.К. в сопровождении матери Готовской К.А. находилась на лечении: с 1 июля по 21 июля 2018 года – на санаторно-курортном лечении по коммерческой категории на основании санаторно-курортной карты на детей по форме № 076/у от 25 июня 2018 года № 7, выданной ООО «Проекты в сфере здравоохранения» по диагнозу *** на имя ребенка, и санаторно-курортной карты по форме № 072/у от 22 июня 2018 года, выданной ООО «Проекты в сфере здравоохранения» по диагнозу *** на имя сопровождающего лица;

- с 7 по 21 мая 2019 года - на медицинской реабилитации по программе обязательного медицинского страхования в условиях круглосуточного стационара на основании направления по форме № 057/у-04, выданного на госпитализацию от 30 апреля 2019 года № 3201 ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска. Поликлиника № 2» по диагнозу *** на имя ребенка в сопровождении матери;

- с 5 по 28 августа 2019 года - на санаторно-курортном лечении по коммерческой категории на основании представленных санаторно-курортной карты на детей по форме № 076/у от 26 июля 2019 года № 1827, выданной ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска. Поликлиника № 2» по диагнозу *** на имя ребенка и санаторно-курортной карты по форме № 072/у от 1 августа 2019 года №335, выданной ГУЗ «Городская больница № 2. Поликлиника» по диагнозу *** на имя сопровождающего лица;

- с 9 по 24 ноября 2019 года - на медицинской реабилитации по программе обязательного медицинского страхования в условиях круглосуточного стационара на основании направления по форме № 057/у-04, выданного на госпитализацию от 31 октября 2019 года № 222 ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска. Поликлиника № 2», по диагнозу ***  на имя ребенка в сопровождении матери;

- с 17 по 19 марта 2020 года на специализированной медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования в условиях круглосуточного стационара на основании направления по форме № 057/у-04, выданного на госпитализацию от 10 марта 2020 года № 1316/98 ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска. Поликлиника № 2» по диагнозу *** на имя ребенка в сопровождении матери;

- с 20 марта по 4 апреля 2020 года на медицинской реабилитации по программе обязательного медицинского страхования в условиях круглосуточного стационара на основании направления по форме № 057/у-04, выданного на госпитализацию от 10 марта 2020 года № 1315/25 ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска. Поликлиника № 2» по диагнозу *** на имя ребенка в сопровождении матери;

- с 1 по 21 августа 2020 года на санаторно-курортном лечении по коммерческой категории на основании представленных санаторно-курортной карты на детей по форме 076/у от 22 июля 2020 года без номера, выданной ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска. Поликлиника № 2» по диагнозу *** на имя ребенка, и санаторно-курортной карты  по форме № 072/у от 27 июля 2020 года №596, выданной ГУЗ «Городская больница № 2. Поликлиника» по диагнозу *** на имя сопровождающего лица.

Г*** К.А., ссылаясь на то, что во все периоды лечения и реабилитации дочери - ***, она самостоятельно несла расходы на проезд к месту лечения и обратно, ГУ-УРО ФСС РФ отказало в возмещении таких расходов, обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении иска, взыскании с ГУ-УРО ФСС РФ в пользу Готовской К.А. расходов на проезд к месту лечения и обратно за период лечения с 7 по 21 мая 2019 года.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (далее - Конвенция о правах ребенка, Российская Федерация является участником данной Конвенции), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 года; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «r» преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий части 2 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

В силу пунктов 1, 3, 4 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи определенным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют в том числе дети-инвалиды (пункт 9 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

В силу пункта 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого федерального закона, набора социальных услуг включается среди прочих социальная услуга по бесплатному проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с названной статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право в том числе на получение на тех же условиях второй путевки на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Действовавшим в спорный период (до 1 сентября 2021 года) Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 (далее также - Порядок), были урегулированы вопросы предоставления гражданам набора социальных услуг, включающего в том числе предоставление бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Согласно абзацу третьему пункта 1.2 Порядка его действие в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется в том числе на лиц, сопровождающих детей-инвалидов.

Разделом IV Порядка регламентирована организация перевозки граждан к месту лечения и обратно.

Организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом (пункт 4.1 Порядка).

Для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым этого пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга (абзац третий пункта 4.2 Порядка).

В соответствии с правилами, установленными в пункте 4.4 Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту лечения при наличии медицинских показаний, осуществляется на основании направления и талона № 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Направление и талон № 2 после их оформления направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в территориальный орган Фонда социального страхования или в уполномоченный орган, а также выдаются гражданину в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. После получения направления и талона № 2 гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда социального страхования или в органы социальной защиты населения либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года № 271н был утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее также - Административный регламент от 27 марта 2012 года № 271н), который действовал в период спорных правоотношений и до издания приказа Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 года № 428, вступившего в силу с 5 ноября 2019 года, которым утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее также - Административный регламент от 21 августа 2019 года № 428).

В пункте 2 Административного регламента от 27 марта 2012 года № 271н в качестве заявителей на получение государственной услуги поименованы дети-инвалиды.

Предоставление государственной услуги осуществляется Фондом через свои территориальные органы (пункт 9 Административного регламента от 27 марта 2012 года № 271н).

Пунктом 11.2 Административного регламента от 27 марта 2012 года № 271н установлен срок предоставления заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно. Эти документы должны быть предоставлены заявителю не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, предусмотренных пунктом 14 названного административного регламента.

Согласно пункту 14 Административного регламента от 27 марта 2012 года №271н для предоставления заявителю бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения заявителем представляются направление к месту лечения для получения медицинской помощи и (или) талон № 2, формы которых предусмотрены приложением № 1 к Порядку направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 октября 2005 года № 617.

В пункте 20 Административного регламента от 27 марта 2012 года № 271н был приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и обратно.

К таким основаниям отнесены: обращение с заявлением лиц, не относящихся к категориям заявителей и их представителей, имеющим право на получение государственной услуги в соответствии с административным регламентом; непредставление заявителем (представителем заявителя) документов, предусмотренных Административным регламентом; отказ заявителя от получения государственной услуги полностью, а также отказ заявителя от получения государственной услуги в части обеспечения бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, оформленный в виде заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), подаваемого в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации; представление заявителем документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

Аналогичные положения о порядке предоставления гражданам государственной услуги в виде бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно (за исключением срока предоставления заявителю специальных талонов и (или) именных направлений для проезда к месту лечения и обратно), перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в части предоставления бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно предусмотрены Административным регламентом от 21 августа 2019 года №428, действующим в настоящее время.

В соответствии с пунктом 11 Административного регламента от 21 августа 2019 года № 428 при предоставлении заявителю бесплатного проезда территориальные органы Фонда социального страхования не позднее 14 дней со дня регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предоставляют заявителю специальные талоны и (или) именные направления.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья и обеспечения реализации этих прав государственными гарантиями.

К числу таких гарантий относится оказание детям-инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу. При этом перечень оснований к отказу в предоставлении бесплатного проезда ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу к месту лечения и обратно является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Обеспечение детей-инвалидов и лиц, их сопровождающих, бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в установленные административным регламентом сроки (на дату возникновения спорных отношений (апрель-май 2019 года) - не позднее 5 рабочих дней с момента поступления в территориальный орган Фонда документов, подтверждающих право ребенка-инвалида на получение государственной услуги бесплатного проезда на междугородном транспорте ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу.

Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Таким образом, если территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации не обеспечил в установленные сроки ребенка-инвалида и сопровождающее его лицо бесплатным проездом к месту лечения и обратно и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином стоимости проезда к месту лечения и обратно за счет собственных средств, то потраченные им средства, подтвержденные документально, могут быть возмещены за счет территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации применительно к положениям статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 11 апреля 2019 года на имя Г*** Е.А., *** года рождения, Готовской К.А. (сопровождающего лица) из ФГБУ «Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки» Министерства обороны Российской Федерации поступило уведомление № 935 ОМС на медицинскую реабилитацию по программе ОМС в санаторно-курортное учреждение Министерства обороны Российской Федерации в период с 6 по 21 мая 2019 года (л.д. 120).

На основании данного уведомления 24 апреля 2019 года Министерством здравоохранения Ульяновской области были оформлены и выданы специальные талоны (именные направления) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи (талон № 2) *** Г*** Е.К., *** года рождения (сопровождающее лицо Готовская К.А.), в ФГБУ «Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки» Минобороны России (л.д. 35, 71).

25 апреля 2019 года Готовская К.А. обратилась в ГУ-УРО ФСС с заявлением, в котором просила разъяснить ей отказ на оплату проезда ***-инвалида!% по программе ОМС на лечение в ФГБУ «Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки» Минобороны России или компенсации за самостоятельно приобретенные билеты, так как ***-инвалид!% Г*** Е.К., *** года рождения, не отказывалась от пакета социальных услуг (л.д. 81).

К заявлению Готовской К.А. были приложены копия уведомления № 935 ОМС; копия справки пенсионного органа о наличии у ребенка-инвалида права бесплатного проезда.

30 апреля 2019 года ГУЗ «Детская городская клиническая больница города Ульяновска. Поликлиника № 2» на основании заключения врачебной комиссии от  25 апреля 2019 года было выдано направление № 5315 на госпитализацию Г*** Е.К., *** года рождения, в ФГБУ «Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки» Минобороны России (л.д. 67).

Согласно справке ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска от 18 апреля 2019 года Г*** Е.К. получает ежемесячную денежную выплату с 1 января 2010 года по 25 декабря 2024 года по категории ***; с 1 января по 31 декабря 2019 года имеет право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (л.д.68).

Письмом от 11 июня 2019 года № 01-22/7309-351 ГУ-УРО ФСС РФ сообщило Готовской К.А. о том, что ей не выдавалось направление к месту лечения для получения медицинской помощи в ФГБУ «Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки» Минобороны России в соответствии с п.2 и п. 3 Порядка направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 5 октября 2005 года № 617, а запрос в данное медицинское учреждение был направлен истцом самостоятельно (л.д. 82-83).

Вместе с тем, из содержания заявления Готовской К.А. от 25 апреля 2019 года следует, что она просила разъяснить ей основания отказа в оплате расходов проезда ***-*** к месту лечения и обратно.

Какого-либо иного ответа в адрес истца, кроме как от 11 июня 2019 года, ГУ-УРО ФСС РФ не представлено, тогда как он, исходя из содержания заявления Готовской К.А., имел место.

Не представлено Фондом и доказательств того, что при первоначальном обращении Готовской К.А. ответчиком было разъяснено, какие документы необходимо представить для реализации прав ребенка-инвалида, на имя которого и сопровождающего лица был выдан талон № 2, на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.

В ответе ГУ-УРО ФСС РФ в адрес Готовской К.А. от 11 июня 2019 года было указано на непредоставление истцом только направления к месту лечения для получения медицинской помощи в ФГБУ «Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки» Минобороны России, выданного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, а не талона № 2.

Изложенные выше фактические обстоятельства дела указывают, что ребенку-инвалиду было выдано не только уведомление от ФГБУ «Евпаторийский военный детский клинический санаторий имени Е.П. Глинки» Минобороны России, но и направление на госпитализацию в данный санаторий лечебным учреждением по месту жительства.

Таким образом, доводы жалобы о том, что Готовская К.А. не представляла в ГУ-УРО ФСС РФ направление к месту лечения, выданное Министерством здравоохранения Ульяновской области и талон № 2, не могут быть приняты во внимание.

2 мая 2019 года Готовской К.А. были приобретены авиабилеты по маршруту Самара-Симферополь на 7 мая 2019 года и по направлению Симферополь-Самара на 21 мая 2019 года (л.д. 8).

Поскольку Готовская К.А. с соблюдением установленного законом порядка обращалась в ГУ-УРО ФСС РФ с заявлением на оплату проезда к месту лечения дочери ***, ей был выдан талон № 2 для оформления специальных талонов (именных направлений) на проезд для ее ребенка и нее как сопровождающего лица к месту восстановительного лечения и обратно, ответчик был обязан не позднее 5 рабочих дней с момента поступления указанных документов обеспечить ***-инвалида!% Г*** Е.К. и сопровождающее ее лицо - мать Готовскую К.А. специальными талонами и (или) именными направлениями для проезда к месту лечения и обратно.

Вместо принятия предусмотренных приведенными выше нормативными правовыми актами мер по обеспечению *** Г*** Е.К. и сопровождающего ее лица Готовской К.А. бесплатным проездом к месту восстановительного лечения и обратно, ГУ-УРО ФСС РФ отказало им в предоставлении бесплатного проезда к месту лечения и обратно по мотиву отсутствия выданного Министерством здравоохранения Ульяновской области направления к месту лечения для получения медицинской помощи, в связи с чем *** Г*** Е.К. была лишена возможности реализовать предоставленное ей Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на бесплатный проезд к месту восстановительного лечения и обратно для нее и сопровождающего ее лица. Ввиду этих обстоятельств мать *** Г*** Е.К. – Готовская К.А. была вынуждена приобрести проездные документы для следования к месту лечения и обратно за счет собственных средств, которые подлежат возмещению в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции, разрешая спор, правильно пришел к выводу, что вследствие неправомерного отказа ГУ-УРО ФСС РФ в предоставлении Г*** Е.К. и сопровождающему ее лицу Готовской К.А. бесплатного проезда к месту восстановительного лечения и обратно мать Г*** Е.К. – Готовская К.А. понесла расходы на приобретение проездных документов для следования к месту лечения и обратно, в связи с чем удовлетворил требования истца, то есть, по сути, взыскал причиненные Готовской К.А. убытки.

В этой связи не могут быть приняты во внимание и повлечь отмену судебного решения доводы жалобы о том, что суд неправомерно взыскал в пользу истца стоимость расходов, понесенных на проезд к месту лечения *** авиационным транспортом.

Кроме того, суд обоснованно принял во внимание, что в сообщении с Республикой Крым в период с 30 апреля по 30 сентября 2018 года и в 2019 году действовали смешанные пассажирские перевозки железнодорожным и автомобильным транспортом. Перевозка осуществлялась по «Единому билету» - билету на поезд и билету (талону) для проезда на автобусе; по маршруту Ульяновск-Евпатория – на поезде от ст. Ульяновск до ст. Анапа или ст. Краснодар, далее на автобусе до Евпатория и также в обратном направлении (л.д. 169).

В соответствии с графиком движения поездов на маршруте Ульяновск-Евпатория-Ульяновск отсутствует прямое железнодорожное сообщение (л.д. 180-184).

С учетом данных фактических обстоятельств судебная коллегия не усматривает оснований считать выводы суда первой инстанции неправомерными.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 9 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  08.06.2022.