Судебный акт
О возмещении ущерба причиненного лесному фонду
Документ от 31.05.2022, опубликован на сайте 06.06.2022 под номером 99810, 2-я гражданская, о взыскании суммы ущерба причененного преступлением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Янина И.В.                                                          73RS0014-01-2021-000082-82

Дело № 33-1916/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     31 мая 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Федоровой Л.Г.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1-29/2022 по апелляционной жалобе представителей Мокрова Михаила Григорьевича – Калашникова Евгения Вячеславовича, Кочериной Елены Анатольевны на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 16 февраля 2022 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора Ленинского района города Ульяновска в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Взыскать с Мокрова Михаила Григорьевича в пользу Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства материальный ущерб в размере 10 389 546  (десять миллионов триста восемьдесят девять тысяч пятьсот сорок шесть) рублей.

Взыскать с Мокрова Михаила Григорьевича в доход бюджета муниципального образования «Николаевский район» государственную пошлину в размере 60000 рублей.  

Обеспечение иска в виде ареста на имущество сохраняет свое действие до исполнения настоящего решения.

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснения представителей Мокрова М.Г.- Калашникова Е.В., Кочериной Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Анастасина О.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства,  в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства к Мокрову М.Г. о взыскании материального ущерба, причиненного преступлением.

Требование мотивировано тем, что 21.05.2019 было возбуждено уголовное дело, по сообщению о злоупотреблении служебными полномочиями со стороны должностных лиц Департамента лесного хозяйства Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, в результате чего в лесах Кузоватовского лесничества была произведена рубка особо защитных лесных участков, повлекшая причинение ущерба лесному фонду РФ и нарушение охраняемых законом интересов государства в области лесных отношений. 16.01.2020 преступные деяния по настоящему уголовному делу переквалифицированы с ч. 1 ст. 285 УК РФ на ч. 1.1 ст. 293 УК РФ - халатность, то есть неисполнение и ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей по должности, если это повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов государства, повлекшее причинение особо крупного ущерба.

В период времени с 30.03.2017 до 09.06.2017, более точная дата следствием не установлена, директор департамента лесного хозяйства Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Мокров  М.Г., являющийся должностным лицом, действуя в нарушение положений п. 2.1.13 приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственной лесной реестр и ее изменение», не исполняя надлежащим образом свои обязанности по должности, заведомо зная, что должен лично вникать в существо вносимых изменений в государственный лесной реестр (далее ГЛР), действуя вопреки пункту 6.2 его должностного регламента, в соответствии с которым он был обязан самостоятельно принимать решения по вопросам визирования проектов документов в пределах своей компетенции, в существо внесенных в Акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию № 9 и № 10 от 30.03.2017 изменений не вник и, не желая далее надлежащим образом исполнять свои вышеуказанные должностные обязанности, не предвидя возможности наступления общественно-опасных последствий своего бездействия, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности (с учетом образования, знаний, уровня профессиональной подготовки и опыта работы) должен был и мог предвидеть наступление таких последствий, утвердил данные Акты своими подписями, исключив тем самым лесные участки (выделы № 5 и № 9. квартала № 1 лесных участков СПК «Коромысловский» Кузоватовского лесничества) из статуса «особо защитные лесные участки», изменив тем самым соответствующую документированную информацию в ГЛР.

В результате неисполнения Мокровым М.Г. своих обязанностей по должности были существенно нарушены охраняемые законом интересы государства в области лесных отношений, так как на особо защитных участках лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, а особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В результате допущенной Мокровым М.Г. халатности, арендатором ИП Кажаевой В.И. на основании поданных лесных деклараций  и отчетов об использовании лесов, осуществлены проходные и выборочные рубки лесных насаждений в целях заготовки древесины на вышеуказанных особо защитных лесных участках в объемах 100 и 177 куб.м, причинившие особо крупный ущерб лесному фонду Российской Федерации.

16.07.2020 уголовное дело в отношении Мокрова М.Г., подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1.1 ст.293 УК РФ было прекращено на основании п.3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Прокурор просил взыскать с ответчика в пользу Российской Федерации материальный ущерб в размере 10 389 546 руб.

Решением Николаевского районного суда Ульяновской области от 25 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 13 июля 2021 года, исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска оставлены без удовлетворения.

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2021 года решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 25 марта 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 13 июля 2021 года отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представители Мокрова М.Г.- Калашников Е.В., Кочерина Е.А. просят решение суда отменить и принять новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывают на нарушение судом норм материального и процессуального законодательства. Согласно имеющимся в материалах дела документам спорные лесные участки ранее не имели статус особо защитных участков леса, в связи с чем вред лесному фонду РФ в результате проведения на лесных участках проходных рубок арендатором ИП Кажаевой В.И. не причинен. Как следует из норм действующего лесного законодательства единственным документом, в котором приводится перечень выделенных и сформированных особо защитных участков лесов – форма 6-ГЛР «Сведения об особо защитных участках лесов». Подобной формы в материалах дела не имеется. Руководствуясь объяснениями эксперта М***., они обращались с запросами в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области с просьбой предоставить информацию о перечне особо защитных участков лесов  в лесах Кузоватовского лесничества, ответы на запросы не получены, о чем суд был проинформирован. В оказании содействия в истребовании данной информации судом немотивированно отказано. Отмечают, что суд не принял во внимание ответ директора Ульяновского филиала «Рослесинфор» Н***., показания свидетеля Н***., из которых следовало, что спорные участки не относились к особо защитным участкам. Полагают, что оснований не доверять заключению эксперта Б***. у суда также не имелось. Мокров М.Г. не мог исключить из Государственного лесного реестра сведения, которых там изначально не было. При вынесении решения суд ссылается на документы, которые не были приобщены к исковому заявлению, исследованы и оглашены  в судебном заседании, а именно акты №9 и 10 несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует и судом установлено, что с 17.11.2015, в том числе и в период с 30.03.2017 по 09.06.2017 Мокров М.Г. занимал должность государственной гражданской службы – директора департамента лесного хозяйства Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, что подтверждается копиями распоряжений от 06.11.2015 года №344-рк, от 19.11.2015 года №371а-рк служебным контрактом (т.1 л.д. 50-56).

21.05.2019 было возбуждено уголовное дело по сообщению о злоупотреблении служебными полномочиями со стороны должностных лиц департамента лесного хозяйства Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, в результате чего в лесах Кузоватовского лесничества была произведена рубка особо защитных лесных участков, повлекшая причинение ущерба лесному фонду РФ и нарушение охраняемых законом интересов государства в области лесных отношений. 16.01.2020 преступные деяния по настоящему уголовному делу переквалифицированы с ч. 1 ст. 285 УК РФ на ч. 1.1 ст. 293 УК РФ.

Как установлено следствием, в период времени с 30.03.2017 до 09.06.2017, директор департамента лесного хозяйства Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Мокров М.Г.,  действуя в нарушение положений п. 2.1.13 приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственной лесной реестр и ее изменение», утвердил Акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию № 9 и № 10 от 30.03.2017, исключив тем самым выделы 5 и 9 квартала 1 СПК «Коромысловский» Кузоватовского лесничества из статуса «особо защитные лесные участки». 09.06.2017 Мокров М.Г. также подписал положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов № 2017- 28, на основании которого у арендатора индивидуального предпринимателя Кажаевой В.И. возникло право на подачу лесных деклараций и рубку особо защитных участков леса.

В результате действий Мокрова М.Г. в период с 17.07.2017 по 02.02.2018 арендатор ИП Кажаева В.И. на основании поданных лесных деклараций № 2 от 07.07.2017 и № 1 от 15.01.2018 и отчетов об использовании лесов формы 1-ИЛ от 29.12.2018, 26.12.2017 (т.1 л.д.167-170)  осуществлены проходные и выборочные рубки лесных насаждений в целях заготовки древесины на вышеуказанных особо защитных лесных участках в объемах 100 и 177 м3, причинившие особо крупный ущерб лесному фонду РФ в размере 10 389 546 руб.

В результате неисполнения Мокровым М.Г. своих обязанностей по должности были существенно нарушены охраняемые законом интересы государства в области лесных отношений, поскольку согласно ч. 2.1, 3,4 ст. 107 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ (в редакции ФЗ от 03.07.2016 № 361-ФЗ), согласно п. 1 ч. 4, ч. 5 ст. 119 Лесного кодекса РФ (в редакции ФЗ от 27.12.2018 № 538-ФЗ) на особо защитных участках лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений, а особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.(л.д.16-20 т.1).

На основании ходатайства подозреваемого Мокрова М.Г. (т.1 л.д.57) в связи с тем, что последствия его халатности   виде нарушения охраняемых законом интересов государства в области лесных отношений  и особо крупного ущерба лесному фонду РФ наступили  более двух лет назад постановлением ст. следователя СУ СК РФ по Ульяновской области от 16.07.2020 уголовное дело в отношении Мокрова М.Г. по ст. 293 ч. 1.1 УК РФ было прекращено по п.3 ч.1 ст. 24 УПК РФ, в связи с истечением срока давности уголовного преследования (т.1 л.д.58-81).

В связи с причинением ущерба окружающей среде, прокурор обратился с вышеуказанным иском.

Принимая по делу решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, исследовав и оценив доказательства, признал установленным факт причинения по вине Мокрова М.Г. вреда окружающей среде.

Судебная коллегия не находит оснований для признания такого вывода суда незаконным.

Установление в уголовном и уголовно-процессуальном законах оснований, позволяющих отказаться от уголовного преследования определенной категории лиц и прекратить в отношении них уголовные дела, относится к правомочиям государства. В качестве одного из таких оснований закон (ст. 78 УК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ) признает истечение сроков давности, что обусловлено как нецелесообразностью применения мер уголовной ответственности ввиду значительного уменьшения общественной опасности преступления по прошествии значительного времени с момента его совершения, так и осуществлением в уголовном судопроизводстве принципа гуманизма. При этом прекращение уголовного дела и освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности не освобождает виновного от обязательств по возмещению нанесенного ущерба и компенсации причиненного вреда и не исключает защиту потерпевшим своих прав в порядке гражданского судопроизводства (определения Конституционного Суда РФ от
19 июня 2007 года  от 16 июля 2009 года -О-О, от 21 апреля 2011 года
-О-О, от 20 октября 2011 года -О-О и от 25 января 2012 года -О-О).

Согласно ч. 4 ст. 133 УПК РФ прекращение уголовного дела в связи с истечением срока давности, не является реабилитирующим основанием.

На основании ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Вместе с тем, отсутствие приговора в рамках уголовного судопроизводства не препятствует суду, рассматривающему дело о гражданско-правовых последствиях действий обвинявшегося в совершении преступления лица, принять в качестве письменных доказательств постановление о прекращении в отношении него уголовного дела (ч. 1 ст. 71 ГПК РФ) и оценить его наряду с другими доказательствами (ст. 67 ГПК РФ).

 

Лесные участки  в лесах СПК «Коромысловский» Кузоватовского участкового лесничества (квартал 1 выдел 5, площадью 4,2 Га и квартал 1 выдел 9 площадью 6,6 Га), предоставлены в аренду ИП Кажаевой В.И, по договору аренды лесного участка № 275 от 16.06.2009 на срок до 16.06.2058

В соответствии с частью 1 статьи 67 ЛК РФ 2006 года на территории земель лесного фонда проводится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (часть 1 статьи 68 ЛК РФ 2006 года).

Лесной реестр в силу пунктов 1 и 2 статьи 91 ЛК РФ 2006 года представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, лесничествах и лесопарках, лесных участках и об их границах, количественных и качественных характеристиках лесов.

Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы от 26 июня 2019 года по уголовному делу (т.1 л.д.30-34), лесные участки, предоставленные в аренду ИП Кажаева В.И. в лесах СПК «Коромысловский» Кузоватовского участкового лесничества правомерно имеют статус особо защитных участков лесов: «Опушки леса по границам с безлесными пространствами» и сохраняют этот статус до настоящего времени. Указанные участки  ранее отнесены к особо защитным участкам лесов по критериям, установленным приказом Рослесхоза от 30.12.1993г. № 348 «Об утверждении основных положений по выделению ОЗУ» (опушки леса шириной 100 м по границе со степными безлесными пространствами и сельскохозяйственными угодьями, простирающимися менее чем на 1,5-2 км от кромки леса). Экспертами определен ущерб, причиненный лесному фонду Российской Федерации, в результате осуществления рубки, спорных лесных участков, в квартале 1 выделе 5 – 2 798370 рублей. в квартале 1 выделе 9  - 7 591 176 рублей.

Доводы ответчика о том, что нет доказательств отнесения земельных участков к ОЗУ, не состоятелен.

Согласно Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 №516 признаки для выделения особо защитных участков лесов (далее - ОЗУ) не относятся к таксационным показателям. ОЗУ выделяются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, путем установления в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов. Выделение ОЗУ осуществляется на основании материалов лесоустройства, специальных обследований (таксационные описания, планшеты, планы лесонасаждений, а также другие материалы, полученные при лесоустройстве, охотоустройстве, геоботанических или иных специальных обследованиях), данных государственного лесного реестра. При этом пунктом 8 Положения о ведении государственного лесного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2007 № 318 «О государственном лесном реестре» было установлено, что в государственный лесной реестр включаются данные государственного учета лесного фонда по состоянию на 01 января 2007 года, ведение которого осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.1997 № 611 «О ведении государственного учета лесного фонда». Таким образом статус ОЗУ, указанный в материалах лесоустройства, проведенного до 01 января 2007 года, сохраняется до момента внесения соответствующих изменений в данные государственного лесного реестра.

Ульяновской экспедицией ФГУП «Поволжский леспроект» Министерства природных ресурсов в 2002 году был подготовлен «Проект организации и ведения лесного хозяйства ПК «Коромысловский» Кузоватовского района Ульяновской области». Согласно указанному проекту и таксационного описания осуществление проходных и выборочных рубок древесины в вышеназванных лесах не было предусмотрено, так как лесные эти участки имели признаки особо защитных участков – опушки по границам с безлесным пространством.

В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" одним из документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, является Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию. При этом согласно пункту 4.3 указанного приказа Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, их фактическому состоянию. Акт составляется в случае выявления несоответствия основных таксационных показателей выдела нормативам точности, установленным лесоустроительной инструкцией.

Согласно пункту 53 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, и пункту 84 действующей до этого Лесоустроительной инструкции, таксационными показателями лесных насаждений, для которых установлены нормативы точности, а также допустимые значения систематических ошибок при их определении, являются средняя высота преобладающей древесной породы, средний диаметр преобладающей древесной породы, коэффициент состава преобладающей древесной породы, средний запас на 1 гектаре, количество подроста на 1 гектаре, возраст насаждения, группа типов лесорастительных условий (типов леса), класс бонитета, полнота лесного насаждения и класс товарности лесного насаждения.

Согласно ст. 69.2 Лесного кодекса при проектировании мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов  осуществляется определение видов и объемов мероприятий, составляются ведомости планируемых мероприятий по соответствующим лесничествам, участковым лесничествам, лесным кварталам. Требования к проектированию мероприятий устанавливается лесоустроительной инструкцией. В соответствии с пунктом 150 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516, пунктом 116 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов одновременно с наземной таксацией лесов на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Все расчеты, связанные с проектированием мероприятий по уходу за лесами, осуществляются на основе итогов распределения площадей и запасов лесных насаждений хозяйственных секций по классам возраста, полноте, классам бонитета, типам леса и данным таксации лесов. Согласно пункта 5 Лесоустроительной инструкции, таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации". На основании выше изложенного, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, в том числе уход за лесом, проходные рубки и прореживание назначаются при проведении лесоустройства либо таксации лесов, которые проводятся в границах лесничества, участкового лесничества, лесного участка. Назначение указанных выше мероприятий по отдельно взятому лесотаксационному выделу не допускается.

Таким образом признаки для выделения особо защитных участков лесов  не относятся к таксационным показателям. ОЗУ выделяются в целях сохранения защитных и иных экологических функций лесов, расположенных на таких участках, путем установления в них соответствующего режима ведения лесного хозяйства и использования лесов. Выделение ОЗУ осуществляется на основании материалов лесоустройства, специальных обследований (таксационные описания, планшеты, планы лесонасаждений, а также другие материалы, полученные при лесоустройстве, охотоустройстве, геоботанических или иных специальных обследованиях), данных государственного лесного реестра. В нарушение выше указанных нормативных документов было назначено проведение мероприятий по уходу за лесами - прореживания и проходные рубки на основании Актов несоответствия данных ГЛР натурному обследованию.

Мокров М.Г.  в нарушение своих должностных обязанностей утвердил эти Акты несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию №9 и №10 от 30.03.2017, исключив тем самым лесные участки (выделы №5 и №9 квартала №1 лесных участков СПК «Коромысловский» Кузоватовского лесничества) из статуса «особо защитные лесные участки».

На основании указанных документов, утвержденных и подписанных Мокровым М.Г. арендатором  ИП Кажаевой В.И. подготовлено дополнение №3 к проекту освоения лесов для заготовки древесины в Кузоватовском  лесничестве по договору аренды  №275 от 16.06.2009, которое поступило в департамент лесного хозяйства Министерства для прохождения государственной экспертизы. При этом Мокров М.Г., назначенный распоряжение Министерства №404 от 4.04.2017 председателем экспертной комиссии, подписал положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов, в соответствии с которым у арендатора ИП Кажаевой В.И. возникло на проведение проходных и выбороных рубок особо защитных лесных участком лесов СПК «Коромыловский» Кузоватовского лесничества с целью заготовки древесины.

Таким образом, рубка деревьев в особо охраняемой природной территории произведена на основании подписанного Мокровым М.Г. вышеуказанных Актов и  положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов. В связи с чем лесные участки лесов СПК «Коромысловский» Кузоватовского лесничества Ульяновской области были исключены из статуса «особо защитные лесные участки», тем самым изменена соответствующая документированная информация в государственном лесном реестре и допущено проведение проходных и выборочных рубок особо защитных лесных участков лесов СПК «Коромысловский» Кузоватовского лесничества с целью заготовки древесины.  В результате действий ответчика причинен ущерб в размере 10 389 546 рублей.

Возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам, установлено статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, порядок компенсации вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды определены в статьях 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В связи с этим суд первой инстанции обоснованно определил ко взысканию всю сумму ущерба.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, надлежащая оценка дана им в решении, с которой судебная коллегия соглашается.

При таких данных решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, юридически значимые обстоятельства установлены судом правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения, установленных статьей 330 ГПК РФ, по делу не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 16 февраля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителей Мокрова Михаила Григорьевича – Калашникова Евгения Вячеславовича, Кочериной Елены Анатольевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Николаевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.06. 2022