Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 31.05.2022, опубликован на сайте 08.06.2022 под номером 99809, 2-я гражданская, об обязании назначить досрочную трудовую пенсию, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2022-000181-48

Судья Инкин В. А.                                                                                Дело № 33-1883/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        31 мая 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей  Герасимовой Е.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе          Михайленко Виктории Александровны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 16 февраля 2022 года по делу № 2-360/2022, которым  постановлено: 

 

в удовлетворении исковых требований Михайленко Виктории Александровны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии, о понуждении рассчитать и выплатить пенсию отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Михайленко В.А. обратилась в суд с иском  к  Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (далее – ГУ-УПФ РФ в г.Димитровграде Ульяновской области) о назначении и выплате досрочной страховой пенсии за прошлый период. В обоснование иска указала, что является матерью ребенка-инвалида М*** Е.А., *** года рождения, имеющей диагноз: ***. Как мать ребенка-инвалида она имела право оформить пенсию с 9 марта 2018 года. В тоже время она узнала о полагающейся ей льготе только во второй половине 2021 года. Пенсия назначена ей на основании заявления от 11 октября 2021 года. В ответ на ее обращение в пенсионный орган в ноябре 2021 года, последний сообщил, что назначение пенсии носит заявительный характер. В ноябре 2019 года она обращалась в ГУ-УПФ РФ в г.Димитровграде Ульяновской области с заявлением о выдаче справки о том, что она относится к статусу предпенсионера. Согласно представленным пенсионным органом сведениям от 13 ноября 2019 года она относится к категории предпенсионеров с 9 марта 2019 года. Пенсионный орган ввел ее в заблуждение, так как должен был проинформировать о праве на назначение страховой пенсии ранее достижения установленного возраста.  Считает,  что  при ее обращении 13 ноября 2019 года ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде Ульяновской области обязан был сообщить о ее праве на досрочный выход на пенсию. Просила суд обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию с 9 марта 2018 года, рассчитать и выплатить ей пенсию за период, начиная с 9 марта 2018 года.

Определением суда от 28 января 2022 года произведена замена ненадлежащего ответчика – ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде Ульяновской области надлежащим - Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее - ГУ-ОПФ РФ по Ульяновской области, пенсионный орган).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Михайленко В.А. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что при обращении в пенсионный орган по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о получении мер социальной поддержки, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа представить гражданину указанную информацию. Не соглашается с выводом суда о том, факт ее обращения к ответчику за выдачей справки об отнесении ее к лицам предпенсионного возраста, не имеет правового значения. Делая вывод о том, кто относится к числу лиц предпенсионного возраста, суд первой инстанции сослался на приложение № 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях», под действие которого она не попадает. Полагает, что предоставляя ей информацию о предпенсионном возрасте, ответчик не проверил ее право выхода на пенсию. Ссылка ответчика на то, что пенсионное дело ребенка-инвалида было закрыто и находилось в архиве, несостоятельна, так как это относится к внутреннему порядку учета информации о застрахованном лице.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Михайленко В.А., *** года рождения, является матерью М*** Е*** А***, *** года рождения (л.д. 12).

М*** Е.А. является ребенком-инвалидом, инвалидность была ей установлена впервые на срок с 14 февраля 2006 года до 1 марта 2007 года (л.д. 49); затем повторно на срок с 17 февраля 2007 года до 1 марта 2008 года (л.д. 50).

Несовершеннолетняя М*** Е.А., *** года рождения, получала пенсию как ребенок-инвалид с 14 февраля 2006 года по 29 февраля 2008 года. Компенсация по уходу за ней была назначена с 1 сентября 2007 года по 28 февраля 2008 года, ухаживающее трудоспособное лицо – Б*** М*** В***, *** года рождения (л.д. 48).

С 11 октября 2021 года Михайленко В.А. является получателем досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», как мать инвалида с детства – М*** Е.А., *** года рождения (л.д. 31 (оборот)).

Пенсия назначена истцу на основании ее заявления от 11 октября 2021 года (л.д.40-42).

Полагая, что имеет право на указанный вид пенсии с 9 марта 2018 года, то есть по достижении возраста 50 лет, Михайленко В.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Статьей 22 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 данной статьи, статьей 25.1 данного Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1).

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона (ч. 2 ст. 22).

Согласно ч. 6 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

До 1 января 2022 года действовали Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н (далее - Правила №884н).

Пункт 18 Правил № 884н устанавливал, что граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.

Пунктом 19 Правил № 884н было предусмотрено, что заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

С 1 января 2022 года вступили в действие Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 года № 546н (далее – Правила №546н).

Пунктом 12 Правил № 546н также определено, что граждане могут обращаться за установлением пенсии в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.

Материалами дела подтверждено, что с заявлением о назначении пенсии Михайленко В.А. впервые обратилась в пенсионный орган 11 октября 2021 года, с этой даты ей назначена пенсия.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, основания для назначения Михайленко В.А. досрочной страховой пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ с 9 марта 2018 года, то есть по достижении истцом возраста 50 лет, отсутствуют.

Доказательств того, что ранее Михайленко В.А. обращалась к ответчику с заявлением о назначении пенсии, не имеется.

В п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (ст. 18 и 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (ст. 21, 22 названного федерального закона).

Из приведенного правового регулирования и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ, по общему правилу, назначается со дня обращения за страховой пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением страховой пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину страховую пенсию со дня его обращения с заявлением в пенсионный орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения у него права на пенсию - со дня возникновения такого права.

Настаивая на назначении досрочной страховой пенсии со дня возникновения права на нее, Михайленко В.А. ссылается на справку, выданную ей Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области, согласно которой по состоянию на 13 ноября 2019 года истец относится к категории граждан предпенсионного возраста с 9 марта 2019 года (л.д. 14).

Как указано в данной справке, она выдана для представления работодателю, в соответствии со ст. 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации, которая устанавливает гарантии работникам при прохождении диспансеризации.

Согласно сведениям, представленным ГУ-ОПФ РФ по Ульяновской области по запросу суда апелляционной инстанции, справка об отнесении Михайленко В.А. к гражданам предпенсионного возраста была выдана 13 ноября 2019 года в ходе устного приема в клиентской службе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области; заявление о выдаче справки не подавалась, справка была сформирована в режиме онлайн без подачи заявления.

Понятие предпенсионного возраста дано в ч. 10 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» - это предшествующий назначению пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации возрастной период продолжительностью до пяти лет.

В письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 декабря 2018 года N 21-2/10/П-9349 разъяснено, что главным критерием для отнесения граждан к числу лиц предпенсионного возраста является именно возраст.

В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 мая 2019 года №СЧ-25-19/11141 «О вопросах, связанных с отнесением граждан к категории граждан предпенсионного возраста» разъяснено, что согласно положениям части 12 статьи 10 Закона № 350-ФЗ граждане предпенсионного возраста имеют право бесплатно получать в органах Пенсионного фонда России по своим обращениям сведения об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста.

С 1 января 2019 года сведения об отнесении граждан к категории граждан предпенсионного возраста выдаются органами системы Пенсионного фонда России в режиме онлайн заинтересованному лицу любым удобным для него способом, в том числе через Личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России посредством сервиса «Справка об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста».

Статус предпенсионера определяется по данным, имеющимся в распоряжении Пенсионного фонда России по состоянию на дату, на которую предоставляются сведения.

В случае отсутствия в распоряжении Пенсионного фонда России сведений гражданин будет информироваться об указанном факте, а также о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица и возможности дополнения (уточнения) индивидуального лицевого счета гражданина в порядке, установленном Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Таким образом, любое обращение в территориальный орган Пенсионного фонда России предпенсионера, не имеющего требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ, рассматривается как основание для проведения заблаговременной работы по обеспечению полноты и достоверности сведений о его пенсионных правах, необходимых для своевременного назначения пенсий.

Из материалов дела следует, что в распоряжении пенсионного органа на дату обращения Михайленко В.А. за выдачей справки об отнесении ее к гражданам предпенсионного возраста, имелись только архивные данные о том, что дочь истца – М*** Е.А., *** года рождения, получала пенсию как инвалид-ребенок с 14 февраля 2006 года по 29 февраля 2008 года; а также о том, что в период с 1 сентября 2007 года по 28 февраля 2008 года за ребенком-инвалидом осуществляла уход не истец, а другое трудоспособное лицо – Б*** М.В.

Условием для назначения страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ является не только достижение одним из родителей определенного возраста (женщиной – возраста 50 лет), но и воспитание им инвалида с детства до достижения им возраста 8 лет.

Имеющиеся в распоряжении пенсионного органа сведения не позволяли сделать вывод о том, что Михайленко В.А., дочь которой признавалась инвалидом до 1 марта 2008 года, имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, как воспитавшая ребенка-инвалида до достижения им возраста 8 лет.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и материалах дела.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                      16 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Михайленко Виктории Александровны – без удовлетворения.          

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  01.06.2022.