Судебный акт
Об освобождении от исполнительского сбора
Документ от 31.05.2022, опубликован на сайте 06.07.2022 под номером 99760, 2-я гражданская, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

    У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0002-01-2021-016560-75

Судья Бойкова О.Ф.                                                                      Дело № 33а-2101/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                            31 мая 2022 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Смирновой Ю.В.,

судей Лифановой З.А.,  Буделеева В.Г.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от          27 января 2022 года по делу № 2а-476/2022, по которому постановлено:

административное исковое заявление Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска к судебному приставу исполнителю ОСП № 1 по Засвияжскому району города Ульяновска Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора   удовлетворить частично.

Уменьшить размер исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области по исполнительному производству № *** на ¼ часть (12 500 руб.),  установив размер исполнительского сбора в сумме 37 500 руб.

В остальной части в удовлетворении административного иска  отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., судебная коллегия

 

установила:

Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска обратилось в суд административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП № 1 по Засвияжскому  району г.Ульяновска УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Требования мотивированы тем, что судебным приставом-исполнителем  вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере                   50 000 руб. по исполнительному производству № ***.

Считает, что постановление о взыскании исполнительского сбора нарушает  имущественные права. Управление является бюджетной организацией и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер  и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2021 г., утвержденных Решением Ульяновской Городской думы от 09.12.2021 № 57 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 г.г.». 

Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска 20.10.2021  был заключен муниципальный контракт № 050  с                            ООО «СимСтрой»   на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов в рамках исполнения решения судов, в том числе  ремонт кровли д.*** по ул.*** в г.*** над кв.***. Работы выполнены подрядной организацией.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица  Турхан О.В.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска не  соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска является бюджетным учреждением, и все денежные средства, находящиеся в их  распоряжении, имеют целевой характер. В пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда, установленный судебным приставом-исполнителем, невозможно исполнить решение суда, поскольку необходимо заключить муниципальный контракт на выполнение подрядных работ, срок для заключения которого с учетом всех необходимых финансово-организационных мероприятий составляет около                        3 месяцев.

Полагает, что суд необоснованно не освободил Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Ульяновска от исполнительского сбора в полном объеме, поскольку работы исполнены добровольно в полном объеме.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле,  не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены такими действиями   (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (п.7 ст.112).

При применении положений п. 7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», как указано в п.75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы                      (п.3 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений                            п.1 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением  мирового судьи  судебного участка № 4 Засвияжского  судебного  района г.Ульяновска от 29.06.2020, вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования  Турхан О.В. На Управление жилищно-коммунального хозяйства и  благоустройства администрации г.Ульяновска возложена обязанность по устранению причины протечки кровли над кв.*** дома *** по ул.*** в г.*** путем проведения ремонта кровли  над данной квартирой.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП № 1 по  Засвияжскому району г.Ульяновска  УФССП России по Ульяновской области от 14.01.2021 возбуждено исполнительное производство № *** в отношении должника - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации   г.Ульяновска.

Должнику предоставлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном  документе.

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено  должником 18.01.2021.

Из акта о совершении исполнительских действий судебным приставом- исполнителем от 01.02.2021 следует, что требования исполнительного документа не исполнены.

02.03.2021, 24.03.2021 судебным приставом-исполнителем, в связи с подачей Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Ульяновска заявления об отсрочке исполнения решения суда, исполнительные действия откладывались.

Из акта о совершении исполнительских действий судебным приставом- исполнителем от 13.08.2021 следует, что требования исполнительного документа не исполнены.

В связи с неисполнением в добровольном порядке  исполнительного документа, постановлением судебного пристава-исполнителя от 13.08.2021 с Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Ульяновска взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. и установлен новый срок исполнения.

Из акта о совершении исполнительских действий судебным приставом-исполнителем от 09.11.2021 следует, что требования исполнительного документа не исполнены.

Постановлением судебного пристава исполнителя 22.11.2021 судебным приставом исполнителем назначен новый срок исполнения.

Постановлением вр.и.о начальника отделения - старшим судебным приставом ОСП № 1 по Засвияжскому району г. Ульяновска от 02.12.2021 Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Ульяновска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 30 000 руб.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 25.01.2022  исполнительное производство № *** окончено в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возможности частичного удовлетворения административного иска Управления  жилищно-коммунального хозяйства  администрации г.Ульяновска, и снизил размер исполнительского сбора. В удовлетворении административного иска об освобождении от уплаты исполнительского сбора было отказано.

С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Суд первой инстанции правильно исходил из того, что с даты вступления решения суда в законную силу, возбуждения исполнительного производства и до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора у должника имелось достаточно времени для исполнения решения суда. Но должником доказательств уважительности причин неисполнения решения суда судебному приставу-исполнителю не было представлено, что дало ему законные основания для применения к должнику штрафной санкции - исполнительского сбора.

Вопреки доводам апелляционной жалобы должником не представлено доказательств того, что исполнение судебного решения было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Приведенные заявителем доводы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, а сводятся к иной оценке доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела,  отмены решения не влекут.

В целом апелляционная жалоба сводится к несогласию с решением суда, повторяет доводы и правовую позицию административного истца, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку.

Принятое по делу решение является законным и обоснованным, нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
 

определила:

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 27 января     2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме  01.06.2022.