Судебный акт
Оспаривание постановления избирательной комиссии.
Документ от 12.02.2008, опубликован на сайте 12.03.2008 под номером 9937, 1-я гражданская, заявление об отмене постановления избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатами в депутаты, без удовлетворения

Дело № 3-4/2008

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

01 февраля 2008 год                                                                           город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Королёвой А.В.,

при секретаре Михайловой О.Н.,

с участием прокурора Балашовой Н.Н.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению С.*** А.В.*** и С.*** С.Ю.*** *** об отмене постановлений Территориальной избирательной комиссии Ленинского района Муниципального образования «Город Ульяновск» об отказе в регистрации кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области четвёртого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №***, возложении обязанности произвести регистрацию кандидатов в депутаты,

 

У с т а н о в и л :

 

С.*** А.В. и С.*** С.Ю. обратились в Ульяновский областной суд с заявлением об отмене постановлений Территориальной избирательной комиссии Ленинского района Муниципального образования «Город Ульяновск» № *** и № *** от *** января 2008 года, которыми каждому из них было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области четвёртого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №***,  и возложении обязанности произвести регистрацию кандидатов.

 

В обоснование требований указали, что в порядке самовыдвижения были выдвинуты в качестве кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области четвёртого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №*** и представили в Территориальную избирательную комиссию Ленинского района (далее по тексту ТИК) необходимые для регистрации документы. 

Постановлениями ТИК от *** января 2008 года каждому из них было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания области на основании пункта 7 части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области – в связи с недостаточным количеством достоверных и действительных подписей избирателей.

С отказами в регистрации они не согласны, подписи избирателей они собирали сами лично. Наличие в графе «адрес места жительства» у избирателей только названия улицы и номера дома, квартиры не противоречит закону. Считают, что в силу Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года они имели право собрать даже по 10 подписей избирателей, и этого было бы достаточно для их регистрации.

Иные требования, указанные С.*** в поданном в Ульяновский областной суд заявлении (обжалование действий членов ТИК, не относящиеся к основаниям отказа в регистрации), определением суда от 29 января 2008 года возвращены С.*** ввиду неподсудности областному суду.

 

В судебном заседании С.*** А.В., С.Ю. требования об отмене постановлений и возложении обязанности по регистрации кандидатами поддержали, дали пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.

 

Представитель ТИК М.*** В.В. просила в удовлетворении требований С.*** отказать. Пояснила, что в соответствии с Законом Ульяновской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области» количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, составляет 1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. На территории Ленинского одномандатного избирательного округа №*** зарегистрировано 73 125 избирателей.  1 процент составит 731 подпись избирателей.  С.*** же представили для регистрации подписные листы, содержащие 95 и 96 подписей соответственно.

Кроме того, из 95 представленных С.*** А.В. подписей избирателей, все 95 были признаны недействительными, так как подписные листы с 57 подписями были представлены с неоговоренными специально исправлениями в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей; 38 подписей избирателей представлены без указания требуемых Законом Ульяновской области сведений о месте жительства избирателей.

Из 96 представленных С.*** С.Ю. подписей избирателей все 96 были признаны недействительными, так как подписные листы не заверены собственноручной подписью лица, осуществлявшего сбор подписей и кандидата.

Поэтому считает, что оспариваемые постановления об отказе в регистрации являются основанными на законе.

 

Представитель Избирательной комиссии Ульяновской области Г.*** И.В., представитель Законодательного Собрания Ульяновской области П.*** В.Г. просили в удовлетворении заявления С.*** отказать, поддержали позицию представителя ТИК.

 

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Балашовой Н.Н., просившей в удовлетворении заявления отказать, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

 

Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области № *** от 29 ноября 2007 года на 02 марта 2008 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области четвёртого созыва.

 

С.*** А.В. и С.*** С.Ю.  были выдвинуты кандидатами в депутаты путем самовыдвижения.   28 декабря 2007 года они представили в Территориальную избирательную комиссию Ленинского района Муниципального образования «Город Ульяновск», на которую постановлением Избирательной комиссии Ульяновской области от 05 декабря 2007 года № *** возложены полномочия окружной избирательной комиссии, документы для регистрации кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области четвёртого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №***

 

Постановлением ТИК от *** января 2008 года № 41/3-1 С.*** А.В. отказано в регистрации.  Согласно тексту постановления, для регистрации кандидата необходима 731 достоверная и действительная подпись избирателей. С.*** А.В. представлено 95 подписей избирателей, которые признаны недействительными. Отсутствие достоверных подписей избирателей послужило основанием к отказу в регистрации, - пункт 7 части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области».

 

Постановлением ТИК от 24 января 2008 года № 41/5-1 С.*** С.Ю. отказано в регистрации. Согласно тексту постановления, для регистрации кандидата необходима 731 достоверная и действительная подпись избирателей. С.*** С.Ю. представлено 96 подписей избирателей, которые признаны недействительными. Отсутствие достоверных подписей избирателей послужило основанием к отказу в регистрации, - пункт 7 части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области».

 

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (с изменениями) основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

 

Аналогичная норма содержится в пункте 7 части 3 статьи 47 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области» от 03 апреля 2007 года № 29-ЗО. 

 

Материалами дела установлено, что вместо требуемых 731 подписи избирателей С.*** А.В. представил подписные листы с 95 подписями, а С.*** С.Ю. – с 96 подписями.

 

Доводы заявителей о том, что они могли представить по 10 подписей избирателей, и этого было бы достаточно для регистрации кандидатами, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.

 

В соответствии с частью 3 статьи 41 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области» в поддержку выдвижения кандидата могут собираться подписи избирателей. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, составляет 1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с требованиями статьи 16 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

 

В соответствии с постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 01 ноября 2007 года № 74/1060 «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области четвертого созыва и графического изображения этой схемы» на территории Ленинского одномандатного избирательного округа №12 зарегистрировано 73 125 избирателей.

 

Таким образом, 1 процент от количества зарегистрированных избирателей составит 731 подпись избирателей.

 

Никто из заявителей указанного количества подписей не представил, заявители делали свои подсчеты количества подписей избирателей, не основанные на законе.  Позиция заявителей по подсчету необходимого количества подписей избирателей основана на неправильном толковании статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и по существу ставит в неравное положение всех кандидатов в депутаты, выдвинутых в данном округе.

 

В судебном заседании обозревались оригиналы подписных листов, представленных заявителями: С.*** А.В. – 4 листа, С.*** С.Ю. – 4 листа.

 

1-ый подписной лист, представленный С.*** А.В., имеет исправления в данных лица, осуществлявшего сбор подписей, в дате выдачи паспорта. Исправление не оговорено С.*** А.В. ни как сборщиком подписей, ни как кандидатом.  2-ой подписной лист – тоже нарушение в указании фамилии сборщика подписей. 3-ий и 4-ый подписные листы – в адресе места жительства избирателя не указан субъект РФ, город.

 

В соответствии с подпунктами 3 и 7 части 12 статьи 46 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области» недействительными считаются:

- подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений;

- все подписи избирателей в подписном листе, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.

 

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области» основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», если иное не предусмотрено настоящим Законом.

 

Статьёй 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» термин «адрес места жительства» означает – адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры), по которому гражданин РФ зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.

Таким образом, подписи избирателей в поддержку С.*** А.В., как не отвечающие указанным выше требованиям законодательства, обоснованно признаны недействительными.

 

Из четырех подписных листов, представленных С.*** С.Ю., усматривается, что С.*** С.Ю. ставила свою подпись единожды, как сборщик подписей, но не ставила свою подпись, как кандидат.

 

Ее довод о том, что ее подпись совпадает с написанием фамилии, судом отклоняется, так как, даже при совпадении написания подписи и фамилии, следует проставлять подпись.  То обстоятельство, что С.*** С.Ю. сама собирала подписи избирателей, не освобождало ее от обязанности проставлять подпись и как сборщика, и как кандидата. Однако подписные листы содержат только одну подпись.

 

В соответствии с пунктом 7 части 12 статьи 46 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области» недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата.

 

Таким образом, подписи избирателей в поддержку выдвижения С.*** С.Ю., как не отвечающие указанным выше требованиям закона, обоснованно признаны недействительными.

 

Закон Ульяновской области «О выборах депутатов Законодательного Собрания Ульяновской области» от 03 апреля 2007 года № 29-ЗО вместе с приложениями, в том числе с образцами подписных листов, был официально опубликован в издании "Ульяновская правда", N 29 (22.576), 01.04.2007.  Поэтому ссылка заявителей на то, что они не были надлежащим образом обеспечены всей информацией по поводу правильности заполнения подписных листов, является надуманным. 

 

Ответственность за представление документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям закона, возложена на кандидата.

 

Учитывая изложенное, оспариваемые постановления ТИК от *** января 2008 года за № 41/3-1 об отказе Соколову А.В. и № 41/5-1 от отказе Соколовой С.Ю. в регистрации кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области четвёртого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №12 являются законными, и у суда нет оснований для  их отмены.  В удовлетворении заявления С*** А.В., С.Ю. следует отказать.

 

Руководствуясь статьями 260.1, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

 

Р Е Ш И Л :

 

В удовлетворении заявления С.*** А.*** В.***, С.*** С.*** Ю.*** об отмене постановлений Территориальной избирательной комиссии Ленинского района Муниципального образования «Город Ульяновск» № 41/3-1 и № 41/5-1 от 24 января 2008 года об отказе в регистрации кандидатами в депутаты Законодательного Собрания Ульяновской области четвёртого созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу №*** и возложении обязанности произвести регистрацию кандидатов  -  о т к а з а т ь.

 

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение 5 дней.

 

Судья:                                                                                    Королёва А.В.