У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33 - *** - 2008
Судья Балуков А.Н.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 января 2008 год
город
Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Бабойдо И.А.,
судей Аладина П.К. и
Трифоновой Т.П.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области на решение Радищевского районного
суда Ульяновской области от 28 ноября 2007 года, по которому постановлено:
Исковые требования П***
Г*** В*** удовлетворить.
Обязать Управление
Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Радищевском районе Ульяновской области включить П***
Г*** В*** в специальный педагогический стаж период работы с 15 ноября 1982 года
по 12 сентября 1984 года в должности старшей пионервожатой Радищевской средней
школы Ульяновской области и назначить П*** Г*** В*** досрочную трудовую пенсию
по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 19 ноября
2007 года.
Заслушав доклад Аладина
П.К., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
П*** Г.В. обратилась
в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском
районе Ульяновской области (далее УПФ РФ), Отделу образования администрации МО
«***» о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии
по старости, период ее работы с 15 ноября 1982 года по 12 сентября 1984 года, в
должности старшей пионервожатой в Радищевской средней школе.
Свой иск
мотивировала тем, что ответчик отказал в удовлетворении ее заявления о
назначении досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику.
Как следует из ответа УПФ РФ от 24.05.2005 г., ей было отказано в назначении
пенсии по тем основаниям, что она не имеет специальный стаж равный 25 годам. При
этом ответчик ей не засчитал период работы в качестве старшей пионервожатой Радищевской
средней школы с 15.11.1982 года по 12.09.1984 года, поскольку должность
«старшая пионервожатая» не предусмотрена Списком должностей, дающих право для
зачета в специальный стаж работы для назначения досрочной пенсии. Отказ не
может быть признан законным, так как ее работа в спорный период была связана с
педагогической деятельностью, поскольку она целый день работала с детьми, и должность
соответствовала действовавшему в тот период времени Постановлению Совета
Министров СССР от 17.12.1959 № 1397. С учетом включения данного периода работы
в специальный педагогический стаж просит суд назначить досрочную трудовую
пенсию с 19.11.2007 года, то есть с момента фактического обращения в УПФ РФ.
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе УПФ РФ не соглашается с решением суда, считая его постановленным с
существенным нарушением норм материального права. При этом указывает, что суд
применил нормативный акт, не подлежащий применению - Постановление Совета
Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397. Право на включение периода работы в
должности старшей пионервожатой в специальный стаж могло быть у истицы только в
том случае, если бы на момент действия Списка от 17.12.1959 г. № 1397 (до
01.10.1993 г.) она выработала не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения
пенсии.
В возражениях на
кассационную жалобу П*** Г.В. просит отказать в ее удовлетворении, приводя
доводы, которыми она мотивировала свой иск в суде первой инстанции.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобах.
При рассмотрении
дела районный суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и
объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей
сторон.
На основании
надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд пришел к
обоснованному выводу о безусловном наличии у П*** Г.В. права на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 10 п.1 ст.28
Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку с учетом спорного
периода она выработала 25 лет специального (педагогического) стажа.
Указанный вывод
полностью соответствует требованиям норм материального права.
Доводы, приведенные
УПФ РФ в кассационной жалобе, являются необоснованными и не могут повлечь
отмену решения суда.
Согласно п. 3
Постановления Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 г. «Об утверждении
списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на
пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии
за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи
с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды
работы до 01.11.1999 г. засчитываются в соответствии со Списком профессий
и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность
которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу
лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»,
утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. № 463.
Согласно п. 3
Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 за
данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения
пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О
государственных пенсиях в РСФСР».
В спорный период
времени действовал Перечень, утвержденный постановлением Совмина СССР № 1397 от
17.12.1959 г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения
и сельского хозяйства» (действовало до 01.10.1993 г.).
В соответствии с п.2
Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет
работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного названным
Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения
засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в
качестве штатных пионервожатых.
П*** Г.В. в
указанный период занимала штатную должность старшей пионервожатой в Радищевской
средней школе.
Как указано выше,
работа в должности штатного пионервожатого подлежала включению в стаж при
условии, если учитель либо иной работник просвещения имел не менее 2/3 стажа,
требуемого для назначения пенсии.
Данное условие П***
Г.В. соблюдено.
На момент обращения
в УПФ РФ с письменным заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по
старости в соответствии с п.п. 10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в РФ» выслуга П*** Г.В. без учета спорного периода составила 23 года 02
месяца 24 дня.
Иными словами, П***
Г.В. к моменту обращения к ответчику имела более 23 лет трудового стажа работы
в качестве учителя, который дает право на назначение досрочной пенсии в связи с
педагогической деятельностью по нормам как действовавших ранее, так и
действующих в настоящее время правовых актов.
Довод кассационной
жалобы УПФ РФ на постановление Минтруда РФ № 70 от 17.10.2003 г. судом
кассационной инстанции не может быть принят во внимание.
Названный
подзаконный нормативный акт не может нарушать конституционных норм (ч. 3
ст. 55 Конституции РФ) и норм гражданского законодательства (ст. 4 ГК
РФ). Применение этого подзаконного акта будет свидетельствовать об ухудшении
положения П*** Г.В. по сравнению с другими гражданами, которым были зачтены
периоды работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в
качестве штатных пионервожатых в период действия Перечня, утвержденного
Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397.
В связи с этим
подзаконный акт, на который ссылается УПФ РФ, может действовать лишь в той
части, в какой он не противоречит Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ»
и толкованию закона, данному в судебных постановлениях Конституционного Суда РФ
и Верховного Суда РФ.
Согласно правовой
позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004 г. №
2 – П, статья 6 (части 2), статья 15 (части 4), статья 17 (части 1), статьи 18,
19 и статья 55 (части 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую
определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в
сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники
соответствующих правоотношений могли в разумных переделах предвидеть
последствия поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе
действующего законодательства право будет уважаться властями и будет
реализовано.
В связи с этим утверждение
ответчика о том, что 2/3 стажа должны быть выработаны в период действия
нормативного акта № 1397 от 17.12.1959 г., правильно судом первой
инстанции признан ошибочным.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Радищевского
районного суда Ульяновской области от 28 ноября 2007 года оставить без
изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: