Судебный акт
Перерасчет страховой части пенсии
Документ от 05.02.2008, опубликован на сайте 04.03.2008 под номером 9835, 2-я гражданская, о перерасчете страховой части трудовой пенсии, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело 33-***/2008 г.                                                          Судья Кремнева Е.В.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

05 февраля 2008 года                                                                          г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Хреновой Г.И., Трифоновой Т.П.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в *** на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 27 декабря 2007 года, по которому постановлено:

Исковые требования Н*** Н*** Н*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в *** о перерасчете страховой части трудовой пенсии  исходя  из начисленных страховых взносов, удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в *** произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости Н*** Н*** Н***:

с 01.02.2003г.  исходя из начисленных страховых взносов ОАО «***» за 2002г.;

с 01.03.2004г.   исходя из начисленных страховых взносов ОАО «***» за 2003г.;

с 01.04.2005г.  исходя из начисленных страховых взносов ОАО «*** за 2004г.;

с 01.05.2006г.  исходя из начисленных страховых взносов ОАО «***» за 2005г.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Н*** Н.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в *** о перерасчете пенсии.

В обоснование иска указала, что в период с 18.11.1967г. и по 27.04.2005г. она работала на *** (после акционирования ОАО «***»). С 31.05.2000 г. ей была назначена трудовая пенсия по старости. В период с 01.01.2002г. по 27.04.2005г. страхователь ОАО «***» не в полном объеме перечислял страховые взносы  в Пенсионный фонд. При перерасчете страховой части трудовой пенсии ответчик исходил из суммы фактически уплаченных работодателем страховых взносов, а не из начисленных, что противоречит ст.3         ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». С целью восстановления нарушенного права она 03.08.2007г. обращалась с заявлением о перерасчете пенсии  исходя из суммы начисленных страховых взносов. Произвести перерасчет пенсии ответчик отказался в связи  тем, что уплата страховых взносов в Пенсионный фонд является обязанностью работодателя, а не Пенсионного фонда. Считает отказ УПФ РФ в *** неправомерным, т.к. согласно п.2 ст.25 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда в судебном порядке, т.е. обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ возлагается на работодателя, являющегося страхователем, и ее пенсионные права не могут быть ущемлены из-за того, что страхователь не уплатил начисленные суммы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Ее вины в неуплате страховых взносов не имеется.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству судом в порядке ст. 43 ГПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: ОАО «*** (ОАО «***»), Управление федерального казначейства.

Рассмотрев заявленные истицей требования по существу, Железнодорожный районный суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в *** не соглашается с решением суда, считая его незаконным, просит решение отменить и отказать в удовлетворении иска. Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П, автор кассационной жалобы указывает, что право застрахованных лиц на получение пенсии независимо от уплаты страховых взносов в ПФР страхователями должно обеспечиваться государством за счет средств федерального бюджета. Однако суд, обязав произвести перерасчет страховой части пенсии истца, не указал источник финансирования данных расходов.

Кроме того, перерасчет страховой части трудовой пенсии может быть произведен истцу лишь за период после вступления в силу названного Постановления Конституционного Суда РФ. Обратной силы Постановление Конституционного Суда РФ не имеет и поэтому его юридическая сила распространяется только на правоотношения, возникшие после вступления данного постановления в законную силу.  

Стороны в судебную коллегию не явились несмотря на надлежащее их извещение.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Частью 3 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что лицу, осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности.

Как было установлено в судебном заседании, истица Н*** Н*** Н*** с 18.11.1967г. по 27.04.2005г. работала на *** (после акционирования ОАО «***), с 31.05.2000г. ей была назначена трудовая пенсия по старости.

В соответствии со ст.ст. 6, 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Также из материалов дела усматривается, что за Н*** Н.Н.., как работницу ОАО «***» и застрахованное лицо, работодателем в Пенсионный фонд были перечислены страховые взносы не в полном объеме.

Фактически за Н*** Н.Н., как работника ОАО «***» и застрахованное лицо, работодателем в Пенсионный фонд были перечислены страховые взносы в следующих размерах: за 2002г. в размере 4 590,06 руб.,   платежи произведены в размере 4 092,40 руб.; за 2003г. в размере 4 505,86 руб., платежи произведены в размере 192,12 руб.; за 2004г. в размере 5 927,30 руб., платежи произведены в размере 489,06 руб.; за 2005г. в размере 1 825,44 руб., платежи произведены в размере 482,59 руб.

Н*** Н.Н. обращалась в Пенсионный фонд с заявлением о перерасчете пенсии за 2002-2006 годы исходя из сумм начисленных страховых взносов, а также выплате недополученной пенсии.

Согласно сообщению УПФ РФ (ГУ) в *** Н*** Н.Н. в перерасчете пенсии отказано. Ответчик произвел перерасчет размера страховой части трудовой пенсии истца с учетом не начисленных страховых взносов, а фактически поступивших на его индивидуальный лицевой счет.

Между тем  поскольку по смыслу ст. 15 названного Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» на застрахованное лицо не может быть возложен риск ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по перечислению страховщику страховых сумм, суд пришел к правильному выводу, что Н*** Н.Н. не может быть отказано в перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом начисленных страховых взносов, и обоснованно удовлетворил заявленные ею исковые требования.

Доводы, приведенные ответчиком в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

К страхователям по обязательному пенсионному страхованию  отнесены  работодатели, к застрахованным лицам  – работники.

Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 7 закона реализуется в случае уплаты страховых взносов.

Между тем  данная норма не означает, что работник может быть лишен права на получение или перерасчет пенсии, если работодатель не исполнил возложенную на него федеральным законом обязанность по уплате страховых платежей. От гражданина нельзя требовать осуществления контроля за исполнением  его работодателем установленных государством норм закона. Данная обязанность является прерогативой самого государства, которое в статье 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования провозгласило государственную гарантию соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Исходя из конституционного принципа равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ) перерасчет страховой части пенсии в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» должен производиться в одинаковом порядке для всех без исключения пенсионеров в Российской Федерации.

Из содержания названного выше Постановления Конституционного Суда РФ следует, что нормативные положения пенсионного законодательства, позволяющие не включать в страховой стаж работника периоды, когда его работодатель не уплачивал или не полностью уплачивал страховые взносы, не соответствуют Конституции РФ, принятой в 1993 году. Учитывая прямое конституционное предписание, согласно которому Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие, а законы, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ), указанные нормы пенсионного законодательства не могут применяться при рассмотрении гражданских дел, независимо от времени вынесения Конституционным Судом РФ судебного постановления по этому вопросу.

В абзаце третьем пункта 2 резолютивной части Постановления от 10.07.2007 № 9-П Конституционный Суд РФ указал, что впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, Конституционным Судом РФ прямо определено, что перерасчет и выплата трудовых пенсий производится Пенсионным фондом РФ, а обязанности страхователя по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств исполняются государством.

При таких обстоятельствах у суда не имелось необходимости указывать в своем решении, за счет каких средств должно исполняться решение суда.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

 

Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 27 декабря 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в ***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи