У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2008 г.
Судья Кинчарова О.Е.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 февраля 2008 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.
судей Николаевой Р.И. и Аладина П.К.
рассмотрела дело по кассационной
жалобе П*** Л.И. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18
декабря 2007 года, по которому постановлено:
П*** Л*** И***
отказано в удовлетворении иска к Государственному учреждению – Отделению
Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области, Государственному
учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в *** об обязании произвести
перерасчет трудовой пенсии за период с 01.01.2002 по 30.11.2007 и взыскании в
связи с этим недополученной трудовой пенсии за период с 01.01.2002 по
30.11.2007 в размере 42 966 руб. 61 коп.
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
П*** Л.И. обратилась
в суд с иском к Отделению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по
Ульяновской области о перерасчете трудовой пенсии и взыскании задолженности.
В обоснование своих
требований указала, что ей исчислили трудовую пенсию по состоянию на 01.01.2002
в размере 1443 руб. 74 коп., неправильно применив действующее пенсионное
законодательство. Исчисление трудовой пенсии производилось без учета 32 лет
страхового стажа, отработанного в районах Крайнего Севера, без учета районного
коэффициента, начислявшегося к заработной плате в размере 1,5, без учета
повышенного отношения заработков 1,7. В результате недоплата пенсии на
указанную дату составила 459 руб. 52 коп.
Органы Пенсионного
фонда РФ самовольно уменьшили ей районный коэффициент с 1,5 до 1,4 и повышенное
отношение заработков определили по заведомо недостоверным сведениям. В
результате ежемесячной недоплаты пенсии за период с 01.01.2002 по 30.11.2007
образовалась задолженность в сумме 42 966 руб. 61 коп.
Просила обязать
ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии в соответствии с пенсионным
законодательством и выплатить указанную
задолженность.
Суд привлек в
качестве соответчика Управление Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) *** и в удовлетворении иска отказал.
В кассационной
жалобе П*** Л.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить и
удовлетворить заявленные ею требования. При этом ссылается на те же доводы,
которые были приведены ею в исковом заявлении. Кроме того, указывает, что при
расчете ее пенсии должен быть применен стажевый коэффициент в размере 0,72, а
повышенное отношение заработков – 1,7. Вывод суда об установлении стажевого
коэффициента в размере 0,67 сделан без учета требований п. 1 ст. 27 ФЗ «О
трудовых пенсиях в РФ», который определяет, что трудовая пенсия назначается по
достижении женщинами возраста 45 лет, если они имеют страховой стаж 15 лет. О
применении повышенного отношения заработков в размере 1,7 суд в решении не
упоминает, хотя она такое требование заявляла. Суд недостаточно исследовал
представленные материалы, изучил их поверхностно, что привело к принятию не
соответствующего закону решения.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя П***
Л.И. З*** Г.Е. и представителя ОПФ РФ по Ульяновской области и УПФ РФ в *** Б***
Т.И., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Материалами дела
установлено, что пенсия П*** Л.И. была назначена Печенегским отделом
социального обеспечения Мурманской области с 24.03.1985 в соответствии с п. 16а, п. 91-92 Положения о
порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного
Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 ранее общеустановленного
пенсионного возраста (для женщин - 55 лет) - в связи с 15-летней работой с
вредными условиями труда - под землей (Список № 1 производств, профессий и
должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в
горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на
льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров
СССР от 22.08.1956 № 1173).
Размер
пенсии истицы в различные периоды времени был определен и рассчитан в соответствии с законом,
действующий на тот период.
До 01.02.1998 пенсия
П*** Л.И. рассчитывалась с применением льготного порядка исчисления стажа
работы на Крайнем Севере из расчета – 1 год за 1 год и 6 месяцев. Общий
трудовой стаж при этом составлял 48 лет 01 месяц 01 день. Трудовой стаж был учтен по состоянию на
31.05.1990, заработок – за период с 01.01.1978 по 31.12.1982.
С 01.02.1998 в связи
с вступлением в силу Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения
государственных пенсий» от 21.07.1997 № 113-ФЗ
П*** Л.И. был
произведен перерасчет пенсии
с применением индивидуального
коэффициента пенсионера, поскольку по нормам Федерального закона № 113-Ф3 от
21.07.1997 размер ее пенсии по старости был выше. Указанный расчет
предусматривал учет стажа в календарном исчислении (ст. 3 Закона, п. «б») ст. 7
Закона «О государственных пенсиях в РФ» в редакции закона от 21.07.1997 № 113-ФЗ). У истицы стаж в календарном
исчислении составил 32 года.
Статьей 30 Федерального
закона «О трудовых пенсиях», вступившего
в силу с 01.01.2002 года, осуществлена оценка пенсионных прав застрахованных
лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в
расчетный пенсионный капитал по формуле, в которой одной из составляющих
является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц
в соответствии с пунктом 2 данной статьи.
Пунктом 2 статьи установлено, что расчетный
размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не
менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по
формуле, одной из составляющих которой является стажевый коэффициент,
составляющий для застрахованных лиц 0,55 и повышающийся на 0,01 за каждый
полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте
продолжительности, но не более чем на 0,20.
Другой составляющей
данной формулы является отношение среднемесячного заработка застрахованного лица
к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, которое для лиц,
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2
статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные
коэффициенты к заработной плате, учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4
- для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной
плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7
- для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной
плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не
свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к
заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и
выше.
При этом пункт 2 статьи 30 содержит также
указание о том, что если установлены разные районные коэффициенты к заработной
плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе
или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В ходе рассмотрения дела суд установил, что
для Мурманской области, в которой проживала и работала П*** Л.И.,
постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 (во
исполнение Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 г. № 620)
централизованно был установлен районный коэффициент 1,4.
При таких обстоятельствах суд пришел к
правильному выводу, что оценка пенсионных прав Пестовой Л.И. была обоснованно
произведена органами ПФР с учетом стажевого коэффициента 0,67 (0,55 + 0,01 за
12 лет трудового стажа, превышающего 20 лет), а также с учетом отношения
заработков – 1,4 и задолженности по выплате пенсии у ПФР перед П*** Л.И. не
возникло.
Довод кассационной
жалобы о том, что при расчете размера трудовой пенсии П*** Л.И. должно
применяться повышенное отношение заработков -1,7, является неверным, поскольку основан на
неправильном толковании закона.
Как указано выше,
пунктом 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» специально
оговорено, что если на северной территории установлены разные районные
коэффициенты, то при конвертации пенсионных прав применяется коэффициент к
заработной плате для непроизводственных отраслей.
На территории
Мурманской области действовали районные коэффициенты 1,4, 1,7, 1,8. Районный
коэффициент для непроизводственных отраслей установлен в размере 1,4. Поэтому, даже несмотря на то, что реально к
заработной плате Пестовой Л.И. в период ее работы в Мурманской области
применялся районный коэффициент 1,5, пенсия ей в силу п. 2 ст. 30 закона может
быть назначена лишь с применением отношения заработков 1,4.
Другой довод
кассационной жалобы о том, что на основании п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» при расчете размера трудовой пенсии истицы
должен применяться стажевый коэффициент в размере 0,72, также нельзя признать
обоснованным.
Пункт 2 статьи 30
Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливает порядок расчета
стажевого коэффициента лишь с применением указанного в данной норме общего
трудового стажа: для мужчин – не менее 25 лет, для женщин – не менее 20 лет.
Другие нормы
пенсионного закона, предусматривающие право на досрочное назначение пенсии с
сокращенным сроком страхового стажа, при решении вопроса об определении
стажевого коэффициента применены быть не могут.
Поэтому то
обстоятельство, что П*** Л.И. вышла на пенсию ранее общеустановленного
пенсионного возраста при наличии 15 лет трудового стажа, не влияет на расчет ее
стажевого коэффициента и не дает основания для повышения ее стажевого
коэффициента с учетом 17-летнего превышения продолжительности трудового стажа.
Таким образом, по
мнению судебной коллегии, расчет размера пенсии истицы, в том числе
обоснованность применения при расчете отношения заработков в размере 1,4 и
стажевого коэффициента в размере 0,67 является верным и не противоречит
пенсионному законодательству.
Кроме того,
правильность исчисления размера пенсии истице с учетом названных составляющих
неоднократно была предметом рассмотрения судебных инстанций и подтверждена
вступившими в законную силу судебными постановлениями.
В силу изложенного,
решение суда соответствует требованиям закона и отмене по доводам кассационной
жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 18 декабря 2007 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу П*** Л.И. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи