Судебный акт
Оспаривание размера назначенной пенсии
Документ от 05.02.2008, опубликован на сайте 04.03.2008 под номером 9833, 2-я гражданская, о перерасчете тр.пенсии и взыск.недополуч.пенсии, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2008 г.                                              Судья Кинчарова О.Е.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

05 февраля 2008 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.

судей                                 Николаевой Р.И. и Аладина П.К.

рассмотрела дело по кассационной жалобе П*** Л.И. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 декабря 2007 года, по которому постановлено:

П*** Л*** И*** отказано в удовлетворении иска к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области, Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в *** об обязании произвести перерасчет трудовой пенсии за период с 01.01.2002 по 30.11.2007 и взыскании в связи с этим недополученной трудовой пенсии за период с 01.01.2002 по 30.11.2007 в размере 42 966 руб. 61 коп.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

П*** Л.И. обратилась в суд с иском к Отделению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Ульяновской области о перерасчете трудовой пенсии и взыскании задолженности.

В обоснование своих требований указала, что ей исчислили трудовую пенсию по состоянию на 01.01.2002 в размере 1443 руб. 74 коп., неправильно применив действующее пенсионное законодательство. Исчисление трудовой пенсии производилось без учета 32 лет страхового стажа, отработанного в районах Крайнего Севера, без учета районного коэффициента, начислявшегося к заработной плате в размере 1,5, без учета повышенного отношения заработков 1,7. В результате недоплата пенсии на указанную дату составила 459 руб. 52 коп.

Органы Пенсионного фонда РФ самовольно уменьшили ей районный коэффициент с 1,5 до 1,4 и повышенное отношение заработков определили по заведомо недостоверным сведениям. В результате ежемесячной недоплаты пенсии за период с 01.01.2002 по 30.11.2007 образовалась задолженность в сумме 42 966 руб. 61 коп.

Просила обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии в соответствии с пенсионным законодательством и выплатить указанную  задолженность.

Суд привлек в качестве соответчика Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) *** и в удовлетворении иска отказал.

В кассационной жалобе П*** Л.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить и удовлетворить заявленные ею требования. При этом ссылается на те же доводы, которые были приведены ею в исковом заявлении. Кроме того, указывает, что при расчете ее пенсии должен быть применен стажевый коэффициент в размере 0,72, а повышенное отношение заработков – 1,7. Вывод суда об установлении стажевого коэффициента в размере 0,67 сделан без учета требований п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», который определяет, что трудовая пенсия назначается по достижении женщинами возраста 45 лет, если они имеют страховой стаж 15 лет. О применении повышенного отношения заработков в размере 1,7 суд в решении не упоминает, хотя она такое требование заявляла. Суд недостаточно исследовал представленные материалы, изучил их поверхностно, что привело к принятию не соответствующего закону решения.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя П*** Л.И. З*** Г.Е. и представителя ОПФ РФ по Ульяновской области и УПФ РФ в *** Б*** Т.И., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Материалами дела установлено, что пенсия П*** Л.И. была назначена Печенегским отделом социального обеспечения Мурманской области с 24.03.1985  в соответствии с п. 16а, п. 91-92 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 ранее общеустановленного пенсионного возраста (для женщин - 55 лет) - в связи с 15-летней работой с вредными условиями труда - под землей (Список № 1 производств, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173).

Размер пенсии истицы в различные периоды времени был определен  и рассчитан в соответствии с законом, действующий на тот период.

До 01.02.1998 пенсия П*** Л.И. рассчитывалась с применением льготного порядка исчисления стажа работы на Крайнем Севере из расчета – 1 год за 1 год и 6 месяцев. Общий трудовой стаж при этом составлял 48 лет 01 месяц 01  день. Трудовой стаж был учтен по состоянию на 31.05.1990, заработок – за период с 01.01.1978 по 31.12.1982.

С 01.02.1998 в связи с вступлением в силу Федерального закона «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21.07.1997 № 113-ФЗ  П***   Л.И.   был  произведен  перерасчет  пенсии   с  применением индивидуального коэффициента пенсионера, поскольку по нормам Федерального закона № 113-Ф3 от 21.07.1997 размер ее пенсии по старости был выше. Указанный расчет предусматривал учет стажа в календарном исчислении (ст. 3 Закона, п. «б») ст. 7 Закона «О государственных пенсиях в РФ» в редакции закона от 21.07.1997  № 113-ФЗ). У истицы стаж в календарном исчислении составил 32 года.

Статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2002 года, осуществлена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле, в которой одной из составляющих является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 2 данной статьи.

Пунктом 2 статьи установлено, что расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, по формуле, одной из составляющих которой является стажевый коэффициент, составляющий для застрахованных лиц 0,55 и повышающийся на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной в настоящем пункте продолжительности, но не более чем на 0,20.

Другой составляющей данной формулы является отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, которое для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

При этом пункт 2 статьи 30 содержит также указание о том, что если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что для Мурманской области, в которой проживала и работала П*** Л.И., постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 (во исполнение Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 г. № 620) централизованно был установлен районный коэффициент 1,4.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что оценка пенсионных прав Пестовой Л.И. была обоснованно произведена органами ПФР с учетом стажевого коэффициента 0,67 (0,55 + 0,01 за 12 лет трудового стажа, превышающего 20 лет), а также с учетом отношения заработков – 1,4 и задолженности по выплате пенсии у ПФР перед П*** Л.И. не возникло.

Довод кассационной жалобы о том, что при расчете размера трудовой пенсии П*** Л.И. должно применяться повышенное отношение заработков -1,7,  является неверным, поскольку основан на неправильном толковании закона.

Как указано выше, пунктом 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» специально оговорено, что если на северной территории установлены разные районные коэффициенты, то при конвертации пенсионных прав применяется коэффициент к заработной плате для непроизводственных отраслей.

На территории Мурманской области действовали районные коэффициенты 1,4, 1,7, 1,8. Районный коэффициент для непроизводственных отраслей установлен в размере 1,4.  Поэтому, даже несмотря на то, что реально к заработной плате Пестовой Л.И. в период ее работы в Мурманской области применялся районный коэффициент 1,5, пенсия ей в силу п. 2 ст. 30 закона может быть назначена лишь с применением отношения заработков 1,4.

Другой довод кассационной жалобы о том, что на основании п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» при расчете размера трудовой пенсии истицы должен применяться стажевый коэффициент в размере 0,72, также нельзя признать обоснованным.

Пункт 2 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» устанавливает порядок расчета стажевого коэффициента лишь с применением указанного в данной норме общего трудового стажа: для мужчин – не менее 25 лет, для женщин – не менее 20 лет.

Другие нормы пенсионного закона, предусматривающие право на досрочное назначение пенсии с сокращенным сроком страхового стажа, при решении вопроса об определении стажевого коэффициента применены быть не могут.

Поэтому то обстоятельство, что П*** Л.И. вышла на пенсию ранее общеустановленного пенсионного возраста при наличии 15 лет трудового стажа, не влияет на расчет ее стажевого коэффициента и не дает основания для повышения ее стажевого коэффициента с учетом 17-летнего превышения продолжительности трудового стажа.

Таким образом, по мнению судебной коллегии, расчет размера пенсии истицы, в том числе обоснованность применения при расчете отношения заработков в размере 1,4 и стажевого коэффициента в размере 0,67 является верным и не противоречит пенсионному законодательству.

Кроме того, правильность исчисления размера пенсии истице с учетом названных составляющих неоднократно была предметом рассмотрения судебных инстанций и подтверждена вступившими в законную силу судебными постановлениями.

В силу изложенного, решение суда соответствует требованиям закона и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 декабря 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу П*** Л.И. – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи