Судебный акт
Перерасчет страховой части трудовой пенсии
Документ от 25.12.2007, опубликован на сайте 29.02.2008 под номером 9781, 2-я гражданская, о перерасчете пенсии и выплате в полном объеме, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело - 33-***/2007 г.                                                            Судья Фомина В.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

25 декабря 2007 года                                                                           г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Хреновой Г.И., Колобковой О.Б.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 21 ноября 2007 года, по которому постановлено:

Исковые требования С*** Ю*** О*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области произвести С*** Ю*** О*** перерасчет пенсии с 01.02.2003 года за период с 01.01.2002 года по 31.12.2002  года  из  начисленной  суммы  страховых  взносов  2686  рублей  49коп.,  с 01.03.2004  года за период с 01.01.2003 года по 31.12.2003 года из начисленной суммы 3194 рубля 32 коп., с 01.04.2005 года за период с 01.01.2004 года по 31.12.2004 года из начисленной суммы 4877 рублей 26коп., с 01.05.2006 года за период с 01.01.2005 года по 31.12.2005 года из начисленной суммы 6050 рублей 92коп.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

С*** Ю.О. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска о перерасчете пенсии.

В обоснование иска указал, что в период с 18.03.1998 года он работал в ГПО «Ульяновский *** завод», с 03.06.2006 года - в ФГУП «***». С 01.03.1990 года ему назначена пенсия по старости. Сумма начисленных страховых взносов по пенсионному обеспечению составила: в период с 01.01.2002г. по 31.12.2002г. – 2 686,49руб., в период с 01.01.2003г. по 31.12.2003г. – 3 194,32руб., в период с 01.01.2004г. по 31.12.2004г. – 4 877,26руб., в период с 01.01.2002г. по 31.12.2005г. – 6 050,92руб., в период с 01.01.2002г. по 31.12.2006г. -9 871,97руб. Ответчик произвел ему расчет страховой части пенсии за период работы с 2002 года по 2006 год исходя из фактически уплаченных, а не из начисленных страховых взносов. Он обратился к ответчику для перерасчета пенсии исходя из начисленных страховых взносов, на что получил отказ. Считает действия ответчика незаконными, противоречащими пенсионному законодательству и ущемляющими его пенсионные права.

Истец просил обязать ответчика произвести ему перерасчет пенсии с учетом начисленных страховых взносов за период с 2002 года по 2006 год и произвести доплату недополученной суммы с учетом индексации с 01.02.2003 года за период с 01.01.2002г. по 31.12.2002г. - из начисленной суммы 2 686,49руб., с 01.03.2004 года за период с 01.01.2003г. по 31.12.2003г. - из начисленной суммы 3 194,32руб., с 01.04.2005 года за период с 01.01.2004г. по 31.12.2004г. - из начисленной суммы 4877,26руб., с 01.05.2006 года за период с 01.01.2005г. по 31.12.2005г. - из начисленной суммы 6 050,92руб., с 01.06.2007 года за период с 01.01.2006г. по 31.12.2006г. - из начисленной суммы 9 871,97руб.

Рассмотрев заявленные истцом требования по существу, Заволжский районный суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска не соглашается с решением суда, считая его незаконным, просит решение отменить и отказать в удовлетворении иска. Ссылаясь на Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П, автор кассационной жалобы указывает, что право застрахованных лиц на получение пенсии независимо от уплаты страховых взносов в ПФР страхователями должно обеспечиваться государством за счет средств федерального бюджета. Однако суд, обязав произвести перерасчет страховой части пенсии истца, не указал источник финансирования данных расходов.

Кроме того, перерасчет страховой части трудовой пенсии может быть произведен истцу лишь за период после вступления в силу названного Постановления Конституционного Суда РФ. Новое правовое регулирование (истолкование) нормативных положений п. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и абзаца 3 пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, может быть применено только с 10.07.2007. Обратной силы Постановление Конституционного Суда РФ не имеет и поэтому его юридическая сила распространяется только на правоотношения, возникшие после вступления данного постановления в законную силу. В отношении тех граждан, которые не обращались в Конституционный Суд РФ, пересмотр правоприменительных решений не предусмотрен.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Частью 3 статьи 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что лицу, осуществлявшему работу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности по его заявлению производится перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидности.

Как было установлено в судебном заседании, истец С*** Ю.О. с 01.03.1990 года является получателем трудовой пенсии по старости. С 18.03.1998 по 31.05.2005 года он работал на ГПО «Ульяновский *** завод» (в дальнейшем ФГУП «***»).

В соответствии со ст.ст. 6, 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Также из материалов дела усматривается, что  работодателем в Пенсионный фонд были перечислены страховые взносы не в полном объеме.

С*** Ю.О. обращался в Пенсионный фонд с заявлением о перерасчете пенсии за 2002 - 2006 годы исходя из сумм начисленных страховых взносов, а также выплате недополученной пенсии.

Согласно сообщению УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска С*** Ю.О. в перерасчете пенсии отказано. Ответчик произвел перерасчет размера страховой части трудовой пенсии истца с учетом не начисленных страховых взносов, а фактически поступивших на его индивидуальный лицевой счет.

Поскольку по смыслу ст. 15 названного Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» на застрахованное лицо не может быть возложен риск ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по перечислению страховщику страховых сумм, суд пришел к правильному выводу, что С*** Ю.О. не может быть отказано в перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом начисленных страховых взносов, и обоснованно удовлетворил заявленные им исковые требования.

Доводы, приведенные ответчиком в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

К страхователям по обязательному пенсионному страхованию  отнесены  работодатели, к застрахованным лицам  – работники.

Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 7 закона реализуется в случае уплаты страховых взносов.

Между тем данная норма не означает, что работник может быть лишен права на получение или перерасчет пенсии, если работодатель не исполнил возложенную на него федеральным законом обязанность по уплате страховых платежей. От гражданина нельзя требовать осуществления контроля за исполнением  его работодателем установленных государством норм закона. Данная обязанность является прерогативой самого государства, которое в статье 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования провозгласило государственную гарантию соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Исходя из конституционного принципа равенства всех перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ) перерасчет страховой части пенсии в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» должен производиться в одинаковом порядке для всех без исключения пенсионеров в Российской Федерации.

Из содержания названного выше Постановления Конституционного Суда РФ следует, что нормативные положения пенсионного законодательства, позволяющие не включать в страховой стаж работника периоды, когда его работодатель не уплачивал или не полностью уплачивал страховые взносы, не соответствуют Конституции РФ, принятой в 1993 году. Учитывая прямое конституционное предписание, согласно которому Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие, а законы, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ), указанные нормы пенсионного законодательства не могут применяться при рассмотрении гражданских дел, независимо от времени вынесения Конституционным Судом РФ судебного постановления по этому вопросу.

В абзаце третьем пункта 2 резолютивной части Постановления от 10.07.2007 № 9-П Конституционный Суд РФ указал, что впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, Конституционным Судом РФ прямо определено, что перерасчет и выплата трудовых пенсий производится Пенсионным фондом РФ, а обязанности страхователя по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств исполняются государством.

При таких обстоятельствах у суда не имелось необходимости указывать в своем решении, за счет каких средств должно исполняться решение суда.

В силу изложенного  решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 21 ноября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе г. Ульяновска г. Ульяновска  – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: