Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью
Документ от 22.01.2008, опубликован на сайте 26.02.2008 под номером 9734, 2-я гражданская, о признании права на досроч.труд.пенсию, включ.периодов работы в спец.стаж и назн.пенсии, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

               УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело № 33-***-2008г.                                                                     Судья Полуэктова С.К.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

22 января 2008 года                                                                                             г.Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пищугиной Л.И.,

судей   Лисовой Л.С., Шлейкиной О.В.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Ч*** Ф.М. на решение Засвияжского районного суда от 12 декабря 2007 года, по которому постановлено:

Иск Ч*** Ф.М. удовлетворить частично.

Обязать УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе включить Ч*** Ф.М. в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, периоды работы с 19 октября 1979 года по 02 апреля 1980 года сестрой-воспитателем яслей-сада № *** при войсковой части *** и с 03 апреля 1980 года по 30 сентября 1993 года  патронажной медицинской сестрой яслей-сада № *** при войсковой части № ***.

В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Ч*** Ф.М. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного рассмотрения дела, к Управлению Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе (далее Пенсионный фонд) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом просила обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения данной  пенсии периоды работы: с 19 октября 1979 года по 02 апреля 1980 года (5 мес.14 дней), с 03 апреля 1980 года по  16 августа 1996 года (16 лет 4 мес. 13 дн.), с 28 октября 1977 года по 31 октября 1978 года (1 год 3 дн.) – период ухода за ребенком – и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 05 июня 2006 года.

В обоснование иска указала, что Пенсионный фонд отказался ей включить указанные периоды работы и нахождения в отпуске по уходу за ребенком, что она считает незаконным. С 19 октября 1979 года по 02 апреля 1980 года она работала сестрой-воспитателем в яслях-саде № *** при войсковой части. В этот период  на должность сестры-воспитателя принимали исключительно медицинских работников, к каковым относится и она. Далее она работала в этих яслях-саде патронажной сестрой. Действовавшее на период ее работы в указанных должностях законодательство – Постановление СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397 предусматривало включение этих периодов в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.

22 декабря 1977 года она родила дочь, но отпуск ей не предоставлялся, так как она была уволена в связи с переводом мужа к новому месту службы. Включение оспариваемых периодов в специальный стаж дает основание для назначения ей досрочной трудовой пенсии.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Ч*** Ф.М. просит решение суда в части отказа во включение в специальный стаж периода ее работы с 01.10.1993 года по 16.08.1996 года и в признании права на досрочную трудовую пенсию отменить и ее требования удовлетворить. При этом она ссылается на то, что суд дал неправильное толкование закону. Полагает, что в соответствии с разъяснениями Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П  вновь принятые нормативные акты не могут ухудшать ее положение, поэтому суд должен был руководствоваться действующим на период ее работы Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397 и зачесть период ее работы не до 1993 года, а по 16.08.1996 года, и с учетом включения оспариваемого периода обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.

Проверив  материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  выслушав объяснения представителя Ч*** Ф.М. – Ч***  И.И., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ судебная коллегия законность решения проверяет по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

В силу пп.11 п.1 ст.28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.7-13 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

При разрешении требований истицы суд правильно руководствовался Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с указанной нормой, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года и соответствующими Правилами исчисления периодов работы, дающими право на досрочное назначение указанной пенсии, а также нормативными актами, действовавшими на период, когда проистекали оспариваемые периоды работы.

Так, суд правомерно обязал Пенсионный фонд включить период работы истицы сестрой-воспитателем в яслях-саде № *** при войсковой части *** с 19.10.1979 г. по 02.04.1980г., поскольку в этот период действовало Постановление СМ СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». В указанном Постановлении были поименованы должности медицинских сестер (независимо от наименования должности) и учреждение – ясли-сады.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что, несмотря на то что по приказу ее должность именовалась «сестра-воспитатель», фактически она выполняла работу медицинской сестры. Согласно Приказу Министерства просвещения СССР № 103 от 31.12.1971 года «О типовых штатах детских дошкольных учреждений», введенному в действие с 01.03.1972 года, в ясельных группах в штатные единицы включена должность «медицинской сестры».

О том, что истица выполняла работу медицинской сестры, свидетельствуют показания свидетелей и другие материалы дела.

Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается.

Правомерно суд обязал Пенсионный фонд включить истице в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии и период ее работы в должности патронажной медицинской сестры в указанном дошкольном учреждении в период с 03.04.1080 г. по 30.09.1993 г., когда действовало вышеуказанное Постановление № 1397.

Решение суда в этой части также сторонами не оспаривается.

Что касается требований истицы о включении периода этой работы по 16.08.1996 года, то суд правомерно отказал истице в его включении.

При этом суд правильно исходил из того обстоятельства, что  Постановление № 1397, предусматривавшее возможность включения работы патронажной медицинской сестры в яслях-садах в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, отменено, и с 01.10.1993 года не действует. Ныне действующие законодательные акты не предусматривают возможности включения работы медицинской сестры в яслях-садах в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Толкование закона, Постановления Конституционного Суда РФ, приведенное в кассационной жалобе, судебной коллегией не может быть принято во внимание, поскольку является ошибочным.

Суд правомерно указал на то, что  включение периодов работы в специальный трудовой стаж по ранее действующему законодательству возможно лишь при наличии права на пенсию, назначаемую ранее общего пенсионного возраста, до 01 января 2002 года, то есть  в соответствии с нормами действовавшего до 01 января 2002 года Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ». С 01 января 2002 года введен в действие ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», который содержит иные условия назначения досрочной трудовой пенсии.

На указанный период у истицы отсутствовал необходимый медицинский стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии.

Довод кассационной жалобы о том, что суду необходимо было руководствоваться Постановлением Конституционного Суда РФ №2-П от 29.01.2004 года, также не может повлечь отмену решения суда, поскольку касается проверки законности положений ст.30 п.4 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Кроме того, указанное Постановление содержит правовую позицию о том, что  в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В оспариваемый период работы истицы действовало вышеупомянутое Постановление № 1397, и суд учел его, включив истице период ее работы в яслях-саде по ранее действовавшему законодательству, то есть до 01.10.1993 года - до момента  утраты им силы.

Обоснованно суд отказал истице во включении в специальный стаж периода ухода истицей за ребенком, поскольку, как установлено по делу, она в оспариваемый период не работала, не находилась в отпуске по уходу за ребенком. Действовавшее на тот период законодательство, на которое суд сослался в решении, предусматривало включение периода нахождения женщины по уходу за ребенком, если она работала и находилась в отпуске по уходу за ребенком.

Кроме того, действовавшие на тот период нормативные акты не предусматривали для неработающих жен военнослужащих включение периодов ухода за ребенком в специальный трудовой стаж.

Поскольку к моменту обращения истицы за назначением ей досрочной трудовой пенсии по старости она не имела необходимого специального стажа – 30 лет, суд правомерно отказал ей в иске о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья  населения.

Приведенные в кассационной жалобе доводы выводов суда не опровергают, поэтому они не могут повлечь отмену решения суда.

При вынесении решения суд правильно применил материальный закон, поэтому судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение  Заволжского районного суда от 12 декабря 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ч*** Ф.М. – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

Судьи: