Судебный акт
Перерасчет страховой части назначенной пенсии
Документ от 18.12.2007, опубликован на сайте 25.12.2007 под номером 9651, 2-я гражданская, о перерасч.страх.части пенс.с учетом начисл.страх.взносов, Оставлено без изменения

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2007 г.                                        Судья Костюнина Н.В.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

18 декабря 2007 года                                                                      г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Жаднова Ю.М.

судей                               Шлотгауэр Л.Л. и Бабойдо И.А. 

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 14 ноября 2007 года, по которому постановлено:

Исковые требования С*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Инзенскому району Ульяновской области произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии С***, исходя из начисленных страховых взносов в сумме 7478 руб. 44 коп. за 2002 год с 01.10.2003.

Заслушав доклад судьи Шлотгауэр Л.Л., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

С*** обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда  РФ в Инзенском районе о перерасчете страховой части пенсии с учетом начисленных страховых взносов. В обоснование иска указал, что с 01.10.2003   является получателем досрочной трудовой пенсии по старости. До 14.01.2003  работал в ОАО «К***», после чего был уволен по собственному желанию. Также в 2002 году работал по совместительству в ООО «Д***». За 2002 год ОАО «К***» страховые взносы начислялись, но в Пенсионный фонд не были перечислены, и на сегодняшний день у работодателя имеется задолженность по уплате страховых взносов. В связи с этим страховая часть пенсии ему была рассчитана без учета начисленных страховых взносов за 2002 год в ОАО «К***». ООО «Д***»  свою обязанность по перечислению страховых взносов выполнил. Учитывая, что обязанность по взысканию недоимки по страховым взносам возложена на органы пенсионного фонда, просил суд обязать ответчика произвести перерасчет страховой части пенсии, исходя из начисленных страховых взносов за 2002 год с 01.10.2003, то есть с момента назначения трудовой пенсии.

Суд привлек к участию в деле в качестве 3-х лиц ОАО «К***» и ООО «Д***» и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, считая его незаконным, просит решение отменить и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что суд обязал произвести перерасчет пенсии в установленном законом порядке. Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П отмечено, что право застрахованных лиц на получение пенсии независимо от уплаты страховых взносов в ПФР страхователями должно обеспечиваться государством за счет средств федерального бюджета. Конституционный Суд РФ своим постановлением не обязал органы ПФР производить соответствующий перерасчет пенсии за счет средств бюджета ПФР, в связи с чем законных оснований для такого перерасчета до перечисления сумм из федерального бюджета не имеется.

Судом неправильно определен срок перерасчета. Корректировка размера трудовой пенсии по общему правилу производится с 1 июля года, следующего за расчетным периодом. Однако в любом случае перерасчет пенсии не может быть произведен ранее 10.07.2007 – даты вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Согласно ч. 2 ст. 5 и ч. 11 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости состоит из базовой, страховой и накопительной части.

Размер страховой части трудовой пенсии определяется в соответствии с ч. 5 ст. 14 закона исходя из суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, т.е. зависит от размера страхового стажа застрахованного лица – периода, в течение которого его работодатель уплачивал за него страховые взносы.

В то же время Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Как установил суд в ходе рассмотрения дела, С*** Управлением ПФР в Инзенском районе 01.10.2003 назначена трудовая пенсия по старости без учета начисленных ОАО «К***» страховых взносов за 2002 год, а с учетом лишь фактически поступивших от данного работодателя взносов в ПФР.

При таких обстоятельствах, поскольку действия ответчика при назначении пенсии противоречили требованиям закона, суд обоснованно удовлетворил заявленные С*** исковые требования и обязал ответчика произвести перерасчет страховой части назначенной ему трудовой пенсии исходя из начисленных в 2002 году его работодателем  ОАО «К***» страховых взносов.

Доводы, приведенные ответчиком в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Из содержания названного выше Постановления Конституционного Суда РФ следует, что нормативные положения пенсионного законодательства, позволяющие не включать в страховой стаж работника периоды, когда его работодатель не уплачивал или не полностью уплачивал страховые взносы, не соответствуют Конституции РФ, принятой в 1993 году. Учитывая прямое конституционное предписание, согласно которому Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие, а законы, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ), указанные нормы пенсионного законодательства не могут применяться при рассмотрении гражданских дел, независимо от времени вынесения Конституционным Судом РФ судебного постановления по этому вопросу.

Поэтому довод кассационной жалобы о том, что перерасчет пенсии должен производиться пенсионерам лишь с момента принятия Постановления Конституционного Суда РФ, является необоснованным.

В абзаце третьем пункта 2 резолютивной части Постановления от 10.07.2007 № 9-П Конституционный Суд РФ указал, что впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и между государством, страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

Однако указанное положение не означает, что перерасчет либо назначение пенсий производится лишь после перечисления соответствующих средств в Пенсионный фонд РФ из федерального бюджета.

Отсутствие механизма, регулирующего перечисление средств федерального бюджета в порядке исполнения государством обязанностей страхователя, не может являться основанием для нарушения прав пенсионеров и отказа им в увеличении размера пенсии по основаниям, предусмотренным законом.

Довод кассационной жалобы о том, что судом не указан срок перерасчета, является необоснованным. В решении суда содержится указание о том, что перерасчет размера пенсии истцу должен быть произведен с момента ее назначения.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 14 ноября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Инзенском районе Ульяновской области –  без удовлетворения.

 

Председательствующий:                                        

 

Судьи: