Судебный акт
Признание противоправными действий по предоставлению услуг ненадлежащего качества
Документ от 27.11.2007, опубликован на сайте 21.12.2007 под номером 9617, 2-я гражданская, о признании действий в отношении неопред.круга потреб.противоправными и понуждении к довед до потребит. р/с через электрон.и печатные средства мас.информ., Оставлено без изменения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

Дело №33-***/2007 Судья Атаманов С.Н.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 ноября 2007 год                                                                                  город Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Королёвой А.В., Трифоновой Т.П.,

рассмотрела гражданское дело по кассационной жалобе  МУП ЖКХ «***» на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области 27 сентября 2007 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области удовлетворить.

Признать действия Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «***» *** *** Ульяновской области, имевшие место  в период с 26 февраля 2007 года по 21 марта 2007 года, выразившиеся в обеспечении услугами по подаче холодного  водоснабжения ненадлежащего качества, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекратить эти действия.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие жилищно- коммунального хозяйства «***» *** *** Ульяновской области в десятидневный срок со дня вступления в законную силу данного решения довести до сведения потребителей информацию  о решении суда путем публикации в газете «Знамя труда».

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия жилищно- коммунального хозяйства «***» *** *** Ульяновской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Заслушав доклад судьи Королёвой А.В., судебная коллегия

Установила:

 

Управление Роспотребнадзора Ульяновской области  обратилось в суд с иском, дополненным в ходе рассмотрения дела, к МУП ЖКХ «***» о признании действий в отношении неопределенного круга лиц потребителей противоправными, прекращении этих действий и понуждении к доведению до потребителей решения суда через электронные и печатные средства массовой информации.

Иск Роспотребнадзор мотивировал тем, что  МУП ЖКХ «***» является коммерческой организацией, основными видами деятельности которой являются заключение с владельцами квартир, независимо от форм собственности, договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг, в том числе на содержание  и ремонт жилых домов и объектов инженерной инфраструктуры, контроль качества и надежности выполняемых работ и предоставляемых услуг. Граждане, пользующиеся коммунальными услугами,  предоставляемыми МУП ЖКХ «***», являются потребителями соответствующих услуг, а МУП ЖКХ «***» - их исполнителем. Получая коммунальные услуги, предоставляемые  МУП ЖКХ «***», граждане заключают с ним договор о предоставлении коммунальных услуг. В соответствии с Правилами  предоставления коммунальных услуг, утвержденными  Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года граждане должны быть обеспечены  бесперебойной подачей  в жилые помещения коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям. Однако в период  с 26.02.2007 года по 21.03.2007 года  МУП ЖКХ «***» не предоставляло населению *** услуг по холодному водоснабжению (питьевой водой) надлежащего качества. Протоколы лабораторных испытаний показали, что испытуемые образцы воды природной, поступающей из скважины в распределительную сеть, а затем в водопроводную сеть жилых домов, не соответствуют  гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству питьевой воды централизованных систем водоснабжения и контролю качества  по органолептическим показателям.

Рассмотрев исковое заявление, суд вынес решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе МУП ЖКХ «***» просит решение суда отменить, передав дело на новое рассмотрение. Жалоба мотивирована тем, что МУП ЖКХ «***» 02.05.2006 года были переданы водопроводные сети 1973-1986 годов ввода в эксплуатацию, то есть имеющие длительный срок эксплуатации. В компетенцию МУП ЖКХ «***» не входит решение вопроса о строительстве водопроводных сетей. 30 ноября 2006 года МУП ЖКХ «***» была зарегистрирована лицензия на добычу подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения, в соответствии с которой МУП ЖКХ обязано следить за изменением качества подземных вод. МУП ЖКХ систематически забирали пробы воды, результаты проб анализировались в Госсанэпидемнадзоре. Решать вопрос  о возможности подачи воды в компетенцию ответчика не входит. Решение о запрещении или приостановлении использования населением питьевой воды принимается органом местного самоуправления по постановлению Главного государственного санитарного врача, однако, данных решений, предупреждений об опасности использования питьевой воды для здоровья граждан, рекомендаций для населения от органа местного самоуправления в адрес МУП ЖКХ не поступало. Таким образом,  МУП ЖКХ «***» к качеству питьевой воды не имеет отношения, а является техническим исполнителем поставок питьевой воды.

В возражениях на кассационную жалобу Управление Роспотребнадзора просит решение суда оставить без  изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.  Ссылается на те же доводы, которые имели место в суде первой инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя МУП ЖКХ «***» М***., поддержавшую доводы жалобы, представителя Роспотребнадзора К***., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

 

Принимая решение по делу, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что заявленные требования, как основанные на законе, подлежат удовлетворению.

 

Этот вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

 

В кассационной инстанции представитель МУП ЖКХ «***» подтвердила, что до нестоящего времени питьевая вода, добываемая из скважин, является мутно-ржавой, такой же, как та вода, в отношении которой в деле имеются протоколы лабораторных исследований.

 

Из этих протоколов от 21 марта 2007 года № 230, от 21 марта 2007 года № 229 следует, что питьевая вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-2001 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем водоснабжения. Контроль качества» по органолептическим показателям: цветности, мутности, осадку, железу, марганцу.

 

В соответствии с пунктом 11 Правил пользования системами коммунального водоснабжения в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года № 167, отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539-548 Гражданского кодекса РФ). 

 

Бесспорно установлено, что МУП ЖКХ «***» является исполнителем договора на поставку населению питьевой воды.

 

В соответствии со статьей 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» и статьей 542 Гражданского кодекса РФ качество подаваемой воды должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.

 

В соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую требованиям, вода должна быть безопасна, качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам.

 

Однако МУП ЖКХ «***» предоставляет потребителям *** района услугу по водоснабжению ненадлежащего качества и в нарушение санитарных норм.

 

Доводы кассационной жалобы судебной коллегией отклоняются, так как противоречат обстоятельствам дела и действующему законодательству. Также эти доводы противоречат лицензии, имеющейся у МУП ЖКХ.  

 

В соответствии с пунктом 49 постановления Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.

 

В соответствии с пунктом 4.2 Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001, производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.

 

Постановлением по делу об административном правонарушении № 0684 от 03 апреля 2007 года, вынесенным заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, директор МУП ЖКХ «***» была подвергнута административному взысканию за правонарушение, предусмотренное ст.14.4 ч.2 КоАП РФ, выразившееся в подаче воды населению ненадлежащего качества.

 

Несмотря на указанные обстоятельства, вода населению продолжает подаваться, не соответствующая требованиям СанПиН. Кроме того, как установлено судом, из-за подачи ржавой воды население вынуждено нести дополнительные расходы, выражающиеся в поездках за питьевой водой в другой населенный пункт, в приобретении воды, а также приобретении чистящих средств для очистки сантехнического оборудования от ржавчины.

 

Поэтому вывод суда о том, что действия по подаче воды ненадлежащего качества должны быть ответчиком прекращены, является правильным.

 

При таких обстоятельствах по делу судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

 

Судебная коллегия считает необходимым дополнить резолютивную часть решения по следующим основаниям.  

 

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав. Учитывая положения данной нормы, а также Закона РФ «О защите прав потребителей», судебная коллегия полагает, что права неопределенного круга лиц – населения *** могут быть восстановлены путем признания действий ответчика противоправными, прекращении противоправных действий и обязании ответчика обеспечивать население питьевой водой надлежащего качества, так как такое обязание вытекает из признания действий противоправными. В противном случае нарушенные права населения не были бы защищены и восстановлены.

 

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 27 сентября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу МУП ЖКХ «***» - без удовлетворения.

Дополнить второй абзац резолютивной части решения предложением следующего содержания:

Обязать МУП ЖКХ «***» обеспечивать потребителей питьевой подземной водой надлежащего качества.

 

Председательствующий:

 

Судьи: