Судебный акт
Спор о постановке в очередь на получение государственного жилищного сертификата
Документ от 04.12.2007, опубликован на сайте 21.12.2007 под номером 9584, 2-я гражданская, об обязании постановить в очередь на получ.гос.жилищсертификата для приобрет.жилья и жил.площади, Оставлено без изменения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2007 г.                                              Судья Ибрагимова Е.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

04 декабря 2007 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.

судей                                 Николаевой Р.И. и Королевой А.В.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Д*** Н.П. и ее представителя Д*** М.Д. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23 октября 2007 года, по которому постановлено:

Исковые требования Д*** Н*** П*** к администрации (мэрии) г. Ульяновска об обязании постановить в очередь на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья или жилой площади оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Д*** Н.П. обратилась в суд с иском к администрации (мэрии) г. Ульяновска, в котором просила обязать поставить ее в очередь на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья или жилой площади.

В обоснование своих требований указала, что ответчик 20.06.2007 необоснованно отказал ей в постановке в очередь военнослужащих запаса на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Отказ основан на неправильном толковании закона. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 05.04.2007 № 5-П указал, что уволенные с военной службы военнослужащие должны быть обеспечены органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе посредством предоставления государственных жилищных сертификатов. Позиция ответчика, по которой она должны получить жилье за счет средств федеральных органов исполнительной власти, не соответствует позиции Конституционного Суда РФ и постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 9. Обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета органами исполнительной власти подлежат лишь военнослужащие, уволенные после 01.01.2005. Она же была уволена приказом командира войсковой части 19932 от 13.12.1994.

Суд привлек к участию в деле в качестве 3-х лиц Правительство Ульяновской области, Военный комиссариат Ульяновской области, Квартирно-эксплуатационное Управление Дальневосточного военного округа, Отдел Морской Инженерной службы Тихоокеанского округа, Квартирно-эксплуатационную часть г. Елизово Камчатского края и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Д*** Н.П. и ее представитель Д*** М.Д. не соглашаются с решением суда, просят его отменить и удовлетворить заявленные требования. При этом указывают, что принятое решение нарушает право истицы на получение жилья как выезжающей из районов Крайнего Севера в климатически благоприятные районы. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей на момент увольнения истицы, не содержал никаких ограничений по срокам подачи заявлений для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном месте жительства. Не содержит таких ограничений и ст. 40 ЖК РФ. При увольнении истицы войсковая часть выдала ей документы на право пользования льготами.

Она проходила военную службу на территории Камчатской области, относящейся к районам Крайнего Севера, и имеет право на переселение из районов Крайнего Севера с обеспечением жильем, вне зависимости от имеющегося у нее жилья на момент увольнения из рядов Вооруженных Сил. Обратившись в мэрию г. Ульяновска с заявлением о постановке на очередь, истица выразила желание избрать постоянным местом жительства г. Ульяновск.

Пункт 22 Постановления Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 дает ей право изменить постоянное место жительства и встать на очередь на получение жилого помещения в другом населенном пункте. Судом установлено, что истица в настоящее время не обеспечена жилой площадью, не имеет какого-либо жилья на праве собственности, по договору найма или аренды, или по какому-либо другому основанию. Занимаемую ранее жилую площадь в квартире 60 дома 15 по ул. Циолковского в г. Петропавловск-Камчатский истица освободила, поэтому она не подпадает под нормы, связанные с отчуждением жилых помещений.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения истицы Д*** Н.П. и ее представителя Д*** М.Д., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как видно из материалов дела, прапорщик Д*** Н.П., начальник медицинского пункта - фельдшер мотострелкового батальона, уволена с 13.12.1994 приказом командира войсковой части 19932 № 204 от 13.12.1994.

Из выписки из приказа командира ***-й *** дивизии от 05.12.1994 № *** усматривается, что прапорщик Д*** Н.П. уволена с военной службы с зачислением в запас по статье 49 части 2 пункту «А» (в связи с организационно-штатными мероприятиями) с выслугой лет в ВС 12 лет и подлежит направлению на учет в Петропавловск-Камчатский ГВК Камчатской области.

Статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998 (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), предусматривалось, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Аналогичная норма предусматривалась и в Законе РФ «О статусе военнослужащих» № 4338-1 от 22.01.1993 (ст.15).

Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 (в ред. Постановления Правительства РФ от 08.08.2003 № 475) утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Пунктом 6 названных Правил предусмотрено, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении и уволенные в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что Д*** Н.П. после увольнения с военной службы 13.12.1994 продолжала проживать в двухкомнатной квартире № *** дома *** по ул. *** в г. Петропавловск-Камчатский, в которую вселилась в 1982 году в связи с вступлением в брак с Д*** А.А. Нанимателем жилой площадь в квартире являлся бывший муж истицы Д*** А.А., брак с которым был расторгнут в 1993 году. Также в квартире проживала несовершеннолетняя дочь Д*** Н.А., 1982 г.р.

Жилая площадь квартиры составляла 27,5 кв.м, общая площадь – 43,7 кв.м. На каждого из проживающих в квартире приходилось по 9,16 кв.м жилой площади.

Таким образом, в соответствии с действовавшим в тот период жилищным законодательством Д*** Н.П. была обеспечена жилой площадью по установленным нормам и нуждающейся в улучшении жилищных условий не являлась.

В июле 1997 года с согласия Д*** Н.П., которая отказалась от участия в приватизации квартиры, она была передана в собственность в порядке приватизации Д*** А.А. и Д*** Н.А. и в 1998 году – была продана К*** А.С.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что Д*** Н.П. после увольнения с военной службы избрала местом своего жительства г. Петропавловск-Камчатский, где была обеспечена жилой площадью. Добровольный отказ в последующем от данной жилой площади может явиться основанием для постановки ее в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, но не на льготных условиях, предусмотренных для бывших военнослужащих.

С учетом изложенного, суд обоснованно отказал Д*** Н.П. в удовлетворении заявленных ею исковых требований о постановке в очередь на получение государственного жилищного сертификата.

Доводы, приведенные Д*** Н.П. и ее представителем в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Пунктом 7 приведенных выше Правил учета военнослужащих (утв. Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 (в ред. от 08.08.2003)) установлено, что основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы - приказ об увольнении в запас или в отставку.

Пунктом 9 Правил предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей:

не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.

Из содержания приказа Министра обороны РФ № 517 от 21.11.1998 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» также следует, что работа по определению избранного постоянного места жительства военнослужащего после увольнения и подготовка материалов для постановки военнослужащих на учет проводится до увольнения с военной службы.

Таким образом, содержание приведенных нормативных актов позволяет прийти к выводу, что военнослужащий, подлежащий увольнению из Вооруженных Сил, избранное постоянное место жительства определяет в течение 3-х лет перед увольнением либо непосредственно сразу после увольнения.

Кроме того, по смыслу закона и в соответствии с приведенными выше Правилами на учет могут быть поставлены лишь военнослужащие, не имеющие жилья или нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Так, пунктом 7 Правил прямо предусмотрено, что основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:

а) отсутствие жилой площади;

б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;

г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;

д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;

з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;

и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Содержание п.п. «и» п. 7 Правил означает, что увольняемый с военной службы независимо от места проживания и обеспеченности жилой площадью в период прохождения военной службы при его желании изменить постоянное место жительства после увольнения признается в избранном месте жительства нуждающимся в получении жилых помещений, если он там жилой площади не имеет, или улучшении жилищных условий, если он ее имеет на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилья.

Таким образом, если в избранном военнослужащим постоянном месте жительства он обеспечен жилой площадью, то он не может быть поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.

Из материалов дела усматривается, что Д*** Н.П. после увольнения в 1994 году осталась проживать в г. Петропавловск-Камчатский, встала на учет в  Петропавловск-Камчатский горвоенкомат и до 1999 года проживала и была зарегистрирована в г. Петропавловск-Камчатский. На пенсионный учет в Ульяновский областной военкомат Д*** Н.П. встала лишь в 2007 году.

Подпунктом «д» пункта 10 Правил установлено, что не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Из материалов дела усматривается, что до 21.05.1997 Д*** Н.П. проживала и была зарегистрирована в муниципальной двухкомнатной квартире по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул***, д. ***, кв. ***, на которую имела равные права с бывшим мужем и несовершеннолетней дочерью.

07.07.1997 Д*** Н.П. дала согласие на приватизацию данной квартиры в собственность Д*** А.А. и Д*** Н.А. и просила не включать ее в число участников общей собственности, т.е. в добровольном порядке отказалась от своих прав на данную жилплощадь.

Таким образом, поскольку нуждаемость в улучшении жилищных условий Д*** Н.П. возникла в результате выезда из муниципальной квартиры и добровольного отказа от каких-либо прав на нее, она не может быть поставлена на учет по основаниям, предусмотренным приведенными выше нормативными актами.

Ссылка в кассационной жалобе на пункт 22 Правил не свидетельствует о незаконности решения и не может повлечь отмену решения суда.

Названным пунктом предусмотрено, что в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.

По смыслу приведенной нормы, гражданин, уволенный с военной службы и являющийся нуждающимся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, может изменить постоянное место жительства и встать на очередь в новом месте жительства.

Однако это не распространяется на случаи, когда в первоначально избранном месте жительства гражданин, уволенный с военной службы, был обеспечен жилой площадью и не нуждался в улучшении жилищных условий. Умышленное ухудшение жилищных условий не дает права на постановку на учет бывшего военнослужащего во вновь избранном месте жительства.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 23 октября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Д*** Н.П. и ее представителя Д*** М.Д. – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: