Судебный акт
Назначение досрочной пенсии в связи с медицинской деятельностью
Документ от 20.11.2007, опубликован на сайте 10.12.2007 под номером 9507, 2-я гражданская, о назначении досрочной труд.пенсии, Оставлено без изменения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2007 г.                                              Судья Сизова Г.М.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

20 ноября 2007 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.

судей                                Николаевой Р.И. и Булгакова Г.М.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тереньгульской районе Ульяновской области на решение Тереньгульского районного суда Ульяновской области от 12 октября 2007 года, по которому постановлено:

Исковые требования Г*** М*** Н*** удовлетворить частично.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Тереньгульском районе зачесть Г*** М*** Н*** в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период работы ее в должности акушерки родильного отделения Тереньгульской *** с 01.04.1986 по 08.09.1991, в том числе период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 02.11.1988 по 08.09.1991, в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 9 месяцев.

В удовлетворении исковых требований Г*** М*** Н*** в остальной части отказать.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Г*** М.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тереньгульской районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование своих требований указала, что 07.11.2006 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной пенсии в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».  Решением комиссии от 22.11.2006 в назначении пенсии ей было отказано в связи с невключением в специальный трудовой стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за детьми А***1988 г.р., и Е***1993 г.р.

С 01.04.1986 по настоящее время она работает в должности медработника, с 01.04.1986 по 09.09.1991 – в должности акушерки родильного отделения Тереньгульской ***, с 09.09.1991 по 25.02.1993 – в должности заведующего Ф***, с 25.02.1993 по настоящее время – в должности медсестры приемного отделения Тереньгульской ***. С отказом в назначении пенсии она не согласна, поскольку периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми с 02.11.1988 по 08.09.1991 и с 02.09.1993 по 13.06.1996 должны быть включены в специальный стаж. При включении данных периодов у нее имеется необходимый 25-летний стаж работы для назначения пенсии. Просила обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тереньгульском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда в части удовлетворения исковых требований Г*** М.Н., просит решение в этой части отменить и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что решение постановлено с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Статья 167 КЗоТ РСФСР  в редакции, действовавшей до 06.10.1992, на которую сослался суд, не предусматривает возможности включения отпуска по уходу за ребенком в стаж для назначения льготной пенсии, тем более в льготном исчислении. Разъяснение № 5 от 22.05.1996 не распространялось на льготные пенсии за выслугу лет в связи с работой в учреждениях здравоохранения. Пунктом 7 разъяснения Минтруда РФ и Минсоцзащиты РФ от 08.01.1992 включение в льготный стаж предусматривалось только в отношении оплачиваемых отпусков по уходу за детьми.

Судом дано неправильное толкование разъяснению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982 № 7/10-30 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет». Нахождение истицы в неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком в стаж для назначения пенсии на льготных условиях не включается. Также не предусмотрено законодательством льготное исчисление периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Суд неправильно истолковал п. 5 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 и незаконно применил к стажу истицы одновременно льготное исчисление стажа в сельской местности (1 год за 1 год и 3 месяца) и льготное исчисление в связи с ее работой в хирургическом отделении (1 год за 1 год и 6 месяцев). Применение двойной льготы возможно лишь при смешанном стаже работы в городской и сельской местности. Истица же работала только в сельской местности.

Кроме того, судом при удовлетворении иска в части включении периодов работы истицы в специальный стаж не была учтена норма, закрепленная в ст. 3 ГПК РФ, о том, что защите подлежат только нарушенные права. Поскольку у истицы к моменту вынесения решения суда не имелось 25-летнего специального стажа для назначения пенсии, решение вопроса о включении периодов работы в ее стаж явилось преждевременным. Решение в этой части является неисполнимым, пока истицей не будет выработан весь необходимый стаж для назначения пенсии.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение такой пенсии.

До принятия указанного Постановления действовали Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» и Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».

Названными списками предусмотрены должности акушерки, медицинской сестры, заведующего фельдшерским акушерским пунктом, а правилами установлено, что в специальный стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списках, в больницах всех наименований, в фельдшерских акушерских пунктах.

Как видно из материалов дела, Г*** М.Н. 07.11.2006 обратилась в УПФ РФ в Тереньгульском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 22.11.2006 установлено, что стаж работы Г*** М.Н. в учреждениях здравоохранения составляет 19 лет 02 мес. 03 дня. Не засчитан в стаж на соответствующих видах работ период нахождения Г*** М.Н. в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с 08.03.1990 по 08.09.1991, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 02.09.1993 по 13.06.1996.

Периоды нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года с 02.11.1988 по 02.09.1989, а также до достижения им возраста 1,5 лет с 07.02.1990 по 07.03.1990 засчитаны в специальный стаж в календарном порядке.

Периоды работы в должности акушерки родильного отделения с 01.04.1986 по 01.11.1988 и с 03.09.1989 по 06.02.1990 исчислены в льготном порядке – 1 год за 1 год и 6 месяцев. Периоды работы в должности заведующей *** и медсестры приемного покоя с 09.09.1991 по 01.09.1993 и с 14.06.1996 по 31.10.1999 исчислены в льготном порядке – 1 год за 1 год и 3 месяца.

В ходе рассмотрения дела суд пришел к правильному выводу, что периоды работы Г*** М.Н. в должности акушерки родильного отделения Тереньгульской *** с 01.04.1986 по 01.11.1988 и с 03.09.1989 по 06.02.1990, в том числе период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 02.11.1988 по 08.09.1991, с учетом осуществления данной работы в сельской местности в период до 01.11.1999 надлежит исчислять в льготном исчислении - 1 год за 1 год и 9 месяцев, и обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования Г*** М.Н. в этой части.

В остальной части, поскольку период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после 06.10.1992 не подлежал включению в специальный стаж и с учетом данного обстоятельства у Г*** М.Н. отсутствует необходимый 25-летний стаж работы для назначения пенсии, суд принял правильное решение об отказе Г*** М.Н. в удовлетворении остальной части исковых требований.

Доводы, приведенные ответчиком в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим Законом.

Удовлетворяя заявление Г*** М.Н. в части включения в специальный стаж периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 02.11.1988 по 08.09.1991, суд правильно исходил из того, что до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Абзацем четвертым пункта 7 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» предусмотрено, что во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Таким образом, в соответствии с указанным разъяснением, поскольку работа Г*** М.Н. в должности акушерки родильного отделения Тереньгульской ЦРБ засчитывается в ее специальный стаж в льготном исчислении, то в таком же исчислении засчитывается и приходящийся на период этой работы отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 5 названных Правил предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;

б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Поскольку занимаемая Г*** М.Н. должность акушерки родильного отделения входит в перечень, названный в п/п «б» приведенного пункта Правил, и ее работа протекала в сельской местности, то суд обоснованно применил к стажу работы истицы в данной должности льготный порядок исчисления, предусмотренный как подпунктом «а», так и подпунктом «б» и обязал ответчика засчитать данный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 9 месяцев.

Довод кассационной жалобы о том, что применение двойной льготы возможно лишь при смешанном стаже работы в городской и сельской местности, является несостоятельным и основан на неправильном толковании указанного подзаконного нормативного акта.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» даны разъяснения о порядке применения судами норм пенсионного законодательства при разрешении споров о назначении пенсий.

В частности, в пункте 11 названного Постановления указано, что при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

При этом в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

Пунктом 1 Постановления № 1066, вступившим в силу с 01.11.1999, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464.

Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464  1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 01.11.1999 может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Таким образом, указанное разъяснение дает основания для зачета периода работы в сельской местности в период до 01.11.1999 с применением двойного льготного исчисления.

Что касается довода кассационной жалобы о невозможности разрешения вопроса о зачете периодов работы в льготный стаж в отсутствие у истицы права на назначение пенсии, то данный довод судебная коллегия также находит необоснованным.

Из разъяснения, содержащегося в пункте 1 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, усматривается, что гражданин может оспорить не только решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии, но также и решение по иным вопросам, связанным с назначением и выплатой трудовых пенсий.

Поскольку решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Тереньгульском районе от 22.11.2006 стаж работы Г*** М.Н. засчитан в меньшем размере, чем положено по закону, она была вправе оспорить данное решение в суде, и суд обязан был сделать вывод о соответствии данного решения закону.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Тереньгульского районного суда Ульяновской области от 12 октября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Тереньгульской районе Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: