У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2007 г.
Судья Сизова Г.М.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 ноября 2007 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.
судей Николаевой Р.И.
и Булгакова Г.М.
рассмотрела дело по кассационной
жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в
Тереньгульской районе Ульяновской области на решение Тереньгульского районного
суда Ульяновской области от 12 октября 2007 года, по которому постановлено:
Исковые требования Г***
М*** Н*** удовлетворить частично.
Обязать ГУ
Управление Пенсионного фонда РФ в Тереньгульском районе зачесть Г*** М*** Н***
в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с
осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,
период работы ее в должности акушерки родильного отделения Тереньгульской *** с
01.04.1986 по 08.09.1991, в том числе период нахождения ее в отпуске по уходу
за ребенком с 02.11.1988 по 08.09.1991, в льготном исчислении как 1 год за 1
год и 9 месяцев.
В удовлетворении
исковых требований Г*** М*** Н*** в остальной части отказать.
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Г*** М.Н. обратилась
в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в
Тереньгульской районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой
пенсии по старости.
В обоснование своих
требований указала, что 07.11.2006 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении
ей досрочной пенсии в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья
населения в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в РФ». Решением комиссии от
22.11.2006 в назначении пенсии ей было отказано в связи с невключением в
специальный трудовой стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за детьми А***1988
г.р., и Е***1993 г.р.
С 01.04.1986 по
настоящее время она работает в должности медработника, с 01.04.1986 по 09.09.1991
– в должности акушерки родильного отделения Тереньгульской ***, с 09.09.1991 по
25.02.1993 – в должности заведующего Ф***, с 25.02.1993 по настоящее время – в
должности медсестры приемного отделения Тереньгульской ***. С отказом в
назначении пенсии она не согласна, поскольку периоды нахождения в отпусках по
уходу за детьми с 02.11.1988 по 08.09.1991 и с 02.09.1993 по 13.06.1996 должны
быть включены в специальный стаж. При включении данных периодов у нее имеется
необходимый 25-летний стаж работы для назначения пенсии. Просила обязать
ответчика назначить ей досрочную пенсию по старости.
Судом постановлено
указанное выше решение.
В кассационной
жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в
Тереньгульском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда в
части удовлетворения исковых требований Г*** М.Н., просит решение в этой части
отменить и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что решение
постановлено с существенным нарушением норм материального и процессуального
права. Статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции,
действовавшей до 06.10.1992, на которую сослался суд, не предусматривает
возможности включения отпуска по уходу за ребенком в стаж для назначения
льготной пенсии, тем более в льготном исчислении. Разъяснение № 5 от 22.05.1996
не распространялось на льготные пенсии за выслугу лет в связи с работой в
учреждениях здравоохранения. Пунктом 7 разъяснения Минтруда РФ и Минсоцзащиты
РФ от 08.01.1992 включение в льготный стаж предусматривалось только в отношении
оплачиваемых отпусков по уходу за детьми.
Судом дано
неправильное толкование разъяснению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от
06.07.1982 № 7/10-30 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска
по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного
отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет». Нахождение истицы в неоплачиваемом отпуске по уходу за
ребенком в стаж для назначения пенсии на льготных условиях не включается. Также
не предусмотрено законодательством льготное исчисление периода нахождения в
отпуске по уходу за ребенком.
Суд неправильно
истолковал п. 5 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 и незаконно
применил к стажу истицы одновременно льготное исчисление стажа в сельской
местности (1 год за 1 год и 3 месяца) и льготное исчисление в связи с ее
работой в хирургическом отделении (1 год за 1 год и 6 месяцев). Применение
двойной льготы возможно лишь при смешанном стаже работы в городской и сельской
местности. Истица же работала только в сельской местности.
Кроме того, судом
при удовлетворении иска в части включении периодов работы истицы в специальный
стаж не была учтена норма, закрепленная в ст. 3 ГПК РФ, о том, что защите
подлежат только нарушенные права. Поскольку у истицы к моменту вынесения
решения суда не имелось 25-летнего специального стажа для назначения пенсии,
решение вопроса о включении периодов работы в ее стаж явилось преждевременным.
Решение в этой части является неисполнимым, пока истицей не будет выработан
весь необходимый стаж для назначения пенсии.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Подпунктом
11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее
достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона,
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения
в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в
сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах,
сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах,
независимо от их возраста.
Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено, что
списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и
учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в
соответствии с п.п. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов
работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством
РФ.
Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Список должностей и учреждений,
работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей
право на назначение такой пенсии.
До
принятия указанного Постановления действовали Постановление Правительства РФ от
22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых
засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления
сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья населения» и Постановление Совета Министров РСФСР от
06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников
здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная
работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу
лет».
Названными
списками предусмотрены должности акушерки, медицинской сестры, заведующего
фельдшерским акушерским пунктом, а правилами установлено, что в специальный
стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списках, в больницах
всех наименований, в фельдшерских акушерских пунктах.
Как
видно из материалов дела, Г*** М.Н. 07.11.2006 обратилась в УПФ РФ в Тереньгульском
районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в
соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации» в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности в
учреждениях здравоохранения.
Решением
комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от
22.11.2006 установлено, что стаж работы Г*** М.Н. в учреждениях здравоохранения
составляет 19 лет 02 мес. 03 дня. Не засчитан в стаж на соответствующих видах
работ период нахождения Г*** М.Н. в дополнительном отпуске без сохранения
заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с
08.03.1990 по 08.09.1991, а также период нахождения в отпуске по уходу за
ребенком с 02.09.1993 по 13.06.1996.
Периоды
нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года с
02.11.1988 по 02.09.1989, а также до достижения им возраста 1,5 лет с
07.02.1990 по 07.03.1990 засчитаны в специальный стаж в календарном порядке.
Периоды
работы в должности акушерки родильного отделения с 01.04.1986 по 01.11.1988 и с
03.09.1989 по 06.02.1990 исчислены в льготном порядке – 1 год за 1 год и 6
месяцев. Периоды работы в должности заведующей *** и медсестры приемного покоя
с 09.09.1991 по 01.09.1993 и с 14.06.1996 по 31.10.1999 исчислены в льготном
порядке – 1 год за 1 год и 3 месяца.
В
ходе рассмотрения дела суд пришел к правильному выводу, что периоды работы Г***
М.Н. в должности акушерки родильного отделения Тереньгульской *** с 01.04.1986
по 01.11.1988 и с 03.09.1989 по 06.02.1990, в том числе период нахождения ее в
отпуске по уходу за ребенком с 02.11.1988 по 08.09.1991, с учетом осуществления
данной работы в сельской местности в период до 01.11.1999 надлежит исчислять в
льготном исчислении - 1 год за 1 год и 9 месяцев, и обоснованно удовлетворил
заявленные исковые требования Г*** М.Н. в этой части.
В
остальной части, поскольку период нахождения в отпуске по уходу за ребенком
после 06.10.1992 не подлежал включению в специальный стаж и с учетом данного
обстоятельства у Г*** М.Н. отсутствует необходимый 25-летний стаж работы для
назначения пенсии, суд принял правильное решение об отказе Г*** М.Н. в
удовлетворении остальной части исковых требований.
Доводы, приведенные ответчиком
в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену
решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применен судом правильно.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим
детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до
достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения
заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления
Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 «Об увеличении
продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989
года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения
заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех
лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный
стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22.05.1990 № 1501-1 «О
внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по
вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы
законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была
изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично
оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и
дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до
достижения им возраста трех лет.
В соответствии с данным Законом
законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с
настоящим Законом.
Удовлетворяя заявление Г*** М.Н. в части
включения в специальный стаж периода нахождения ее в отпуске по уходу за
ребенком до 3-х лет с 02.11.1988 по 08.09.1991, суд правильно исходил из того,
что до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении
изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР
предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий
право на досрочное назначение пенсии по старости.
Абзацем четвертым пункта 7 Разъяснения
Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 № 23/24-11 «О порядке
предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения
заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет»
предусмотрено, что во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы
и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу
за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска
без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста
трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в
период которой предоставлены указанные отпуска.
Таким образом, в соответствии с указанным
разъяснением, поскольку работа Г*** М.Н. в должности акушерки родильного
отделения Тереньгульской ЦРБ засчитывается в ее специальный стаж в льготном исчислении,
то в таком же исчислении засчитывается и приходящийся на период этой работы
отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002
№ 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пунктом 5 названных Правил предусмотрено, что
периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в
стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения
льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке
городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в
поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы
как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных
подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно
приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6
месяцев.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных
подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в
городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке),
производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного
как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный
порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Поскольку занимаемая Г*** М.Н. должность
акушерки родильного отделения входит в перечень, названный в п/п «б»
приведенного пункта Правил, и ее работа протекала в сельской местности, то суд
обоснованно применил к стажу работы истицы в данной должности льготный порядок
исчисления, предусмотренный как подпунктом «а», так и подпунктом «б» и обязал
ответчика засчитать данный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 9
месяцев.
Довод кассационной жалобы о том, что применение
двойной льготы возможно лишь при смешанном стаже работы в городской и сельской
местности, является несостоятельным и основан на неправильном толковании
указанного подзаконного нормативного акта.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от
20.12.2005 № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел,
связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» даны разъяснения о
порядке применения судами норм пенсионного законодательства при разрешении
споров о назначении пенсий.
В частности, в пункте 11 названного
Постановления указано, что при определении права на пенсию медицинским
работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11
пункта 1 статьи 28 Федерального закона № 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и
иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках
городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа
на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в
городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не
менее 30 лет стажа.
При этом в соответствии с подпунктом «а»
пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, если работа осуществлялась
в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке),
период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы
за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и
в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права
льготного порядка исчисления таких периодов работы.
Между тем по волеизъявлению и в интересах
застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии
по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января
2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных
правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года
пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности,
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и
Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
Пунктом 1 Постановления № 1066, вступившим в
силу с 01.11.1999, был утвержден Список должностей, работа в которых
засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления
сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 Постановления №
1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999
засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников
здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная
работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу
лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464.
Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета
Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 1
год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке)
засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо
от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе,
стаж работы в сельской местности до 01.11.1999 может быть исчислен в указанном
льготном порядке.
Таким образом, указанное разъяснение дает
основания для зачета периода работы в сельской местности в период до 01.11.1999
с применением двойного льготного исчисления.
Что касается довода кассационной жалобы о
невозможности разрешения вопроса о зачете периодов работы в льготный стаж в
отсутствие у истицы права на назначение пенсии, то данный довод судебная
коллегия также находит необоснованным.
Из разъяснения, содержащегося в пункте 1
вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, усматривается, что
гражданин может оспорить не только решение органа, осуществляющего пенсионное
обеспечение, об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о
выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне
выплаченных сумм такой пенсии, но также и решение по иным вопросам, связанным с
назначением и выплатой трудовых пенсий.
Поскольку решением Комиссии по рассмотрению
вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Тереньгульском районе от
22.11.2006 стаж работы Г*** М.Н. засчитан в меньшем размере, чем положено по
закону, она была вправе оспорить данное решение в суде, и суд обязан был
сделать вывод о соответствии данного решения закону.
В силу изложенного, решение суда является
правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
о п р е д е л
и л а :
Решение Тереньгульского районного суда
Ульяновской области от 12 октября 2007 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение)
в Тереньгульской районе Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: