У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2007 г.
Судья Нефедов О.Н.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 ноября 2007 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.
судей Николаевой
Р.И. и Булгакова Г.М.
рассмотрела дело по кассационной
жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском
районе г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16
октября 2007 года, по которому постановлено:
Исковые требования Н***
Ю*** Г*** удовлетворить.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском
районе г. Ульяновска Ульяновской области в установленном законом порядке
произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии Н*** Ю*** Г***, исходя из
начисленных страховых взносов за период с 01 января по 31 декабря 2002 года в
сумме 7171 руб. 90 коп.; за период с 01 января по 31 декабря 2003 года в сумме 5313
руб. 75 коп.; за период с 01 января по 31 декабря 2004 года в сумме 7224 руб.
38 коп.; за период с 01 января по 31 декабря 2005 года в сумме 6909 руб. 83
коп.; за период с 01 января по 31 декабря 2006 года в сумме 7223 руб. 42 коп.
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Н*** Ю.Г. обратился
в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в
Ленинском районе г. Ульяновска о перерасчете пенсии.
В обоснование своих
требований указал, что является пенсионером с 1999 года, с 1995 года по
настоящее время работает электромонтером в ОАО «*** завод». 10.08.2007 он
обратился к ответчику с заявлением о перерасчете ему пенсии с учетом
начисленных страховых взносов и выплате недополученной суммы с учетом
индексации. Однако ему было отказано. Считает, что в связи с неполной уплатой
работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд РФ размер страховой части его
пенсии оказался заниженным. Постановлением Конституционного Суда РФ от
10.07.2007 № 9-П признаны противоречащими Конституции РФ те положения пенсионного
законодательства, которые позволяли снижать при назначении или перерасчете
пенсии размер ее страховой части в случае неуплаты или неполной уплаты
страхователем (работодателем) страховых взносов.
Истец просил обязать
ответчика произвести перерасчет его пенсии с учетом начисленных страховых
взносов за 2001-2006 гг.
Суд привлек к
участию в деле в качестве 3-го лица ОАО «*** завод» и постановил приведенное
выше решение.
В кассационной
жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском
районе г. Ульяновска не соглашается с решением суда, считая его незаконным,
просит решение отменить и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает,
что суд обязал произвести перерасчет пенсии в установленном законом порядке. Постановлением
Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П отмечено, что право застрахованных
лиц на получение пенсии независимо от уплаты страховых взносов в ПФР
страхователями должно обеспечиваться государством за счет средств федерального
бюджета. Конституционный Суд РФ своим постановлением не обязал органы ПФР
производить соответствующий перерасчет пенсии за счет средств бюджета ПФР, в
связи с чем законных оснований для такого перерасчета до перечисления сумм из
федерального бюджета не имеется.
Судом не определен
срок перерасчета. Корректировка размера трудовой пенсии по общему правилу
производится с 1 июля года, следующего за расчетным периодом. Однако в любом
случае перерасчет пенсии не может быть произведен ранее 10.07.2007 – даты вступления
в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя
ответчика Ш*** Н.В. и истца Н*** Ю.Г., судебная коллегия не находит оснований к
отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что лицу, осуществлявшему работу и (или)
иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального
закона, не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой
части трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по
инвалидности по его заявлению производится перерасчет размера страховой части
трудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по
инвалидности.
Как видно из материалов дела, Н*** Ю.Г., 1939
г.р., с 1999 года является получателем трудовой пенсии по старости. С 1995 года
по настоящее время работает на Ульяновском механическом заводе (в настоящее
время – ОАО «*** завод»).
В соответствии со ст.ст. 6, 14 Федерального
закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» организации, производящие
выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному
страхованию и обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые
взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, вести учет, связанный с начислением и
перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска в
течение 2003-2006 гг. производило перерасчет размера страховой части трудовой
пенсии Н*** Ю.Г. с учетом не начисленных
страховых взносов, а фактически поступивших на его индивидуальный лицевой счет.
09.08.2007 Н*** Ю.Г. обратился в ГУ УПФ РФ в
Ленинском районе г. Ульяновска о перерасчете страховой части трудовой пенсии с
учетом начисленных ОАО «***» страховых взносов за 2002-2006 гг., однако
ответчик отказал в удовлетворении заявления.
Между тем,
поскольку по смыслу ст. 15 названного Федерального закона «Об обязательном
пенсионном страховании в РФ» на застрахованное лицо не может быть возложен риск
ненадлежащего исполнения страхователем своих обязательств по перечислению
страховщику страховых сумм, суд пришел к правильному выводу, что Н*** Ю.Г. не
может быть отказано в перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом
начисленных страховых взносов, и обоснованно удовлетворил заявленные им исковые
требования.
Доводы, приведенные ответчиком
в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену
решения суда.
Статьей 39
Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в
случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом.
Федеральный закон
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает
основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в
Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного
пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов
обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок
осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного
пенсионного страхования.
К страхователям по
обязательному пенсионному страхованию
отнесены работодатели, к
застрахованным лицам – работники.
Право на
обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации в соответствии с п.
2 ст. 7 закона реализуется в случае уплаты страховых взносов.
Между тем, данная
норма не означает, что работник может быть лишен права на получение или
перерасчет пенсии, если работодатель не исполнил возложенную на него
федеральным законом обязанность по уплате страховых платежей. От гражданина
нельзя требовать осуществления контроля за исполнением его работодателем установленных государством
норм закона. Данная обязанность является прерогативой самого государства,
которое в статье 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального
страхования» одним из основных принципов осуществления обязательного
социального страхования провозгласило государственную гарантию соблюдения прав
застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение
обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового
положения страховщика.
Постановлением Конституционного
Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых
взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не
соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2),
45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные
положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями,
регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при
отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной
реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору
и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую
пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем)
страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц -
позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при
определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете)
трудовой пенсии размер ее страховой части.
Из содержания названного выше Постановления
Конституционного Суда РФ следует, что нормативные положения пенсионного
законодательства, позволяющие не включать в страховой стаж работника периоды,
когда его работодатель не уплачивал или не полностью уплачивал страховые
взносы, не соответствуют Конституции РФ, принятой в 1993 году. Учитывая прямое
конституционное предписание, согласно которому Конституция РФ имеет высшую юридическую
силу, прямое действие, а законы, принимаемые в Российской Федерации, не должны
противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ), указанные нормы
пенсионного законодательства не могут применяться при рассмотрении гражданских
дел, независимо от времени вынесения Конституционным Судом РФ судебного
постановления по этому вопросу.
Поэтому довод
кассационной жалобы о том, что перерасчет пенсии должен производиться
пенсионерам лишь с момента принятия Постановления Конституционного Суда РФ,
является необоснованным.
В абзаце третьем пункта 2 резолютивной части
Постановления от 10.07.2007 № 9-П Конституционный Суд РФ указал, что впредь до
установления законодателем соответствующего правового регулирования - исходя из
принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей
отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и между государством,
страхователями и застрахованными лицами - право застрахованных лиц, работавших
по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей
ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей
уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд
РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности
по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех
застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее
перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
Однако указанное положение не означает, что
перерасчет либо назначение пенсий производится лишь после перечисления
соответствующих средств в Пенсионный фонд РФ из федерального бюджета.
Отсутствие механизма, регулирующего
перечисление средств федерального бюджета в порядке исполнения государством
обязанностей страхователя, не может являться основанием для нарушения прав
пенсионеров и отказа им в увеличении размера пенсии по основаниям,
предусмотренным законом.
Довод кассационной жалобы о том, что судом не
указан срок перерасчета, не может повлечь отмену решения суда. Из материалов
дела усматривается, что ответчик ежегодно на основании заявления истца и в
соответствии с суммой страховых взносов, поступивших на счет истца, производил
перерасчет страховой части его пенсии. Решением суда установлено, что перерасчет
производился из заниженных страховых сумм, и на ответчика возложена обязанность
скорректировать произведенный перерасчет в соответствии с суммами начисленных
страховых взносов, указанных в резолютивной части решения суда. Вопрос о дате
перерасчета предметом спора не являлся и потому не нашел отражения в
резолютивной части решения суда. Однако ответчик не лишен права, если ему
неясно содержание решения, обратиться к суду с заявлением в порядке ст. 202 ГПК
РФ о разъяснении решения.
В силу изложенного, решение суда является
правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
о п р е д е л
и л а :
Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска
от 16 октября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления
Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г.
Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: