УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33 – *** 2007
г.
Судья: Даминова В.Л.
Определение
06 ноября 2007 г. г.
Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего: Жаднова Ю.М.,
судей: Маслюкова П.А., Хреновой Г.И.
с участием прокурора Балашовой Н.Н.
рассмотрев
гражданское дело по кассационной жалобе
МО «Анненковское сельское поселение» на решение Цильнинского районного суда
Ульяновской области от 15 октября 2007 года,
по которому суд решил:
Иск прокурора Цильнинского
района Ульяновской области в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать бездействие
МО «Анненковское сельское поселение» Цильнинского района Ульяновской области,
выразившееся в непринятии мер для постановки на учет безхозяйного недвижимого
имущества – скотомогильника, расположенного вблизи с. Ст. Анненково
Цильнинского района Ульяновской области.
Обязать
администрацию МО «Анненковское сельское поселение» Цильнинского района
Ульяновской области обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы
по Ульяновской области с заявлением о постановке на учет безхозяйного
недвижимого имущества – скотомогильника, расположенного вблизи с. Ст. Анненково
Цильнинского района Ульяновской области.
Взыскать с
администрации МО «Анненковское сельское поселение» Цильнинского района
Ульяновской области в федеральный бюджет госпошлину в размере 2000 рублей.
Заслушав доклад председательствующего по делу, судебная
коллегия
установила:
Прокурор Цильнинского района Ульяновской области в
интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании
незаконным бездействия администрации
МО «Анненковское сельское
поселение» Цильнинского района Ульяновской области.
Требования прокурора мотивированы тем, что на
территории МО «Анненковское сельское
поселение» расположен скотомогильник для захоронения биологических отходов.
Этот скотомогильник эксплуатируется с нарушениями ветеринарно-санитарных
правил, что представляет опасность для окружающей среды и для неопределенного
круга лиц. Собственника этого скотомогильника не имеется, у какого-либо
предприятия, учреждения, организации на балансе этот скотомогильник не
числится. Постановка на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества
осуществляется на основании заявления
органа местного самоуправления в территориальный орган Федеральной регистрационной службы. Однако
администрацией МО «Анненковское сельское
поселение» не принимается никаких мер по постановке бесхозяйного недвижимого
имущества на учет.
Рассмотрев спор по существу, суд требования
прокурора удовлетворил и постановил решение, приведенное выше.
В кассационной жалобе Глава администрации МО «Анненковское сельское поселение» просит
состоявшееся решение суда отменить, указывая, что скотомогильник не является
бесхозяйным, поскольку балансодержателем скотомогильника является СХПК
«Анненковский». Одновременно в кассационной жалобе указано, что этот
скотомогильник является федеральной собственностью.
В жалобе также указано, что разграничение земельных
участков между муниципальными образованиями на территории Цильнинского района в полной мере еще не
завершено, поэтому нет оснований утверждать, что скотомогильник находится на
землях МО «Анненковское сельское поселение».
По мнению кассатора, в данном случае следует исходить из того, что скотомогильник
находится на землях МО «Цильнинский
район».
Сделав вывод о бесхозяйности скотомогильника, суд не
должен был возлагать на МО «Анненковское сельское поселение» обязанность по
обустройству скотомогильника.
К полномочиям МО «Анненковское сельское поселение»
не относится организация и проведение мероприятий по предупреждению и
ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих
для человека и животных. Проведение всех этих мероприятий относится к
полномочиям Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Необоснованно с МО «Анненковское сельское поселение»
взыскана госпошлина, поскольку органы местного самоуправления от уплаты
госпошлины освобождены (ч. 1 ст. 333.36 НК РФ).
Исследовав материалы дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, выслушав главу администрации МО «Анненковское сельское
поселение», а также выслушав прокурора, полагавшего решение суда оставить без
изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося
решения суда.
По мнению суда второй инстанции, при рассмотрении
дела районный суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по
делу, тщательно исследовал представленные сторонами доказательства и с учетом
их правовой оценки постановил по делу законное и обоснованное решение.
Материалами дела установлено, что на территории МО «Анненковское сельское поселение»
расположен скотомогильник,
предназначенный для утилизации
биологических отходов (трупов животных). Это подтверждается имеющимся в
материалах дела актом обследования этого объекта. Этот акт составлен с участием
представителя администрации МО «Анненковское сельское поселение» (л.д. 19, 20).
Собранными по делу доказательствами установлено, что данный
скотомогильник является бесхозяйным, требованиям к его обустройству, предусмотренным ветеринарно-санитарными
правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов населения, он
не отвечает.
Удовлетворяя требования прокурора и признавая незаконным
бездействие администрации МО «Анненковское сельское поселение» по непринятию
мер по постановке этого скотомогильника на учет как бесхозного объекта
недвижимости, суд правильно руководствовался требованиями статьи 42 Конституции
РФ, где сказано, что каждый имеет право на
благоприятную окружающую среду.
То обстоятельство,
что скотомогильник (биотермическая яма), куда сваливаются трупы животных, при
отсутствии контроля за её состоянием может явиться очагом вспышки и
распространения инфекционных заболеваний, каких-либо доказательств не требует.
Предупреждение,
равно как и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций в границах
поселения, в силу ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации», относятся к
вопросам местного значения поселения.
Право граждан на благоприятную окружающую среду, как
указывалось выше, является конституционным.
Согласно положениям ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом,
осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по
заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Таким образом, возложение на администрацию МО «Анненковское сельское поселение»
обязанности по принятию мер для постановки на регистрационный учет находящейся
на их территории бесхозяйной биотермической ямы не противоречит нормам
гражданского законодательства.
Доводы кассационной жалобы обоснованности выводов суда
первой инстанции не опровергают.
Так, доводы о том, что скотомогильник находится на балансе
СХПК «Анненковский», не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Более того, установлено, что СХПК «Анненковский» признан банкротом и никакой
деятельности не осуществляет.
Доводы кассационной жалобы о том, что сельское поселение не
обязано обеспечивать безопасное содержание скотомогильника, не основаны на
требованиях закона.
Обоснованно с МО «Анненковское сельское поселение» взыскана
судом первой инстанции государственная пошлина. В силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ
органы местного самоуправления освобождаются от уплаты госпошлины при обращении
в суде в защиту государственных и общественных интересов, т.е. в случаях, когда
органы самоуправления процессе выступают в качестве истцов. В данном же случае МО «Анненковское сельское
поселение» является ответчиком и должно платить госпошлину.
Другие доводы жалобы были предметом обсуждения в суде первой
инстанции и оценка этим доводам дана правильная.
С учётом изложенного
кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Цильнинского районного суда от 01 октября 2007
года оставить без изменения, а кассационную жалобу главы администрации МО
«Анненковское сельское поселение» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи