У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело 33 – *** - 2007
г. Судья Котельников А.Г.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 августа 2007
г. г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего:
Шлотгауэр Л.Л.,
судей: Аладина П.К.
и Булгакова Г.М.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе С*** на решение Железнодорожного районного суда г.
Ульяновска от 19 июля 2007 года, по которому суд решил:
В удовлетворении
иска С*** к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному
району г. Ульяновска о признании права на уплату транспортного налога с
транспортного средства как с легкового автомобиля - отказать.
Заслушав доклад
судьи Аладина П.К., судебная
коллегия
у с т а н о в и л а:
С*** обратился в суд
с иском к ИФНС РФ по Железнодорожному району г. Ульяновска о признании за ним
права на уплату налога как с владельца транспортного средства, исчисленного по
ставке для легковых автомобилей.
В обоснование иска
указал, что имеет в собственности автомобиль УАЗ-3303 категории «В» (легковой
автомобиль). В 2007 г. налоговая инспекция направила ему уведомление о
необходимости уплаты налога на транспортное средство за 2007 год, исчисленного
по ставкам для грузовых автомобилей. Данное требование незаконно, так как категория «В» устанавливается для автомобилей
с разрешенной максимальной массой, не превышающей 3500 кг, и с числом
пассажирских мест, не превышающих 8 мест. Его автомобиль имеет разрешенную
максимальную массу 2620 кг, с числом сидячих мест 1, следовательно,
транспортное средство относится к категории «В» (легковые автомобили), и он
должен платить по ставке налога 8 рублей, а не 20 рублей, как для грузовых
автомобилей.
Решением от
19.07.2007 года С*** в удовлетворении иска отказано.
В кассационной
жалобе С*** просит решение отменить, ссылаясь на те же доводы, которыми он
мотивировал свой иск в суде первой инстанции.
Рассмотрев доводы
жалобы, изучив материалы дела, выслушав истца и представителя ответчика,
проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и
правильность применения судом норм процессуального и материального права при
вынесении решения, кассационная инстанция находит его подлежащим отмене.
Отказывая в
удовлетворении иска, суд пришел к выводу о том, что автомобиль УАЗ 3303 относится
не к легковым, а к грузовым транспортным средствам.
С указанным выводом
судебная коллегия согласиться не может, так как он сделан преждевременно, без
установления и оценки всех юридически значимых обстоятельств, и, следовательно,
основан на неправильном применении норм материального права.
Судом не дана
надлежащая правовая оценка доводам истца о том, что автомобиль УАЗ-3303 1992
года выпуска, как следует из паспорта транспортного средства, отнесен к
категории «В», а согласно п. 28 Положения о паспортах транспортных средств и
паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России,
Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 г. № 496/192/134,
в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, О, прицеп)» паспорта транспортного средства
указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств
«B» - это автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500
кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми,
что соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией
о дорожном движении, принятой на Конференции ООН по дорожному движению 8 ноября
1968 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля
1974 года N 5938-VIII.
Перевод категорий транспортных средств,
указанных в «Одобрении типа транспортного средства» от 30 марта 1993 года № RSSG.RU.0001.1.6.0704,
в категории транспортных средств по классификации Конвенции о дорожном движении
производится в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных
средств (ТС) по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской
экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.
Из Сравнительной
таблицы категорий транспортных средств (ТС) по классификации Комитета по
внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и
по классификации Конвенции о дорожном движении (Приложение № 3) следует,
что применительно к данному делу категория ТС (УАЗ-3303) по классификации:
- КВТ ЕЭК ООН
определяется как «N 1 - механические
транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более
3,5 тонны (т)»;
- Конвенции о дорожном движении как «В» - автомобили, разрешенная
максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест которых,
помимо сидения водителя, не превышает 8».
Отказывая в удовлетворении
иска, в обоснование своего вывода суд первой инстанции сослался:
- на заключение ОАО
«УАЗ», согласно которому модель автомобиля (его модификаций), исполнений
комплектаций, обозначение которых начинается с 3303, должна быть отнесена к
грузовым автомобилям, так как сертифицирована по категории N 1
«Механические ТС для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5
тонн»;
- на ПТС автомобиля
УАЗ 3303, из которого следует, что он отнесен к грузовому транспортному
средству.
При этом суд не дал
какой-либо оценки тому обстоятельству, что согласно технической характеристике
модели автомобиля УАЗ-3303, выданной заводом-изготовителем, автомобиль
указанной модели имеет разрешенную
максимальную массу, не превышающую 3,5 т.
Не дана судом оценка
и тому обстоятельству, что ОАО «УАЗ» не предоставлено право определять тип
(категорию) транспортного средства для целей налогообложения.
Представленный
сертификат Одобрение типа транспортного средства от 30 марта 1993 года № RSSG.RU.0001.1.6.0704
свидетельствует только о том, что он разработан для применения на предприятиях
автомобильной промышленности.
Указанный документ
не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем
транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным гл. 28
«Транспортный налог» НК РФ.
Не принял во внимание
суд и то обстоятельство, что согласно Федеральному закону от 10.12.1995 года №
196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», транспортные средства,
изготовленные в РФ, а также составные части конструкций, запчасти и
принадлежности транспортных средств,
подлежат обязательной сертификации в части, относящейся к обеспечению
безопасности дорожного движения.
Кроме того, остался
без внимания суда и тот факт, что спорный автомобиль УАЗ 3303 имеет год выпуска
1992, тогда как только с 1993 г. заводом изготовителем автомобили указанной
серии сертифицированы Одобрением типа транспортного средства от 30 марта 1993
года № RSSG.RU.0001.1.6.0704 по типу ТС как N 1.
Как следует из
пояснений сторон в суде кассационной инстанции, требование ответчика об уплате
транспортного налога как с грузового автомобиля впервые было заявлено после
получения истцом в органах ГИБДД дубликата ПТС
от 03.05.2006 г., а до указанной даты он платил налог, предусмотренный
для легкового автомобиля.
Суд не выяснил,
какой тип ТС ранее был указан в паспорте транспортного средства, выданного
06.03.1993 г., т.е. до даты сертификации автомобилей серии УАЗ 3303.
Таким образом, так
как выводы, содержащиеся в судебном решении, основаны на неполном установлении
всех юридически значимых обстоятельств, не соответствуют фактическим
обстоятельствам и представленным в материалы дела сторонами доказательствам,
которым суд не дал надлежащей правовой оценки, решение суда подлежит отмене и
направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Железнодорожного
районного суда г. Ульяновска от 19 июля 2007 года отменить, дело направить на новое
рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий:
Судьи: