Судебный акт
Возмещение ущерба
Документ от 06.11.2020, опубликован на сайте 27.11.2020 под номером 90984, 2-я гражданская, о признании недействительным решения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сизов И.А.                                                                                  №33-3698/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     6 ноября 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей  Бабойдо И.А., Грудкиной Т.М.,

при секретаре  Шумеевой Е.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 июня 2020 года по делу № 2-2061/2020, которым постановлено:

исковые требования Арзамасова Геннадия Михайловича  удовлетворить.

Возложить на Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области обязанность предоставить Арзамасову Геннадию Михайловичу единовременную денежную выплату в целях возмещения ущерба, возникшего в результате гибели принадлежавших ему пчелиных семей, в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 декабря 2019 года № 723-П «Об утверждении Положения о порядке назначения и предоставления гражданам, занимавшимся разведением пчел, единовременной денежной выплаты в целях возмещения ущерба, возникшего в результате гибели принадлежавших им пчелиных семей».

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., пояснения представителя Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области – Манохиной Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Арзамасов Г.М. обратился в суд с иском к Министерству агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (далее - Министерство) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении единовременной выплаты, возложении обязанности произвести единовременную выплату.

В обоснование иска указал, что по состоянию на июнь 2019 года ему принадлежал 19 пчелосемей на пасеке, расположенной на земельном участке по адресу: ***

Неподалеку от пасеки находятся сельскохозяйственные поля, принадлежащие ООО «Агро-Инвест».

В ночь 13 на 14 июня 2019 года владельцем поля была проведена химическая обработка посевов горчицы пестицидами, что привело к массовой гибели пчел в округе, при этом оповещение пчеловодов о предстоящей обработке сельскохозяйственных угодий ООО «Агро-Инвест» не производило.

Актом комиссии в составе представителей ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия», администрации МО «Николаевский район» от 19 августа 2019 года установлен факт гибели 19 пчелосемей, принадлежавших истцу.

Согласно результатам исследования образца подмора пчел от 2 августа 2019 года ФГБНУ «Федеральный центр токсикологической, радиационной и биологической безопасности в подморе пчел обнаружен пестицид ципермитрин в концентрации 48 часовую ЛД/50=0,033 мкг/особь (доза, о которой за 48 часов погибает половина всех отравленных в группе особей). В подморе пчел также обнаружен пестицид финпронил. Указанные пестициды относятся к 2-му классу опасности, их сочетанное воздействие привело к гибели пчел.

В связи с принятием Правительством Ульяновской области постановления    № 723-П от 16 декабря 2019 года «Об утверждении Положения о порядке назначения и предоставления гражданам, занимавшимся разведением пчел, единовременной денежной выплаты в целях возмещения ущерба, возникшего в результате гибели принадлежавших им пчелиных семей», истец обратился в Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (далее - Министерство) с заявлением о предоставлении единовременной выплаты.

Уведомлением от 22 января 2020 года *** истцу было отказано в предоставлении данной выплаты в связи с несоответствием представленных документов, предъявляемым к ним требованиям, в ветеринарно-санитарном паспорте об осмотре пасеки были внесены сведения об осмотре пасеки с датой осмотра после составления акта обследования гибели пчел.

Считая, что он имеет право на получение возмещения на основании приведенного выше постановления Правительства Ульяновской области, истец просил суд признать недействительным отказ Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области  в предоставлении единовременной денежной выплаты; возложить на ответчика обязанность предоставить единовременную денежную выплату.

Судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия», Агентство ветеринарии Ульяновской области, ООО «Агро-Инвест».

Рассмотрев спор по существу, суд постановил решение, приведенное выше.

В апелляционной жалобе Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное в связи с нарушением норм материального права.

Указывает на неверное толкование судом постановления Правительства Ульяновской области от 16 декабря 2019 года № 723-П «Об утверждении Положения о порядке назначения и предоставления гражданам, занимавшимся разведением пчел, единовременной денежной выплаты в целях возмещения ущерба, возникшего в результате гибели принадлежавших им пчелиных семей».

Считает, что суд первой инстанции необоснованно в подтверждение наличия у истца ветеринарно-санитарного паспорта на пасеку, предоставление которого необходимо для получения единовременной выплаты, принял во внимание сведения ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия». Сам истец не отрицал, что ветеринарно-санитарный паспорт ранее был им утрачен, в дубликате ветеринарно-санитарного паспорта пасеки от 18 июня 2019 года сведения о санитарном состоянии пасеки датированы до момента гибели пчел. Утеря ветеринарно-санитарного паспорта, который в соответствии с Инструкцией является учетным и главным документом пасеки, свидетельствует о недобросовестном поведении пчеловода при осуществлении пчеловодства.

Перечень документов, необходимых для получения выплаты, и требования к их оформлению являются исчерпывающими.

Полагает незаконным и необоснованным отклонение доводов Министерства о невозможности предоставления указанной выплаты в связи с  отсутствием в пакете документов истца выписки из похозяйственной книги, предусмотренной *** Порядка выплаты возмещения.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Арзамасова Г.М. – Гаймина С.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истцу Арзамасову Г.М. по состоянию на июнь 2019 года принадлежала пасека, расположенная на земельном участке по адресу: ***, и 19 пчелосемей.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Арзамасов Г.М. указал на то, что в ночь с 13 на 14 июня 2019 года владельцем рядом находящихся полей была проведена химическая обработка посевов горчицы пестицидами, вследствие чего принадлежащие ему 19 пчелосемей погибли.

Комиссией, состоящей из представителей ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия», Администрации МО «Николаевский район», 17 июня 2019 года был составлен акт, в котором был зафиксирован факт гибель 19 пчелосемей, принадлежащих истцу, причиной гибели указана - вероятное отравление пестицидами.

Правительством Ульяновской области  16 декабря 2019 года было принято Постановление № 723-П, которым утверждено Положение о порядке назначения и предоставления гражданам, занимавшимся разведением пчел, единовременной денежной выплаты в целях возмещения ущерба, возникшего в результате гибели принадлежавших им пчелиных семей  (далее – Положение).

Данным Положением установлен порядок назначения и предоставления проживающим на территории Ульяновской области гражданам Российской Федерации, занимавшимся разведением пчел (далее - пчеловоды), единовременной денежной выплаты в целях возмещения ущерба, возникшего в результате гибели принадлежавших им пчелиных семей (далее также - пчелосемья, выплата соответственно).

Выплата по данному постановлению назначается в связи с гибелью принадлежавших пчеловоду пчелосемей в период с 1 апреля по 5 июля 2019 года вследствие отравления инсектицидами, гербицидами или иными токсическими веществами, применявшимися лицами, за действия которых пчеловод не отвечает, и предоставляется только один раз.

Решение о назначении выплаты принимает Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (далее - Министерство).

Согласно пунктам 4,5 Положения для получения выплаты пчеловод представляет в Министерство заявление на получение выплаты, составленное по установленной Министерством форме (далее - заявление), к которому должны быть приложены документы: 1) копия документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность пчеловода - гражданина Российской Федерации и содержащего отметку об адресе его регистрации по месту жительства на территории Ульяновской области, а в случае отсутствия в указанном документе такой отметки - также копию иного документа, содержащего сведения об адресе места жительства пчеловода на территории Ульяновской области; 2) акт обследования пасеки при гибели пчел (акт ветеринарно-санитарного обследования пасеки), составленный в период с 1 апреля по 5 июля 2019 года специалистом в области ветеринарии, являющимся уполномоченным лицом Агентства ветеринарии Ульяновской области или подведомственной ему организации (далее также - ветеринар, акт обследования соответственно), и подписанный ветеринаром, представителем органа местного самоуправления и пчеловодом; 3) экспертное заключение, содержащее сведения о результатах лабораторных исследований и (или) исследований образцов биологических материалов, подтверждающее присутствие в подморе пчел инсектицидов, и (или) гербицидов, и (или) иных токсических веществ, отравление которыми послужило причиной гибели пчел, и (или) иные документы, содержащие такие сведения, составленные и выданные не ранее даты составления акта ветеринарно-санитарного обследования пасеки организацией, имеющей в своем составе аккредитованную в национальной системе аккредитации испытательную лабораторию (центр); 4) выписку из похозяйственной книги, составленную в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 октября 2010 года № 345 «Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов» и выданную органом местного самоуправления в период с 1 января 2018 года по 4 июля 2019 года, но не позднее даты составления акта обследования, указанного в подпункте 2 настоящего пункта; 5) ветеринарно-санитарный паспорт пасеки (далее - паспорт пасеки), оформленный в соответствии с Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации болезней, отравлений и основных вредителей пчел, утвержденной руководителем Департамента ветеринарии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, и содержащий сведения хотя бы об одном осмотре пасеки, осуществленном в период с 1 января 2018 года до даты составления акта обследования, указанного в подпункте 2 настоящего пункта.

Отказывая Арзамасову Г.М. в удовлетворении заявления о выплате денежной суммы в счет возмещения ущерба в связи с гибелью пчелосемей, Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области в письменным уведомлении от 22 января 2020 года ссылалось на несоответствие представленных Арзамасовым Г.М. документов предъявляемым к ним требованиям, а именно - отсутствие в ветеринарно-санитарном паспорте сведений об осмотре пасеки до даты составления акта обследования при гибели пчел.

Удовлетворяя требования истца и признавая за ним право на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с постановлением   Правительства Ульяновской области от 16 декабря 2019 года  № 723-П, суд обоснованно исходил из доказанности факта гибели принадлежащих истцу 19 пчелосемей в результате отравления инсектицидами, гербицидами или иными токсическими веществами, применявшимися лицами, за действия которых пчеловод не отвечает, в ночь с 13 на 14 июня 2019 года, т.е. в период, указанный и постановлении.

Отсутствие у истца ветеринарно-санитарного паспорта пасеки, в котором должны были быть отражены сведения о состоянии пасеки до наступления факта отравления пчелосемей в ночь с 13 на 14 июня 2019 года, основанием для отказа в признании за Арзамасовым  Г.М. права на получение выплаты в судебном порядке являться не могло.

Суду первой инстанции было установлено, что истцу 17 февраля 2010 года был выдан ветеринарно-санитарный паспорт пасеки ***, который является учетным документом, регистрируется на станции по борьбе с болезнями животных в специальном журнал, в нем указываются личные данные владельца пасеки, адрес нахождения пасеки, даты ее осмотра, количество семей пчел, санитарная оценка состояния пасеки, ее эпизоотическое состояние и рекомендованные мероприятия.

Данный паспорт истцом был утрачен.

Дубликат паспорта пасеки истцу был выдан 18 июня 2019 года, т.е. после наступления события – гибели пчелосемей по причине отравления.

В данном дубликате паспорта ОГБУ «Новоспасский центр ветеринарии и безопасности продовольствия» на основании имевшихся у них сведений были внесены записи, согласно которым 24 апреля 2019 года проводилось обследование (осмотр) пасеки Арзамасова Г.М., в ходе которого было установлено что, кормовая база удовлетворительная, пчелы водой обеспечены, на территории пасеки имелись спецодежда, дезинфицирующие средства, запасные улья, соторамки, кормушки, утеплительные подушечки, клеточки для пересылки маток, дымари, бетонированные площадки для очистки и дезинфекции ульев и инвентаря; санитарное состояние пасеки удовлетворительное; нарушений при содержании пасеки не выявлено.

Доказательств того, что гибель принадлежавших истцу пчелосемей в ночь с 13 на 14 июня 2019 года наступила не в результате их отравления ядохимикатами, а в результате иных ранее наступивших обстоятельств, суду представлено не было.

При таких обстоятельствах суд обоснованно признал за Арзамасовым Г.М. право на получение единовременной выплаты на основании указанного выше постановления Правительства Ульяновской области и возложил на Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области обязанность предоставить Арзамасову Г.М. единовременную денежную выплату в целях возмещения ущерба

Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, о том, что кроме отсутствия надлежащим образом оформленного ветеринарного паспорта пасеки истцом не была представлена выписка из похозяйственной книги, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку из письменного уведомления ответчика от 22 января 2020 года не следует, что отказ в выплате возмещения связан с отсутствием в пакете документов выписки из похозяйственной книги.

Соответствующая похозяйственная книга истцом суду была представлена, из данной книги усматривается наличие в хозяйстве Арзамасова Г.М. 19 пчелосемей.

Таким образом, обстоятельства, препятствующие истцу в получение спорной денежной выплаты, в ходе судебного разбирательства были устранены, что давало суду основания для удовлетворения требований истца.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика не назвал каких-либо иных оснований для отказа в выплате истцу суммы ущерба и подтвердил, что   постановление Правительства Ульяновской области от  16 декабря 2019 года № 723-П не содержит в себе положений об отказе в выплате пострадавшим пчеловодам по тем основаниям, что ущерб был возмещен иными лицами. Изложенное указывало на то, что заключение мирового соглашения между Арзамасовым Г.М. и непосредственным причинителем вреда - ООО «Агро-Инвест» - о возмещении ущерба обязанность Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области по выплате истцу ущерба не отменяло.

Таким образом, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе доводы основанием для отмены принятого по делу ущерба не являются, поскольку право истца на возмещение ущерба в связи с гибелью принадлежащих ему пчелосемей в ночь с 13 на 14 июня 2019 года вследствие отравления инсектицидами, гербицидами или иными токсическими веществами, применявшимися лицами, за действия которых пчеловод не отвечает, не опровергают.

Суд правомерно, в соответствии с конституционным положением об осуществлении  судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции Российской Федерации) обеспечил равенство  прав участников процесса,  представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 9 июня 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через  Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий        

 

Судьи