Судебный акт
Компенсация за ТСР
Документ от 10.11.2020, опубликован на сайте 23.11.2020 под номером 90944, 2-я гражданская, о признании незаконным отказо взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Пертова И.И.                                                           Дело № 33-4021/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    10 ноября 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2625/2020 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 июля 2020 года, по которому постановлено:

 

исковые требования  Федоровой Ларисы Евгеньевны, действующей в интересах несовершеннолетнего Ф*** Р*** А***, удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Федоровой Ларисы Евгеньевны денежную компенсацию за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации в размере 10 900 руб.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В.,  пояснения представителя истицы Федоровой Л.Е. – Мустафиной Ю.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Федорова Л.Е., действуя в интересах несовершеннолетнего Ф*** Р.А., обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенные  технические средства  реабилитации.

В обоснование заявленных требований указала, что Ф*** Р.А., *** года рождения, является р***-и***. Ему оформлена индивидуальная программа реабилитации и***, согласно которой он подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации: о*** с*** о*** н*** у*** п*** *** п*** и о*** с*** о*** б*** у*** п*** *** п***.  

Ввиду необеспечения Ф*** Р.А. данными средствами реабилитации истица была вынуждена самостоятельно приобрести ребенку о*** о***.         Истица подала заявление и документы на выплату ей компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, однако ей произведена выплата компенсации только за *** п*** о*** (по одной каждого вида), в выплате остальной части компенсация ей было отказано.

Просила суд обязать ГУ Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации выплатить компенсацию в размере стоимости самостоятельно приобретенных технических средств реабилитации в общей сумме    10 900 руб.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе представитель ГУ – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования РФ не соглашается с решением суда, считает его незаконным, принятым с нарушением и неправильным применением норм материального права, просит его отменить, принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на Федеральный Закон от 24.11.1995 №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правила  обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240. Отмечает, что выдача направления на получение (изготовление) ТСР может быть осуществлена только после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Законом № 44- ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и заключения территориальным отделением ФСС РФ контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации. В соответствии с положениями указанных правовых актов, в случае самостоятельного приобретения инвалидом технического средства реабилитации, срок его использования будет исчисляться с даты его приобретения согласно документам, подтверждающим расходы, но не ранее возникновения права на очередное обеспечение рекомендованными ИПРА техническими средствами реабилитации, а именно по истечении установленных сроков пользования либо в иных случаях, предусмотренных п.10 Правил. Сроки использования для д***и*** о*** о*** с*** н*** у*** п*** и о***  о*** с*** б*** у*** п*** установлен не менее 3 месяцев (Приказ №85н). В связи с чем, правовых оснований для компенсационной выплаты за самостоятельно приобретенную 30.07.2019 Федоровой Л.Е. в*** п*** о*** о*** с*** н*** у*** п*** и в*** п*** о*** о*** с*** б*** у*** п*** не имеется.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетний Ф*** Р*** А***, ***  года рождения, является р***-и***.

22.04.2014 Ф*** Р.А. разработана  индивидуальная программа реабилитации и*** № ***, согласно которой он подлежит обеспечению в том числе следующими техническими средствами реабилитации: о*** о*** с*** с у*** п*** - *** п*** о*** о*** с*** б*** у*** п*** - *** п***.

Срок реабилитационных мероприятий установлен до достижения 18 лет (до 2025г.).

В силу  статьи  11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В силу ч. 14 ст. 11.1 названного Федерального закона технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

В соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган)(п. 4).

В случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.

Соответствие приобретенного инвалидом (ветераном) за собственный счет технического средства (изделия) и (или) оплаченной им услуги по ремонту предоставляемым техническим средствам (изделиям) и (или) услугам по их ремонту устанавливается уполномоченным органом на основании утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в целях определения размера компенсации классификации технических средств (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 15(1)).

Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету ФСС РФ в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания. В случае передачи в установленном порядке полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов субъектам Российской Федерации финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации осуществляется за счет субвенций, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных полномочий (п. 16).

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и Порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н, который предусматривает, что компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.

Судом было установлено и не оспаривалось сторонами то, что р***-и*** Ф*** Р.А. в 2019 году о*** о*** с*** на у*** п*** и б*** у*** п*** о*** о*** н*** б***.

06.08.2019 Федорова Л.Е. обратилась в ГУ УРО ФСС РФ  с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно *** о***  о*** н*** утепленной!% п*** *** б*** у*** п***  п*** *** п*** к*** в***, представив подтверждающие платежные документы (кассовые и товарные чеки) на общую сумму 24 430 руб.

Приказом УРО ФСС от 16.10.2019 установлено произвести истице компенсацию только в размере стоимости одной пары обуви каждого вида, т.е. в сумме 10 920,52 руб.

Таким образом, компенсация расходов на приобретение ТСР по заявлению Федоровой Л.Е. произведена не в полном объеме.

Удовлетворяя заявленные требования частично, суд обоснованно исходил из следующего.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме.

Согласно представленных ответчиком документов, на момент приобретения истицей о*** о*** с*** н*** у*** п*** и б*** у*** п*** цена закупки указанных видов ТСР по последним завершенным государственным контрактам не ниже стоимости, по которой они приобретались истицей, в связи с чем суд правомерно пришел к выводу о том, что истице подлежат возмещению расходы  в общей сложности 10 900 руб. (кассовый и товарный  чек от 30.07.2019 на сумму 5900 руб.- с*** о*** о*** б*** у*** п***; кассовый чек № *** и товарный чек от 30.07.2019 на сумму 5000 руб. – с*** о*** о*** н*** у*** п***).  

Доводы апелляционной жалобы о том, что компенсация за вторые пары самостоятельно приобретенной обуви может быть произведена  только после истечения срока носки первых пар несостоятельны и основаны на неверном толковании норм материального права.

Как указывалось выше, индивидуальной программой реабилитации и*** № *** установлено то, что  Ф*** Р.А., *** года рождения,  подлежит обеспечению в том числе о*** о*** с*** *** у*** п*** - *** п***, о*** о*** с*** б*** у*** п*** - *** п***.

На основании Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 85н от 13.02.2018 «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» срок пользования сложной ортопедической  обувью для детей-инвалидов не менее 3 месяцев.

Соответственно  Ф*** Р.А. должен быть обеспечен *** п*** указанной обуви на календарный год (*** п*** – н*** т*** в*** года и *** п*** – н*** х***). При  этом, нормативные документы не содержат обязательного требования в части обеспечения и*** о*** п*** о*** каждые три месяца. Поскольку истицей были приобретены  *** п*** о*** (*** н*** у*** п*** и *** б*** у*** п***) на год, соответственно правовых оснований для отказа в удовлетворении ее требований о выплате компенсации за две пары обуви не имеется.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, судом им дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии  оснований не имеется. 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 22 июля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи: