Судебный акт
Об оспаривании решения об отказе во внесении изменении в реестр лицензий
Документ от 10.11.2020, опубликован на сайте 24.11.2020 под номером 90941, 2-я гражданская, о признании решения об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области недействительным, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Земцова О.Б.                                                                 Дело № 33а-3934/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                   10 ноября 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Татаркиной Татьяны Владимировны, Тарасовой Светланы Васильевны, Гончарь Раисы Егоровны, Скачковой Лидии Федоровны, Скачкова Петра Федоровича, Макаровой Татьяны Олеговны, Шакировой Елены Викторовны, Татаркина Владимира Ивановича, Румянцевой Наталии Викторовны, Гурьяновой Ирины Михайловны, Шакирова Александра Фирдаусовича на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 6 июля 2020 года по делу №2а-1225/2020, по которому постановлено:

 

в удовлетворении административных исковых требований Татаркиной Татьяны Владимировны, Тарасовой Светланы Васильевны, Гончарь Раисы Егоровны, Скачковой Лидии Федоровны, Скачкову Петру Федоровичу, Макаровой Татьяны Олеговны, Шакировой Елены Викторовны, Татаркину Владимиру Ивановичу, Румянцевой Наталии Викторовны, Гурьяновой Ирины Михайловны, Шакирова Александра Фирдаусовича к Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области о признании решения незаконным, возложении обязанности по внесению изменений в реестр лицензий, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Татаркиной Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области – Гора Е.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Татаркина Т.В., Тарасова С.В., Гончарь Р.Е., Скачкова Л.Ф., Скачков П.Ф., Макарова Т.О., Шакирова Е.В., Татаркин В.И., Румянцева Н.В., Гурьянова И.М., Шакиров А.Ф. обратились в суд с административным исковым заявлением к  Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области (далее - Министерство) о признании решения незаконным, возложении обязанности по внесению изменений в реестр лицензий.

Требования мотивированы тем, что они являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***. Татаркина Т.В. кроме того является инициатором и председателем общего внеочередного собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме, проведенном в очно-заочной форме в период с 11 по 15 января 2020 года. После подсчетов результатов голосования членами Совета МКД  были оформлены протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 22.01.2020, подписан договор управления многоквартирным домом от 22.01.2020 с ООО «Жилищно-Строительная Компания».

По итогам проверки заявления ООО «ЖСК» о внесении изменений в реестр лицензий и приложенных к нему документов Министерство пришло к выводу о ничтожности решения общего собрания собственников многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, в связи с чем  решением от 04.02.2020 №180/2020 было отказано во внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области. Отказ мотивирован тем, что решение принято при отсутствии необходимого кворума, так как подтвердить наличие кворума не представляется возможным, исходя из разъяснений, данных Минстроем РФ в Письме от 10.03.2019 № 8125-ОО/06.

Административные истцы полагали, что отказ ответчика противоречит действующему ЖК РФ, основан на субъективном мнении заместителя директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства, изложенного в письме Минстроя РФ от 10.03.2019.

Просили признать решение Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 04.02.2020 № 180/2020  незаконным; обязать ответчика внести изменения в реестр лицензий Ульяновской области в связи с заключением договора управления многоквартирным домом по адресу: ***.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Татаркина Т.В., Тарасова С.В., Гончарь Р.Е., Скачкова Л.Ф., Скачков П.Ф., Макарова Т.О., Шакирова Е.В., Татаркин В.И., Румянцева Н.В., Гурьянова И.М., Шакиров А.Ф. не соглашаются с решением суда, просят его отменить.

В обоснование доводов указывают, что вопрос перехода из одной управляющей компании в другую согласно ст. 46 ЖК РФ не входит в перечень исключений, требующих для принятия более 50 процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, то есть результатом голосования по этому вопросу считается один их трех вариантов ответов «за», «против» или «воздержался», набравший наибольшее число голосов участников голосования.

Также отмечают, что судом допущены процессуальные нарушения, поскольку административное дело рассмотрено в отсутствие ответчика, а также административные истцы не были ознакомлены с доводами Министерства, признанными судом обоснованными и законными.

В возражениях на апелляционную жалобу Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области просит произвести замену стороны по делу: Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области заменить на Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области; решение Министерства от 4 февраля 2020 года №180/2020 оставить без изменения.

В заседание суда административные истцы (кроме Татаркиной Т.В.), представители ООО «ЖСК» и Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Судебной коллегией до начала рассмотрения дела по апелляционной жалобе по существу в порядке ч. 2 ст. 44 КАС РФ произведена замена административного ответчика Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области на Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, поскольку в настоящее время полномочия в сфере регионального государственного жилищного надзора на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 15.07.2020 № 15/370-П осуществляет Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Многоквартирный жилой дом может управляться только одной управляющей организацией (ч. 9           ст. 161 ЖК РФ).

Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст.192 ЖК РФ).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.

В Ульяновской области таким органом до 01.08.2020 являлось Министерство энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области, которое на дату вынесения оспариваемого решения осуществляло региональный государственный жилищный надзор, в том числе ведение реестра лицензий (постановление Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/558-П в редакции от 27.12.2019).

Согласно ч.ч.2-3 ст.198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства - Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 №938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации».

Из содержания п. 2 Приказа от 25 декабря 2015 года № 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 27.01.2020 в адрес Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области поступило заявление от ООО «ЖСК» о включении в лицензию сведений о многоквартирном доме № ***, расположенном по адресу: *** в перечень управляемых домов. Данное заявление подано на основании решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом собрания от 22.01.2020.

С учетом требований Приказа Минстроя России от 25.12.2015 № 938/пр «Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации» (Порядок) Министерством энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области проведена проверка заявления ООО «ЖСК» и прилагаемых к нему документов на соответствие условиям, установленным п. 5 Порядка, согласно которому заявления и документы проверяются на предмет соблюдения, в том числе отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения п. 1 ч.2 ст. 161 ЖК РФ.

По итогам проверки заявления от 27.01.2020 решением Министерства от 04.02.2020 №180/2020 ООО «ЖСК» было отказано во внесении изменений в реестр лицензий Ульяновской области на основании пп. «а» п.9 Порядка в связи с несоответствием заявления и прилагаемых к нему документов требованиям, установленным пп. «е» п.5 Порядка.

Согласно данному решению Министерство в ходе проверки установило, что в повестку общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, было включено 20 вопросов, в числе которых вопрос №4 «Избрание управляющей компании ООО «ЖСК» и заключение с ней договора управления многоквартирным домом». Общее количество голосов собственников помещений в многоквартирном доме составляет 4240,97 кв.м. При подсчете итогов голосования по бюллетеням голосования установлено, что по вопросу № 4 в голосовании приняли участие собственники, обладающие 3497,42 кв.м, что составляет 82,46 % от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме:

«за» - проголосовали собственники, обладающие 1673,1 кв.м, что составляет 47,83 %  от количества голосов собственников, принявших участие в голосовании;

«против» - проголосовали собственники, обладающие 1498,46 кв.м, что составляет 42,84% от количества голосов собственников, принявших участие в голосовании;

«воздержался» - проголосовали собственники, обладающие 325,87 кв.м, что составляет 9,33% от количества голосов собственников, принявших участие в голосовании.

Было установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, результаты которого оформлены протоколом б/н от       22.01.2020, правомочно (имеет кворум).

Вместе с тем, Министерством энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области на основании разъяснений, данных Минстроем РФ в Письме от 10.03.2019 № 8125-ОО/06, был сделан вывод, что на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, по вопросу № 4  собственниками решение не принято, так как вопрос о выборе управляющей компании принят при отсутствии необходимого кворума (простым большинством голосов от общего числа проголосовавших).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции согласился с позицией административного ответчика, руководствуясь при этом разъяснениями Минстроя РФ, содержащимися в Письме от 10.03.2019 №8125-ОО/06, а именно тем, что, по мнению Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации недопустимо считать решение собрания принятым, если количество голосов участников распределилось среди трех вариантов («за», «против» или «воздержался») таким образом, что максимальная доля голосов отдана варианту «за», но при этом количество голосов, требуемое для принятия решения, не набрано.

Вместе с тем, указанное разъяснение касается лишь тех вопросов, которые принимаются привилегированным большинством голосов: 50% от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме либо большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, то есть вывод о наличии кворума ставится в зависимость от вопроса, поставленного на голосование.

В этой связи с выводами районного суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку они противоречат нормам Жилищного Кодекса Российской Федерации  и основаны на неверном толковании Письма Минстроя России от 10.03.2019 №8125-ОО/06 «О решениях общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме», которое в соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, не является нормативным правовым актом, не содержит правовых норм, а лишь является позицией Минстроя России и не направлено на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Так, в силу ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.

В соответствии с ч. 3 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

Как видно из материалов дела, состоявшееся 22.01.2019 общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, было правомочным (имело кворум), поскольку в очной части приняли участие 22  собственника, в заочной части – 115 собственников, обладающие 3500,14 кв.м от обей площади, или 82,53% от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных п.п. 1.1, 4.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных п.п. 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, в зависимости от вопроса, поставленного на голосование, предусмотрено три варианта принятия решений общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме:

- большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме;

- более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме;

- большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу вышеприведенной нормы закона решение о выборе способа управления многоквартирным домом, выборе управляющей компании, а также ее смене, расторжении договора управления МКД, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, а не привилегированным большинством (50% или 2/3).

Поскольку общее количество голосов собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ***, составляет 4240,97 кв.м, в голосовании по вопросу №4 приняли участие собственники, обладающие 3497,42 кв.м, что составляет 82,46 % от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, при этом «за»  проголосовали собственники, обладающие 1673,1 кв.м, что составляет 47,83% от количества голосов собственников, принявших участие в голосовании (то есть, большинство от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме).

Согласно сь.181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

В силу ст.181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:

1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;

2) принято при отсутствии необходимого кворума;

3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;

4) противоречит основам правопорядка или нравственности.

Как указано выше, принятие решения о выборе управляющей компании не входит в перечень исключений, поименованных в ч. 1 ст. 46 ЖК РФ.       

Следовательно, выводы Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области об отсутствии необходимого кворума, изложенные в решении от 04.02.2020 №180/2020, а также выводы районного суда, согласившегося с мнением Министерства, нельзя признать правильными.

Нарушение или неправильное применение норм материального права являются основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, согласно ст.310 КАС РФ.

В соответствии со ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

Учитывая изложенное, решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 06.07.2020 подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного иска и отмене решения Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 4 февраля 2020 года №180/2020.

Поскольку Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.07.2020 № 15/370-П полномочия в сфере регионального государственного жилищного надзора с 01.08.2020 переданы Агентству государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, то на указанный орган подлежит возложению обязанность по восстановлению нарушенного прав истцов, а именно возложение обязанности по внесению изменений в реестр лицензий Ульяновской области ООО «ЖСК» относительно управления многоквартирным домом по адресу***.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 6 июля 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Татаркиной Татьяны Владимировны, Тарасовой Светланы Васильевны, Гончарь Раисы Егоровны, Скачковой Лидии Федоровны, Скачкову Петру Федоровичу, Макаровой Татьяны Олеговны, Шакировой Елены Викторовны, Татаркину Владимиру Ивановичу, Румянцевой Наталии Викторовны, Гурьяновой Ирины Михайловны, Шакирова Александра Фирдаусовича к Министерству энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области о признании решения незаконным, возложении обязанности по внесению изменений в реестр лицензий удовлетворить.

Отменить решение Министерства энергетики, жилищно-коммунального комплекса и городской среды Ульяновской области от 4 февраля 2020 года №180/2020.

Обязать Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области внести изменения в реестр лицензий Ульяновской области ООО «ЖСК» в части включения в перечень управляемых домов сведения о многоквартирном доме по адресу: ***.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий:                                   

 

Судьи: