Судебный акт
Перерасчет пенсии сотруднику ФСБ
Документ от 14.08.2007, опубликован на сайте 26.09.2007 под номером 9093, 2-я гражданская, о взыскании недополученной пенси, Оставлено без изменения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2007 г.                                              Судья Маслюкова А.В.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

14 августа 2007 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.

судей                                Булгакова Г.М. и Аладина П.К.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления ФСБ России по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 июня 2007 года, по которому постановлено:

Исковые требования Л.*** удовлетворить.

Взыскать с Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ульяновской области в пользу Л.*** сумму недополученной пенсии за период с 01 февраля 1997 года по 31 декабрь 1997 года с учетом индексации в размере 7178 руб. 37 коп.

Взыскать с Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ульяновской области государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 287 руб. 13 коп.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Л***. обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Управлению Федеральной службы безопасности России по Ульяновской области о перерасчете пенсии и взыскании задолженности.

В обоснование своих требований указал, что с ноября 1961 года является пенсионером ФСБ РФ. Постановлением Правительства РФ № 1349 от 07.12.1994 военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и ФСБ были увеличены должностные оклады на 25%. Военным пенсионерам, пенсионерам ОВД и ФСБ пенсии исходя из указанного повышения окладов не повышались, чем были нарушены ст.ст. 43, 49, 55, 58 закона, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу. Указанные нормы определяют, что при повышении военнослужащим должностного оклада, входящего в их денежное довольствие, одновременно производится перерасчет пенсий с учетом повышения должностных окладов лицам, ранее уволенным в запас или отставку и получившим право на получение пенсии. При этом сумма пенсии, не полученная своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Аналогичный порядок перерасчета пенсии определен Постановлением Правительства РФ № 941 от 22.09.1993.

На его заявление о перерасчете пенсии ответчик ответил отказом, ссылаясь на то, что названные нормативные акты не распространяются на органы ФСБ РФ.

Истец просил обязать ответчика произвести перерасчет его пенсии за период с 01.02.1997 по 31.12.1997 с учетом увеличения должностного оклада на 25% в общей сумме с учетом индексации в размере 7 178 руб. 37 коп.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Управление ФСБ России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и в удовлетворении иска отказать. При этом указывает, что судом неправильно применены нормы материального права. Статьей 18 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» было определено, что военнослужащим и гражданскому персоналу органов ФСБ оклады по воинской должности и должностные оклады (тарифные ставки) устанавливаются с увеличением на 25% за службу (работу) в органах ФСБ. Анализ и буквальное толкование данной нормы свидетельствует о том, что выплата окладов с увеличением на 25% не образовывала новых окладов, а выплачивалась в виде дополнительной целевой надбавки. В состав денежного довольствия она не включалась и, соответственно, на изменение размера пенсии не влияла. В соответствии с абзацем 7 п. 14 Постановления Правительства РФ № 941 от 22.09.1993 увеличение должностных окладов отдельным категориям военнослужащих в порядке упорядочения денежного довольствия пересмотр пенсий не влечет. Поэтому правовых оснований для пересмотра пенсий в период с 01.05.1995 по 28.02.1998 не имелось.

Соответственно, в отсутствие вины ответчика не могут применяться положения ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, согласно которым сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается без ограничения каким-либо сроком. Кроме того, суд необоснованно не принял во внимание, что истец пропустил срок исковой давности, и не применил при разрешении спора ст. 196 ГК РФ.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как видно из материалов дела, Л***. был уволен с военной службы из органов КГБ СССР по ст. 60  п. «б» (по болезни) с 01.03.1961. Получал пенсию по инвалидности в УФСБ России по Ульяновской области с 18.03.1961 по 30.11.1989. С 01.12.1989 выплата пенсии была прекращена в связи с переходом на пенсию по линии социального обеспечения. С 01.02.1997 Л***. возобновлена выплата пенсии в УФСБ России по Ульяновской области по инвалидности II группы в размере 85% от суммы денежного довольствия.

Статьей 43 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусмотрено, что пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих и для их исчисления учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.

Статьей 49 закона (в редакциях, действующих в 1995-1998 гг.) предусматривалось, что пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру: а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения; б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением; в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что статьей 18 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (в ее первоначальной редакции) военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности оклады по воинской должности и должностные оклады (тарифные ставки) были установлены с увеличением на 25 процентов за службу (работу) в органах федеральной службы безопасности.

В соответствии с указанной нормой с 01.05.1995 всем военнослужащим органов федеральной службы безопасности были повышены оклады по воинской должности на 25%, что по смыслу п. «б» ст. 49 Закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993 являлось основанием для перерасчета пенсий пенсионерам ФСБ РФ.

Поскольку такой перерасчет не был произведен, суд обоснованно удовлетворил заявленные Л***. исковые требования о взыскании с Управления ФСБ России по Ульяновской области невыплаченной ему задолженности по пенсии с учетом индексации.

Доводы, приведенные ответчиком в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Так, не может быть принят во внимание довод кассационной жалобы о неправильном применении судом ст. 18 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ и п. 14 Постановления Правительства РФ № 941 от 22.09.1993.

Как уже указывалось выше, основания пересмотра пенсий лицам, проходившим, в том числе военную службу, установлены статьей 49 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, согласно пункту «б» части первой которой пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

В соответствии с п.п. «а» п. 9 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (в последующих редакциях) в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий уволенным с военной службы военнослужащим, включается, в частности, оклад по последней штатной должности.

Судом бесспорно установлено, и этого не отрицает ответчик, что с 01.05.1995 во исполнение ст. 18 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» всем военнослужащим органов ФСБ РФ оклады по воинским должностям были увеличены на 25%. Данное увеличение в силу приведенного выше пункта «б» части первой статьи 49 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 влечет перерасчет пенсий пенсионерам ФСБ РФ также с 01.05.1995.

Утверждение в кассационной жалобе о том, что 25% к должностному окладу военнослужащих органов ФСБ РФ выплачивалось не в качестве повышенных окладов, а в качестве целевой надбавки, судебная коллегия находит неубедительным, поскольку данное повышение в последующем повлекло перерасчет пенсии пенсионерам в соответствии с приведенными выше нормами закона.

Статьей 58 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Поскольку ответчик в нарушение требований закона не произвел соответствующий перерасчет пенсии Л***., суд пришел к правильному выводу, что задолженность должна быть выплачена ему за весь период без ограничений. Оснований для применения срока исковой давности у суда не имелось.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 июня 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления ФСБ России по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий:                                           Судьи: