УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 33-*** 2007
г. Судья:
Кремнева Е.В.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 августа 2007 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Маслюкова П.А.
судей Колобковой О.Б., Хреновой Г.И.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе начальника Управления Пенсионного Фонда РФ в Железнодорожном
районе г. Ульяновска Г.***С.В. на решение Железнодорожного районного суда от 06
июля 2007 года, по которому постановлено:
Признать за Л.*** В.***
И.***, 23.12.1956 г. рождения, право на досрочную трудовую пенсию по старости в
связи с работой с тяжелыми условиями труда, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27
ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать Управление
Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.
Ульяновска Ульяновской области включить в специальный трудовой стаж Л.*** В.***
И.*** для назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного
возраста в связи с работой с тяжелыми условиями труда, в соответствии с п.п.2
п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы:
1. с 07.09.1993 г по
23.09.1999 г. (6 л. 16 дн.) - фельдшер-лаборант в Ульяновском областном центре
по профилактике и борьбе со СПИД, переименованном в Областной центр по
профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями;
2. с 24.09.1999 г.
по 28.12.2006 г. (7 л. 3 мес. 4 дн.) - фельдшер-лаборант в Областном центре по
профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями.
Обязать Управление
Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г.
Ульяновска Ульяновской области назначить Л.*** В.*** И.***, 23.12.1956 г. рождения,
досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями
труда, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» с 29.12.2006 г. с учетом вышеуказанных периодов.
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
установила:
Л*** В.И. обратилась
в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.
Ульяновска (далее по тексту Пенсионный фонд), в котором просила признать за ней
право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми
условиями труда, в соответствии с п.п.2 п.1 ст.27 Закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации», и обязать Пенсионный Фонд назначить ей трудовую пенсию
по старости с 23.12.2006, включив в ее специальный трудовой стаж для назначения
пенсии периоды работы в должности фельдшера-лаборанта в Ульяновском областном
центре по профилактике и борьбе со СПИД
(далее по тексту Центр СПИД) с
07.09.1993 по 28.12.2006.
Истица в обоснование
своих требований указала, что названный период работы в Центре СПИД был связан с вредными условиями труда, в связи
с чем 22.12.2006 она обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении ей досрочной
пенсии по основаниям названого закона. Решением комиссии при УПФ РФ в
Железнодорожном районе г. Ульяновска от 22.03.2007 в назначении досрочной
трудовой пенсии ей было отказано, т.к. не были засчитаны спорные периоды
работы. В обоснование своего решения комиссия указала, что документально не
подтверждена занятость по непосредственному обслуживанию больных в инфекционном
учреждении.
С решением комиссии
она не согласна, находит его незаконным, ущемляющим ее конституционные и
пенсионные права.
Суд к рассмотрению
дела, в порядке ст. 43 ГПК РФ, в качестве третьих, лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек: Центр СПИД и
Департамент здравоохранения и фармации Ульяновской области.
Разрешив по существу
заявленный по делу иск, Железнодорожный районный суд постановил приведенное
выше решение.
В кассационной
жалобе начальник Управления Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.
Ульяновска Г.*** С.В. просит отменить постановленное по делу решение в связи с
неверным определением фактических обстоятельств дела и неправильным применением
норм материального права.
Автор кассационной
жалобы полагает, что по представленным документам в специальный трудовой стаж,
дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, Л.*** В.И. не могут быть
засчитаны спорные периоды работы в Центре СПИД, поскольку документально не была
подтверждена её занятость по непосредственному обслуживанию больных в
инфекционном учреждении данного Центра. Полагает, что истица фактически была
занята исследованием крови и биоматериалов, а данный вид работы не может
приравниваться к работе по непосредственному контакту с пациентами и больными в
инфекционных учреждениях, не может быть отнесен к категории специальной работы
с тяжелыми условиями труда, а также не может быть зачтен в специальный стаж,
дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с положениями
п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав обьяснения представителя
Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска – Б.*** С.В.,
поддержавшей доводы жалобы, а также объяснения истицы Л.*** В.И. и представителя
Центр СПИД И.***С.Х., просивших оставить решение суда без изменения, судебная
коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. ст. 12,
55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела,
всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы
сторон.
В соответствии с собранными по делу
доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении, суд пришел к
объективному выводу об обоснованности заявленного по делу иска.
Исследованными по делу доказательствами установлено,
Л.***В.*** И.***, 23.12.1956 рождения, 07.09.1993 года была принята в
Ульяновский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД (переименованному
в Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными
заболеваниями) фельдшером-лаборантом серологической лаборатории в порядке
перевода из областного кожно-венерологического диспансера (приказ от 06.09.1993
г. ***). В указанной должности она состоит по настоящее время.
Согласно должностной инструкции в обязанность истицы
входит: выполнение лабораторных исследований; подготовка для работы реактивов,
химической посуды, аппаратуры, дезинфицирующих растворов и выполнение другой
подготовительно-вспомогательной работы;
регистрация поступающего в лабораторию биологического материала для
исследования, проведение его обработки и подготовка к исследованию, в случае
необходимости выезд для забора и передача материала на исследование; забор
крови из пальца; обработка оборудования и инструментария; стерилизация
лабораторного инструментария.
Данный объем работ истицы постоянно выполняла в
Центре СПИД с момента ее трудоустройства. Непосредственно до января 2006 г.
истица наряду с другими обязанностями производила забор крови, что отнесено к
видам деятельности, относящейся к обслуживанию больных. Указанной деятельностью
истица была занята в течение всего рабочего дня (с 8.00 до 15.42), что
подтверждается всей совокупностью проверенных по делу доказательств, в том
числе: справкой от 29.05.2007 ***, выданной главврачом ГУЗ «Областной центр по
профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», табелем учета
рабочего времени, лицевыми счетами, а также показаниями допрошенных по делу
свидетелей: К.*** А.А., В.***Н.А., К.***Т.М.,
Также из материалов дела следует, что с января 2006
года истица непосредственно занята исследованием биоматериалов (кровь
ВИЧ-инфицированных больных).
Полагая, что на нее распространяются положения ст.
27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», истица обратилась в Управление Пенсионного
фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска с
заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с работой с тяжелыми
условиями труда.
Решением комиссии при Управлении Пенсионного фонда
РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска от 22.03.2007 *** Л.***В.И. было
отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия специального
трудового стажа на день обращения за пенсией на соответствующих видах работ,
предусмотренных Списком № 2, а именно, не был засчитан в льготный стаж период
работы истицы в качестве фельдшера-лаборанта Центра СПИД с сентября 1993 года.
Удовлетворяя требования иска и признавая действия
ответчика незаконными, суд первой инстанции пришел к правильному выводу в той
части, что постоянное и непрерывное выполнение истицей своих должностных
обязанностей по забору крови и исследованию биоматериалов в Центре СПИД, относится
к деятельности по непосредственному обслуживанию больных. Данная работа
сопряжена с тяжелыми условиями труда.
Доводы кассационной жалобы, указывающие на обратное,
судебная коллегия находит несостоятельными, не способными повлечь отмену
решения суда.
Так, в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ от
17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», введенного в действие с
01.01.2002, трудовая пенсия по старости назначается женщинам по достижении
возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не
менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае если они
проработали на указанных работах не менее половины установленного срока и имеют
требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия назначается
женщинам с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 7 настоящего Федерального
закона, на один год за каждые 2 года такой работы.
Списки соответствующих работ, производств, профессий
должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается указанная
пенсия, утверждаются Правительством РФ (п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в
РФ»).
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537
установлено, что в соответствии со ст.ст. 1 и 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»
при досрочном назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О
трудовых пенсиях в РФ» применяется Список № 2 производств, работ, профессий,
должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
Согласно Разделу XXIV указанного Списка право на
льготное пенсионное обеспечение работников среднего медицинского персонала и
младшего медицинского персонала, непосредственно обслуживающих больных, при
условии их работы в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях,
кабинетах.
В соответствии с Указанием Министерства социальной
защиты населения РФ от 26.04.1993 № 1-31-У «О порядке применения Раздела XXIV
Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих
право на льготное пенсионное обеспечение» при решении вопросов, связанных с назначением
льготных пенсий среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно
обслуживающему больных по Списку № 2 Раздела XXIV, рекомендуется
руководствоваться следующим: «Непосредственное обслуживание больных» - это
работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского
работника и пациента. Выполнение ряда диагностических и лечебных процедур,
мероприятий по уходу за больными, создание соответствующего
лечебно-охранительного режима требуют непосредственного контакта персонала и
пациентов. Например: проведение массажа, инъекций, процедур, манипуляций,
раздача пищи и кормление больных, их переноска, санитарная обработка, мытье и
т.д.
В соответствии с разъяснениями Минтруда РФ от
22.05.1996 право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые
выполнением работ по «непосредственному обслуживанию больных в течение полного
рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени)».
Из названных норм права следует, что окончательное
решение по определению перечня рабочих мест и должностей, работники которых
пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение, остается за
администрацией, которая подтверждает характер работы и доводит до сведения
работников ее результаты.
Согласно Приложению 1 к Указанию к видам
деятельности среднего и младшего медицинского персонала, относящимся к
непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях,
отделениях, кабинетах, вошедших в Раздел XXIV Списка № 2 относятся, в том
числе: производство инъекций, манипуляций, процедур (лечебных и
диагностических), забор материала для исследования; обследование и наблюдение
инфекционных и туберкулезных очагов.
Приказом Министерства Здравоохранения РФ от
07.10.2005 № 627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и
муниципальных учреждений здравоохранения» центры по профилактике и борьбе со
СПИД и инфекционными заболеваниями отнесены к учреждениям здравоохранения (п.
1.4). Отнесены они были к учреждениям здравоохранения и ранее действовавшими
Приказами Министерства здравоохранения РФ от 03.06.2003 № 229 (п. 1.5) и от
03.11.1999 № 395 (в редакции Приказом Минздрава РФ от 28.02.2000 № 73, от
04.06.2001 № 180) (п. 1.2.5).
Согласно Общероссийскому классификатору занятий ОК
010-93 (ОКЗ), утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 298,
должность «фельдшер-лаборант» учреждения здравоохранения принадлежит к
специалистам среднего уровня квалификации, т.е. к среднему медперсоналу
учреждений здравоохранения.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 № 391
«О порядке предоставления льгот работникам, подвергающимся риску заражения
вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей»
работникам организаций здравоохранения, осуществляющим диагностику и лечение
ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций, работа которых связана с
материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, установлена
продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю и ежегодный оплачиваемый
отпуск 36 рабочих дней (с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в
опасных для здоровья условиях труда).
Во исполнение указанного постановления Правительства
постановлением Минтруда РФ от 08.08.1996 г. № 50 утвержден Порядок
предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени (36 часов в
неделю) и ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 36 рабочих дней
(с учетом ежегодного дополнительного отпуска за работу в опасных для здоровья
условиях труда) работникам организаций здравоохранения, осуществляющим
диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам организаций,
работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита
человека, согласно которому сокращенная продолжительность рабочего времени и
ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется среднему медицинскому персоналу,
занятому лечением и непосредственным обслуживанием больных СПИДом и
ВИЧ-ифицированных.
На основании приказа Минздрава РФ от 15.10.1999 № 377
«Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения» в
Перечень учреждений, подразделений и должностей, работы в которых дает право
работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и
особо тяжелыми условиями труда Центры по профилактике и борьбе со СПИД и все
должности медицинского персонала, характер выполняемой работы которых является
диагностика, лечение и непосредственное обслуживание больных СПИД и
ВИЧ-инфицированных включены в учреждения, подразделения и должности, работа в
которых связана с непосредственным обследованием, диагностикой, лечением,
обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой
работы больных СПИД и ВИЧ-инфицированных, дающей право на повышение окладов
(ставок) на 60% (п. 5 разд. 1).
Совместным приказом Минздрава и медицинской
промышленности №307 и Государственного Комитета санитарно-эпидемиологического
надзора РФ №221 от 30.07.1996 утвержден перечень организаций, предприятий,
производств и их структурных подразделений, работа в которых дает право на
установление надбавки в размере 20 процентов оклада (тарифной ставки) за
осуществление диагностики и лечения ВИЧ-инфицированных, а также за работу,
связанную с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, в который
включены Центры по профилактике и борьбе со СПИДом и все должности медицинского
персонала, которые выполняют диагностику, лечение и непосредственное
обслуживание больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных.
Федеральным законом РФ от 30.03.1995 (ст. 22) (в
редакции от 12.08.1996 № 112-ФЗ, от 09.01.1997 № 8-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ,
от 22.08.2004 № 122-ФЗ) «О предупреждении распространения в Российской
Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции)» предусмотрена социальная защита лиц, подвергшихся риску
заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных
обязанностей, согласно которой работники предприятий, учреждений и организаций
государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение
ВИЧ-инфицированных, а также лица, работа которых связана с материалами,
содержащими вирус иммунодефицита человека, имеют право на сокращенную
продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за работу в особо
опасных для здоровья и тяжелых условиях труда в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Анализ названных норм права дает основание признать,
что работа, связанная с биоматериалами, содержащими вирус иммунодефицита
человека, и непосредственно связанная с обслуживанием больных
ВИЧ-инфицированных, чем в действительности и была занята истица в течение всего
рабочего дня в спорные периоды времени с 1993 по 2006 г., законодателем отнесена
к категории работ с тяжелыми условиями труда.
По мнению судебной коллегии, оспариваемое по делу
решение суда полностью соотносится с постановлением Пленума Верховного Суда РФ
от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел,
связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», предусматривающего,
что при решении вопроса о возможности назначения трудовой пенсии по старости
ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты
7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), необходимо учитывать, что вопрос о
виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций,
условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые
дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться
судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном
заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы,
выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и
профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности
учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Таким образом, судебная коллегия находит решение
суда законным и обоснованным.
Доводы, изложенные представителем
Пенсионного фонда в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены
решения суда, поскольку данные доводы не основаны на нормах материального
права.
Руководствуясь ст.
360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного
районного суда от 06 июля 2007 года районного суда оставить без изменения, а
кассационную жалобу начальника Управления Пенсионного Фонда РФ в Железнодорожном
районе г. Ульяновска Г.*** С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи