Судебный акт
О принятии мер по оформлению права государственной собственности на объект незавершенного строительства
Документ от 10.11.2020, опубликован на сайте 24.11.2020 под номером 90901, 2-я гражданская, о принятии мер по оформлению права государственной собственности на объект незавершенного строительства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                                      Дело № 33а-3928/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         10 ноября 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Камаловой Е.Я., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29 июня 2020 года по делу № 2а-2270/2020, по которому постановлено:

административное исковое заявление прокурора Заволжского района города Ульяновска удовлетворить.

Возложить на Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области обязанность в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда принять меры по оформлению права государственной собственности Ульяновской области на объект незавершенного строительства «Здание столовой медперсонала», расположенного по адресу: *** на земельном участке с кадастровым номером ***, путем осуществления государственной регистрации права государственной собственности Ульяновской области и включению в реестр объектов недвижимого имущества Ульяновской области.

Возложить на Министерство цифровой экономики и конкуренции
Ульяновской области обязанность в течение 90 дней после вступления решения
суда в законную силу обеспечить консервацию объекта незавершенного
строительства «Здание столовой медперсонала» расположенного по адресу: *** на земельном участке с кадастровым номером *** в соответствии с требованиями действующего законодательства, препятствующие несанкционированному доступу посторонних лиц.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я.,  пояснения представителя Министерства  цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области Трефиловой В.Э., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе  прокуратуры Ульяновской области Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным, судебная коллегия

 

установила:

 

Исполняющий обязанности прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству  цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области с требованиями:

возложить на Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области обязанность в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда принять меры по оформлению права государственной собственности Ульяновской области на объект незавершенного строительства «Здание столовой медперсонала», расположенный на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ***, путем осуществления государственной регистрации права государственной собственности Ульяновской области на недвижимое имущество и сделок с ним, а также включению в реестр объектов недвижимого имущества Ульяновской области;

возложить на Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области обязанность в течение 90 дней после вступления решения суда в законную силу обеспечить консервацию объекта незавершенного строительства «Здание столовой медперсонала», расположенного на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: *** в соответствии с требованиями действующего законодательства, препятствующие несанкционированному доступу посторонних лиц.

В обоснование требований указал, что проведенной прокуратурой района проверкой выявлены нарушения градостроительного законодательства в сфере содержания объектов незавершенного строительства. Установлено, что на территории ГУЗ «Городская клиническая больница №1» (Перинатальный центр) по адресу: ***, расположен объект незавершенного строительства - здание столовой медперсонала. Стадия строительства - возведен 2-этажный каркас здания из железобетонных плит, степень готовности 42%, количество этажей 2.

В ходе осмотра объекта установлено, что по периметру объект не имеет ограждения, в оконных проемах отсутствуют решетки, что позволяет беспрепятственно проникать на данный объект посторонним лицам. Объект незавершенного строительства поставлен на государственный
кадастровый учет 02.02.2016 и имеет кадастровый номер ***.

Рассматриваемый объект расположен на земельном участке с кадастровым номером ***, общей площадью 131 978 кв.м, который с 2014 года находится на праве постоянного (бессрочного) пользования в пользовании ГУЗ «Городская клиническая больница №1» (Перинатальный центр). Собственником земельного участка является Ульяновская область.

28.03.2016 ГУЗ «Городская клиническая больница №1» (Перинатальный
центр) направило письмо в адрес заместителя Министра экономического развития Ульяновской области - директора Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области для осуществления регистрации права государственной собственности Ульяновской области. Были направлены документы для осуществления государственной регистрации, а именно кадастровый и технический паспорт объекта незавершенного строительства «здание столовой медперсонала», но по состоянию на 25.03.2020 право государственной собственности Ульяновской области на объект незавершенного строительства «здание столовой медперсонала» не зарегистрировано, в реестре государственного имущества Ульяновской области рассматриваемый объект отсутствует.

Ссылаясь на нормы законодательства, указал, что обязанность по оформлению права государственной собственности Ульяновской области, в том числе и осуществлению его государственной регистрации и включению в реестр недвижимого имущества Ульяновской области, в отношении объекта незавершенного строительства «здание столовой медперсонала», расположенного на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ***, возложена на Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области.

Кроме того, вопреки нормам действующего законодательства, объект
строительства «здание столовой медперсонала» длительное время является незавершенным, каких-либо мер к консервации не предпринималось, до настоящего времени не решен вопрос о завершении строительства либо демонтаже железобетонных конструкций.

Указал, что необходимость принятия действенных мер по недопущению подобного  связана и с тем, что указанный объект вплотную примыкает к детскому учреждению здравоохранению. Наличие объекта незавершенного строительства, в отношении которого не приняты меры безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью детей, которые в силу своего возраста и особенностей психики могут не осознавать опасность, исходящую от указанного объекта.

Истец, заявляя  требования в интересах неопределенного круга лиц, полагал, что  бездействие со стороны органов государственной власти создает предпосылки  причинения вреда жизни и здоровью в результате падений с указанного выше объекта.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным.

Указывает, что ни застройщиком, ни техническим заказчиком строительства спорного объекта Министерство не являлось. Денежные средства на возведение указанного объекта из бюджета Ульяновской области не выделялись. Земельный участок, на котором расположен спорный объект,  находится в собственности Ульяновской области и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования   ГУЗ «Городская клиническая больница №1» (Перинатальный центр). Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области не осуществляет от имени Ульяновской области полномочий собственника по данному земельному участку. Данные функции осуществляются Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области. Просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

В заседание суда апелляционной инстанции  иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.

Согласно п.1 ст. 26.10 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации имущество, средства бюджета субъекта Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации, а также имущественные права субъекта Российской Федерации.

Как следует из п.2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться, в том числе: имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, включая нежилые помещения для размещения указанных органов и учреждений; имущество, необходимое для оказания первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Закона Ульяновской области от 06.05.2002 N 020-ЗО "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ульяновской области" управление и распоряжение государственной собственностью Ульяновской области осуществляется уполномоченными исполнительными органами государственной власти Ульяновской области по управлению и распоряжению объектами государственной собственности Ульяновской области в соответствии с действующим законодательством и в пределах полномочий, предоставленных им согласно Положению о соответствующем исполнительном органе, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области.

При этом, объекты государственной собственности Ульяновской области подлежат обязательному включению в Реестр объектов государственной собственности Ульяновской области, который ведется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области по управлению и распоряжению объектами государственной собственности Ульяновской области (ст. 32).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 N
8/125-П утверждено Положение о Министерстве цифровой экономики и
конкуренции Ульяновской области.

В соответствии с п.1.1. указанного Положения Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах развития цифровой экономики, предпринимательской, инвестиционной, инновационной деятельности и государственно-частного партнерства, а также содействия развитию конкуренции.

Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным от имени Ульяновской области осуществлять управление и распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности Ульяновской области (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Ульяновской области осуществляют иные исполнительные органы государственной власти Ульяновской области).

Если иное не установлено настоящим Положением, в компетенцию Министерства не входят полномочия по управлению и распоряжению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Ульяновской области и земельными участками, в том числе лесными участками, региональными и межмуниципальными автомобильными дорогами, участками недр и водными объектами, а также защитными сооружениями гражданской обороны.

Согласно п.п.6,7,8 п.2.12.1 Положения Министерство осуществляет учет имущества, находящегося в государственной собственности Ульяновской области, ведение реестра такого имущества и выдачу выписок из указанного реестра; принимает в государственную собственность Ульяновской области имущество, созданное или приобретенное по основаниям, установленным законодательством;  выступает от имени Ульяновской области при государственной регистрации права государственной собственности Ульяновской области на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращении права собственности на недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности Ульяновской области, в том числе на основании вступивших в законную силу судебных актов.

Из дела следует, что земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью 131 978 кв.м,  находится в собственности Ульяновской области и передан ГУЗ «Городская клиническая больница №1» на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В ходе проведенной 24.03.2020 прокуратурой Заволжского района г.Ульяновска проверки было установлено, что на указанном земельной участке располагается объект незавершенного строительства «здание столовой медперсонала», состоящий из 2-этажного каркаса здания из железобетонных плит, со степенью готовности 42%.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиком при рассмотрении дела, что объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: ***, не состоит на балансе и не принадлежит  АО «Авиастар-СП»,  не состоит на балансе ГУЗ «Городская клиническая больница №1» .

Спорный объект незавершенного строительства был поставлен на государственный кадастровый учет 02.02.2016 с присвоением кадастрового номера ***, при этом собственник (правообладатель) не указан, в реестре государственной собственности Ульяновской области он не значится.

Разрешая заявленные прокурором  требования, суд первой инстанции сделал вывод о том, что  обязанность по оформлению права государственной собственности Ульяновской области, в том числе и осуществление  государственной регистрации и включение в реестр недвижимого имущества Ульяновской области, в отношение объекта незавершенного строительства - «здание столовой медперсонала», расположенного по адресу: *** на земельном участке с кадастровым номером ***,  лежит на административном ответчике.

С выводами суда соглашается и суд апелляционной инстанции, поскольку  они достаточно мотивированы, основаны на нормах материального права, приведенных в судебном постановлении.

На основании п.1ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Объект незавершенного строительства подлежит государственному кадастровому учету, и в отношении его может быть зарегистрировано право собственности (часть 7 статьи 1, статья 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Исходя из вышеизложенных норм действующего законодательства, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью 131 978 кв.м,  находится в собственности Ульяновской области,  собственником расположенного на нем спорного объекта незавершенного строительства также является Ульяновская область.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у административного  ответчика полномочий по включению в реестр собственности Ульяновской области спорного объекта незавершенного строительства материалами дела не подтверждаются.

В соответствии с п.2.12.1 Положения Министерство осуществляет учет имущества, находящегося в государственной собственности Ульяновской области, ведение реестра такого имущества и выдачу выписок из указанного реестра; принимает в государственную собственность Ульяновской области имущество, созданное или приобретенное по основаниям, установленным законодательством;  выступает от имени Ульяновской области при государственной регистрации права государственной собственности Ульяновской области на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращении права собственности на недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности Ульяновской области, в том числе на основании вступивших в законную силу судебных актов.

Соответственно, Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области обоснованно признано судом надлежащим ответчиком по делу.

То обстоятельство, что ответчик не являлся техническом застройщиком или заказчиком спорного объекта незавершенного строительства, не свидетельствует об отсутствии у него   обязанности по консервации объекта.

Как установлено судом, данный объект по своему периметру не имеет какого-либо ограждения, в оконных проемах отсутствуют решетки, что позволяет беспрепятственно проникать на данный объект посторонним лицам.

Как следует из ст. 35 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.

Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагает на собственника  бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Учитывая, что строительство спорного объекта недвижимости прекращено более чем 20 лет, обязанность по его консервации обоснованно судом возложена на  ответчика, как орган, исполняющий функции собственника данной недвижимости.

Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29 июня 2020 года оставить без изменения,  а апелляционную жалобу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи: