Судебный акт
О взыскании недоимок
Документ от 10.11.2020, опубликован на сайте 24.11.2020 под номером 90898, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей санкций, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

                   У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Кузнецова М.С.                                                                     Дело № 33а-3777/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         10 ноября 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Камаловой Е.Я., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Ашурковой Нины Петровны на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 12 августа 2020 года по делу № 2а-2-177/2020, по которому постановлено:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области к Ашурковой Нине Петровне о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.

Взыскать с Ашурковой Нины Петровны, *** года рождения, уроженки ***, зарегистрированной по адресу: ***, ИНН *** в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области недоимку по транспортному налогу за 2016 год в сумме 8800 рублей, пени за период с 3 декабря 2019 года по 4 февраля 2020 года в сумме 118,29 рублей, всего 8918,29 рублей.

Взыскать с Ашурковой Нины Петровны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., судебная коллегия

 

установила:

 

Межрайонная ИФНС России №2 по Ульяновской области обратилась в суд с иском к Ашурковой Н.П. о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование требований  истец указал, что Ашуркова Н.П. состоит на учете в качестве налогоплательщика в Межрайонной ИФНС России № 2 по Ульяновской области и обязана уплачивать налоги. Налогоплательщик имел (имеет) в собственности следующий объект налогообложения транспортное средство «ИВЕКО СТРАЛИС», государственный регистрационный знак ***. Налоговое уведомление на уплату налога №87238987 от 27.06.2019 было направлено в адрес налогоплательщика за налоговый период 2016 года, исчисленная сумма налога составила 8800 руб. В сроки, указанные в уведомлении, налог не был оплачен. За несвоевременную уплату налога были начислены пени за период с 03.12.2019 по 15.12.2019 и с 16.12.2019 по 04.02.2020. Налоговым органом в отношении налогоплательщика было выставлено требование №11596 от 05.02.2020 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме пени, начисленной на сумму недоимки. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. 19.05.2020 мировым судьей судебного участка Тереньгульского района вынесен судебный приказ № 2а-629/2020 в отношении Ашурковой Н.П. о взыскании задолженности. 29.05.2019 вышеуказанный судебный приказ был отменен. Уточнив административные исковые требования,  истец просил взыскать с Ашурковой Н.П. задолженность по транспортному налогу за 2016 год в сумме 8800 руб., пени в сумме 118,29 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Ашуркова Н.П. не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным.

Указывает, что не являлась собственником спорного автомобиля в 2016 году. Указанный автомобиль был  ею продан 28.09.2015 по договору купли-продажи *** Новый собственник поставил транспортное средство на учет 22.07.2016, являлся его собственником до 02.10.2017. Весь 2016 год данный автомобиль ей не принадлежал. Просит решение суда отменить и принять по делу новое судебное решение, отказав в удовлетворении исковых требований.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя заявленные административным истцом требования, суд исходил из того, что у Ашурковой Н.П., как собственника автомобиля «ИВЕКО СТРАЛИС», государственный регистрационный знак ***, имеется  недоимка по транспортному налогу за 2016 год.

Судебная коллегия согласиться с выводами суда об удовлетворении заявленных требований не может, полагая, что они  сделаны с нарушением норм материального права.

Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ контрольный орган вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии с частью 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно статье 57 Конституции РФ и статье 23 Налогового кодекса РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (действовавших до 6 октября 2018 года) собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).

Согласно п.1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, до момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 года N 2015-О федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика.

Из дела следует, что Ашуркова Н.П. являлась собственником транспортного средства «ИВЕКО СТРАЛИС», государственный регистрационный знак ***. Транспортное средство было зарегистрировано за ней в период с  31.07.2012 по 28.09.2015.

28.09.2015 указанное транспортное средство было снято с учета.

В период с 23.07.2016 по 23.10.2017 транспортное средство было зарегистрировано за *** со сменой государственного регистрационного знака на *** (л.д.53).

В период с 23.10.2017  по 03.03.2018  транспортное средство было вновь зарегистрировано на Ашуркову Н.П. со сменой государственного регистрационного знака на *** (л.д.53).

Таким образом, в налоговом периоде 2016 года транспортное средство за Ашурковой Н.П. зарегистрировано не было.

Учитывая, что налоговое законодательство связывает обязанность налогоплательщика по уплате транспортного налога с наличием регистрации за ним транспортного средства, оснований для вывода о наличии у Ашурковой Н.П. обязанности по уплате транспортного налога  за налоговый период 2016 года за транспортное средство «ИВЕКО СТРАЛИС», государственный регистрационный знак ***, проданное ею и снятое с учета 28.09.2015, у суда первой инстанции не имелось.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда не может быть признано законным и обоснованным.

На основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ  оно подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области к Ашурковой Нине Петровне о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год в сумме 8800 рублей, пени за период с 3 декабря 2019 года по 4 февраля 2020 года в сумме 118,29 рублей.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 12 августа 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области к Ашурковой Нине Петровне о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2016 год в сумме 8800 рублей, пени за период с 3 декабря 2019 года по 4 февраля 2020 года в сумме 118,29 рублей отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи: