Судебный акт
О выдаче удостоверения ветерана
Документ от 27.10.2020, опубликован на сайте 16.11.2020 под номером 90861, 2-я гражданская, об установлении факта непосредственного участия в боевых действиях, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                               Дело № 33-3913/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               27 октября 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.

судей Фоминой В.А., Кинчаровой О.Е.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2201/2020 по апелляционной жалобе Габдрахманова Зуфара Мансуровича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 июля 2020 года, по которому постановлено:

в удовлетворении иска Габдрахманова Зуфара Мансуровича к УМВД России по Ульяновской области о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Габдрахманова З.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя УМВД России по Ульяновской области Барановой Т.С., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Габдрахманов З.М. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области (далее - УМВД России по Ульяновской области) о признании права на получение удостоверения ветерана боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий.

В обоснование заявленных требований указал, что в период с 1994 года он проходил службу в органах УМВД России по Ульяновской области в полку ППС при УВД Ульяновской области в должности полицейского ППС. В период с 21 апреля 2003 года по 22 августа 2003 года он находился в служебной командировке в составе Мобильного отряда МВД Российской Федерации по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на административной границе Республики Дагестан с Чеченской Республикой, принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в составе Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД РФ на территории Северо-Кавказского региона Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и выполнял служебно-боевые задачи на административной границе с Чеченской Республикой, поэтому на него распространяются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами МВД России. Учитывая, что у него отсутствует удостоверение ветерана боевых действий, он обратился с заявлением о выдаче соответствующего удостоверения в УМВД России по Ульяновской области, однако письмом от 06.06.2019 № *** ему было отказано в выдаче удостоверения в связи с отсутствием его фамилии в списках сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в проведении контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с апреля 2003 года по август 2003 года. Не согласившись с указанным отказом, он обратился в Департамент государственной службы и кадров МВД РФ, который письмом от 16.07.2019 № *** сообщил, что оснований для признания его ветераном боевых действий не имеется. 03.03.2020 № *** ему вновь отказано в признании его ветераном боевых действий на том основании, что по информации ГМАЦ МВД России и УМВД России по Ульяновской области, приказы, устанавливающие факт его непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с апреля по август 2003 года отсутствуют. Считает, отсутствие указанных приказов не опровергает факт его непосредственного участия в контртеррористических операциях.

Просил суд установить факт его непосредственного участия в боевых действиях в период с 21 апреля 2003 года по 22 августа 2003 года в составе Мобильного отряда МВД Российской Федерации по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на административной границе Республики Дагестан с Чеченской Республикой, в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в составе Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД РФ на территории Северо-Кавказского региона Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, признать за ним право на получение удостоверения ветерана боевых действий, признать незаконным отказ УМВД России по Ульяновской области в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, возложить на УМВД России по Ульяновской области обязанность по выдаче истцу удостоверения ветерана боевых действий.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.  

В апелляционной жалобе Габдрахманов З.М. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования.

В обоснование жалобы, ссылаясь на то, что им было представлено по делу достаточно доказательств, подтверждающих его участие в боевых действиях в указанные периоды, в том числе показания свидетелей П*** В.Н., Ш*** С.В., Р*** А.П., Б*** Д.З., Ш*** С.В., табель учета рабочего времени на основании графика боевых дежурств, считает, что у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований. Считает, что судом не дана надлежащая оценка такому факту, как награждение его знаком «За службу на Кавказе», являющегося ведомственной наградой, учрежденной Северо-Кавказским военным округом, которым награждались военнослужащие, проявившие себя усердно в процессе службы, привлекавшиеся к участию в какой-либо контртеррористической операции по региону «Кавказ». В обоснование доводов жалобы ссылается на положения Федерального закона от 25.07.1998 №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», а так же подзаконные нормативные акты, действовавшие в 2003 году.

В возражении на апелляционную жалобу УМВД России по Ульяновской области просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 3 данного Закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»).

В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Пунктом 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 № 763, предусмотрено, что выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в абзаце 2 пункта 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2011 года № 24-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» в связи с запросом Казбековского районного суда Республики Дагестан», для наделения гражданина статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два условия: 1) принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и 2) участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (включая выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с августа 1999 года). При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» предусмотрено, что периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона «О ветеранах» Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 года № 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).

Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Из приведенных нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом соблюдения определенной процедуры, связанной, в том числе с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.

Приказом Министерства внутренних дел России от 7 мая 2004 года № 282 утверждена Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Согласно п. 3.1 указанной Инструкции к подтверждающим документам относятся:

для сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, - выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации», устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона.

Таким образом, для получения удостоверения ветерана боевых действий, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки, необходимо установление факта непосредственного участия заявителя в выполнении указанных задач, или документы, подтверждающие участие заявителя в боевых действиях на территории соответствующей страны и в соответствующий период.

Как следует из материалов дела, Габдрахманов З.М. с 1994 года проходил службу в органах УМВД России по Ульяновской области в полку ППС при УВД Ульяновской области в должности полицейского ППС.

В период прохождения службы в органах МВД России с 21 апреля 2003 года по 22 августа 2003 года он находился в служебной командировке в Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, принимал участие в мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в составе Временной оперативной группировки органов и подразделений МВД РФ на территории Северо-Кавказского региона Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и выполнял служебно-боевые задачи на административной границе с Чеченской Республикой, что подтверждается справками от 21.08.2003 № *** и № ***, выданными командиром Мобиотряда МВД РФ в Республике Дагестан.

Истец Габдрахманов З.М. в 2019-2020г.г. неоднократно обращался в УМВД России по Ульяновской области, МВД РФ для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий.

Согласно ответам УМВД России по Ульяновской области от 06.06.2019 №***, Департамента государственной службы и кадров МВД России от 16.07.2019 № *** и от 03.03.2020 № *** Габдрахманову З.М. отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, поскольку отсутствуют приказы, подтверждающие участие в конттеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с апреля 2003 года по август 2003 года.

Не согласившись с данными отказами, Габдрахманов З.М. обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Габдрахманова З.М. суд первой инстанции исходил из недоказанности факта непосредственного участия истца в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона с 1994 года.

Совокупность представленных истцом доказательств обоснованно не признана судом достаточной для подтверждения доводов истца и удовлетворения заявленного им иска.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с таким выводом суда.

В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Из содержания вышеприведенных нормативных актов следует, что непосредственное участие военнослужащих в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года, может быть подтверждено только определенными средствами доказывания, к которым отнесены выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, документы о полученных в связи с этим ранении, контузии или увечье, либо реализованный наградной материал.

Судебная коллегия считает верным вывод суда, что в представленных истцом документах не содержится конкретных сведений о привлечении его к непосредственному участию в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, следовательно, данные документы не соответствуют требованиям пункта 3.1 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел России от 7 мая 2004 года № 282.

Сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период, начиная с 1 августа 1999 года в составе Объединенной группировки войск (сил), направленной для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, без его участия в проведении каких-либо контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не может являться основанием для установления факта участия в боевых действиях, выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий. Наличие оснований для выдачи удостоверения «Ветеран боевых действий» должно подтверждаться приказами командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба или (с 1999 по 2000 годы) руководителем Временной оперативной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

В материалах дела не содержится конкретных сведений об участии истца в боевых действиях.

Доводы истца в апелляционной жалобе о том, что факт участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона может подтверждаться и иными доказательствами, помимо выписок из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, что представленные им письменные доказательства в совокупности подтверждают факт его непосредственного участия в выполнении указанных задач на территории Северо-Кавказского региона в вышеназванный период, не могут повлечь отмены обжалуемого решения, поскольку направлены на иную оценку исследованных судом доказательств, однако не опровергают изложенного выше вывода суда об отсутствии документов, предусмотренных Приказом Министерства внутренних дел России от 7 мая 2004 года № 282.

Вопреки доводам жалобы надлежащих и достаточных в своей совокупности доказательств для подтверждения факта непосредственного участия истца в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона в период прохождения им службы в органах МВД РФ с 21 апреля 2003 года по 22 августа 2003 года не представлено, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения иска.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, к субъективному толкованию норм материального права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 июля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Габдрахманова Зуфара Мансуровича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи: