Судебный акт
Обеспечение продуктовами наборами
Документ от 10.11.2020, опубликован на сайте 17.11.2020 под номером 90850, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить детей-инвалидов, имеющих статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, продуктовыми наборами или выплату им денежной компенсации, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Связанные судебные акты:

Об обеспечении питанием детей с ограниченными возможностями

Документ от 31.08.2021, опубликован на сайте 15.09.2021 под номером 95449, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить детей-инвалидов, имеющих статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, продуктовыми наборами или выплату им денежной компенсации, решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Мельникова О.В.                                                                    Дело № 33а-3841/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                            10 ноября 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Камаловой Е.Я.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального  образования «Сурский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 22 июля 2020 года по делу № 2а-2-114/2020, по которому постановлено:

административное исковое заявление прокурора  Сурского   района Ульяновской области    удовлетворить.

Возложить на муниципальное  учреждение  администрация  муниципального  образования «Сурский  район» Ульяновской области  обязанность организовать  обеспечение детей-инвалидов, имеющих статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, продуктовыми наборами или выплату им денежной компенсации.

Обязать Управление образования муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области обеспечивать детей-инвалидов, имеющих статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, продуктовыми наборами или выплачивать им денежную компенсацию.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  пояснения  представителей   администрации  муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области Волхониной Т.Н.  и Бирюковой С.Л., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  прокурора Данилова Е.В. и представителя  Министерства просвещения и воспитания  Ульяновской области – Назыровой А.М.,  полагавших  решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

прокурор Сурского района Ульяновской области  обратился в суд  в  интересах неопределенного  круга  лиц к администрации муниципального  образования  «Сурский район» Ульяновской области,  Управлению  образования  администрации  муниципального  образования  «Сурский  район» Ульяновской области,  Министерству  образования и науки  Ульяновской  области о  возложении обязанности обеспечить  детей-инвалидов,  имеющих  статус ребенок  с  ограниченными возможностями здоровья,  обучающихся на  дому,  продуктовыми  наборами или  выплату  им  денежной  компенсации.

В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения действующего законодательства об образовании, выявлены  нарушения прав  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а именно:  23 ребенка  в 2019 - 2020 учебном году продуктовыми наборами не обеспечивались, денежную компенсацию не получали.

Судом к участию в деле в качестве соответчика  привлечено Министерство образования и науки Ульяновской области, в качестве третьих  лиц МОУ ОШ                   с. Архангельское,  МОУ СШ с. Астрадамовка им. Героя  Советского  Союза  братьев  Паничкиных,  МОУ ОШ с. Барышская  Слобода, МОУ СШ с. Выползово,   МОУ СШ с. Ждамирово,  МОУ СШ  с. Кезьмино,  МОУ  СШ с. Кирзять,   МОУ НШ с. Княжуха,   МОУ СШ  с. Лава,  МОУ  СШ  р.п. Сурское,  МОУ СШ с. Сара им. Героя  Советского  Союза генерала  Г.А. Белова,  МОУ  СШ с. Хмелевка,   МОУ  Чеботаевская СШ                 им.  Героя  Советского Союза Макарычева М.И.,  МОУ НШ с.  Черненово.

Просил обязать администрацию МО  «Сурский район» организовать обеспечение детей-инвалидов, имеющих статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, продуктовыми наборами или выплату им денежной компенсации; обязать Управление образования администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области обеспечивать детей-инвалидов, имеющих статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, продуктовыми наборами или выплачивать им денежную компенсацию.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Сурский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, принятым с неправильным применением норм материального и процессуального права. Просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.

В обосновании жалобы указывает, что обеспечение питанием обучающихся является мерой социальной поддержки, однако обязанность по обеспечению мерами социальной поддержки, возложенной на органы местного самоуправления Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» не установлена, а относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Полагает, что к обязанностям образовательной организации относится лишь создание условий для организации питания, а финансовое обеспечение горячим двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Указывает, что из резолютивной части решения не представляется возможным определить какие конкретно действия должна совершить администрация, чтобы его исполнить.

Полагает, что  у истца отсутствовало право на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, поскольку круг лиц в защиту интересов которых подан иск определен.

В заседание суда апелляционной инстанции  кроме  представителей   администрации  муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области, прокурора, представителя  Министерства просвещения и воспитания  Ульяновской области  другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к  следующему.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закона) реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.

Пунктами 1 и 2 части 2 статьи 34 данного Закона предусмотрено, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки: полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Частью 7 статьи 79 указанного Закона установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем; иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Статьей 37 этого же Закона регламентировано, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Статья 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании» устанавливает особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона  от 29.12.2012                      273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под обучающимся с ограниченными возможностями понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Согласно п.6 ст.5 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Частями 1 и 2 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися, под которыми понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Учитывая, что порядок обеспечения питанием детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, законодательно не был урегулирован, Минобрнауки России в своем письме «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому» от 14.01.2016 № 07-81  разъяснил, что указанная категория обучающихся должна обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.

Разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора к администрации МО «Сурский район» Ульяновской области, суд первой инстанции исходил из того, что  на территории Сурского района  проживают   несовершеннолетние, имеющие статус ребенок-инвалид с ограниченными  возможностями здоровья, которые  в  2019 году и истекшем периоде 2020 года  продуктовыми наборами не обеспечивались, денежную компенсацию не получали.

Проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего рассматриваемые правоотношения, дав оценку установленным по делу обстоятельствам, районный суд пришел к правильному  выводу о том, что возложение обязанности по обеспечению питанием обучающихся ставится в зависимость от того, за счет бюджетных ассигнований какого из бюджетов – субъекта  Российской Федерации  или муниципального  образования – осуществляется финансирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение питанием обучающихся является мерой социальной поддержки и  является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании закона.

 

Учитывая, что на территории муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области имеются  обучающиеся за счет бюджетных ассигнований местного бюджета, обеспечение детей - инвалидов, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, сухим пайком или компенсацией за питание в денежном эквиваленте должно осуществляться  муниципальным образованием «Сурский район» в лице администрации муниципального образования.

Утверждение  14.07.2020 администрацией МО «Сурский район» Ульяновской области  Порядка предоставления денежной компенсации расходов на питание детей, имеющих статус обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья в муниципальных общеобразовательных организацией МО «Сурский район» Ульяновской области, получающих образование на дому, не может повлечь отмену решения  суда в данной части, поскольку не свидетельствует об организации в целом обеспечения питанием (продуктовыми наборами) либо компенсацией детей-инвалидов, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому.

Ссылка в  апелляционной жалобе  на отсутствие у прокурора  права  на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку имелась возможность определить точное количество несовершеннолетних, является несостоятельным, поскольку количество обучающихся, как и их родителей, может изменяться, в связи с чем точно определить круг лиц, в чьих интересах прокурором заявлены требования, не представляется возможным.

Возлагая на Управление образования МО «Сурский  район» Ульяновской области  обеспечивать детей - инвалидов, имеющих статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, продуктовыми наборами или  выплачивать им денежную компенсацию судом не учтено, что   организация питания обучающихся в силу ч.1 ст. 37 Федерального   закона  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

С учетом того, что Порядок  предоставления  продуктовыми наборами детей, имеющих статус обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья в муниципальных общеобразовательных организацией МО «Сурский район» Ульяновской области, получающих образование на дому, на момент рассмотрения дела районным судом   не  был принят, оснований для их удовлетворения не имелось.

При таких обстоятельствах, в соответствии с п.4 п.4 ч.2 ст.310 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации  решение  в части удовлетворения требований  к Управлению образования муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области подлежит отмене, с принятием  в этой части  решения об отказе в удовлетворении иска.

Согласно п.1 ч.6 ст.180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении административного иска полностью или в части либо об отказе в удовлетворении административного иска.

Разрешая требования,  суд первой инстанции   пришел к выводу о том, что Министерство образования и науки Ульяновской области (в настоящее время Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области) не является надлежащим ответчиком по делу. Однако не указал об этом в резолютивной части решения.  В связи с чем, следует дополнить решение указанием на отказ  в удовлетворении исковых требований прокурора  Сурского района Ульяновской области к Министерству образования и науки Ульяновской области (Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области).

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 22 июля 2020 года в части возложения обязанности на  Управление образования муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области обеспечивать детей-инвалидов, имеющих статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, продуктовыми наборами или выплачивать им денежную компенсацию отменить.

Принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Дополнить решение указанием на отказ  в удовлетворении исковых требований прокурора  Сурского района Ульяновской области к Министерству образования и науки Ульяновской области (Министерству просвещения и воспитания Ульяновской области).

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи: