У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Головня О.В.
Дело № 33а-3780/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
27
октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Камаловой Е.Я.,
судей Смирновой Ю.В.,
Васильевой Е.В.,
при секретаре Каминской Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Набиева Элчина Алекбер оглы
на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 25 июня 2020
года, по делу № 2а-2702/2020, по которому постановлено:
в удовлетворении административных исковых требований
Набиева Элчина Алекбер оглы
к Министерству юстиции Российской Федерации
о признании распоряжения Министерства
Юстиции Российской Федерации от
14.12.2016 г. № 8329-рн «О
нежелательности пребывания (проживания)
в Российской Федерации иностранного
гражданина или лица без
гражданства, подлежащего
освобождению из мест лишения
свободы» незаконным - отказать.
Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., судебная коллегия
установила:
Набиев Э.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к
Министерству юстиции Российской
Федерации о признании распоряжения о
нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации
иностранного гражданина или
лица без гражданства, подлежащего освобождению
из мест лишения свободы, незаконным. Административное исковое заявление
мотивировано тем, что административный истец Набиев Э.А., *** года рождения, с 2000 года
проживает на территории
Российской Федерации, прибыл из Республики *** 09.03.2010 он был осужден
Засвияжским районным судом г.Ульяновска
по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 11
годам лишения свободы. В
настоящее время отбывает наказание в
ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской
области. На территории РФ проживают
его близкие родственники, а именно
мать, сестры, которые
являются гражданами РФ. Кроме
того, за время проживания на территории
РФ у него родилась дочь ***
года рождения, с матерью
которой ***, гражданкой РФ, состоит в
гражданском браке. Гражданская супруга и
дочь постоянно посещают его в ФКУ
ИК-10 УФСИН России по Ульяновской
области. Кроме того, в настоящее время он намерен зарегистрировать брак
со своей гражданской женой и
матерью своей дочери. Распоряжение
Министерства юстиции РФ
противоречит Конституции РФ и международным нормам:
в случае если административный
истец покинет РФ, он не сможет оказывать
помощь своей престарелой матери, о
которой он обязан заботиться, не сможет воспитывать своего ребенка. О том, что
в отношении него Министерством юстиции
РФ было вынесено
распоряжение о нежелательности пребывания
на территории РФ, он узнал лишь 31.03.2020 из текста
врученной ему копии административного иска
об установлении в отношении
него административного надзора.
Ранее о вынесении указанного
распоряжения ему известно ничего
не было, оно ему не вручалось, в связи с чем
у него отсутствовала возможность
его обжаловать. Считает, что
последствия распоряжения о
нежелательности его пребывания на территории
РФ несоизмеримы с тяжестью
совершенного им
преступления. Он уже понес за это наказание, не представляет никакой опасности для общества, до осуждения ему было выдано разрешение на временное проживание на территории РФ в установленном порядке, занимался
предпринимательской деятельностью в
сфере продажи предметов одежды, являлся
членом Ульяновской азербайджанской общественной
организации «Низами», оказывал
материальную помощь детским домам. Распоряжение о нежелательности
пребывания на территории РФ
вынесено без учета его семейного
положения, чем нарушает его права. Просил
признать распоряжение Министерства юстиции Российской
Федерации № 8329-рн от 14.12.2016 о нежелательности его пребывания на территории
Российской Федерации незаконным и
восстановить срок для подачи
данного административного искового заявления.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Набиев Э.А. не соглашается с решением
суда, считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм
материального и процессуального права,
без учета обстоятельств имеющих значение для дела.
В обоснование доводов жалобы ссылается на доводы,
аналогичные указанным в суде первой инстанции. Не соглашается с выводом суда о
пропуске срока для обжалования оспариваемого постановления. Ссылается на
ходатайство о восстановлении указанного срока, пропущенного по уважительным
причинам, которому суд не дал никакой
оценки. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об
удовлетворении административных исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу заинтересованное лицо Управление
Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области просит решение
суда оставить без изменения.
В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в
деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим
образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие
неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к выводу
об отсутствии оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации
иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации
правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме
случаев, установленных федеральным законом или международным договором
Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены
федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.
3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 27 Федерального закона от 15 августа 1996
года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в
Российскую Федерацию" (далее- Закона) въезд в Российскую Федерацию
иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если
иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную
судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской
Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с
федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Закона в отношении
иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на
территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в
Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание)
иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в
Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или
безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения,
в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных
интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания
(проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в
Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7
апреля 2003 года N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о
нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без
гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной
власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания
(проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской
Федерации" утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти,
уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания)
иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, в
который до 01.01.2020 входило Министерство юстиции РФ.
Таким образом, принятие решения о нежелательности пребывания
(проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской
Федерации осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за
совершение умышленных преступлений на момент принятия оспариваемого распоряжения входило в компетенцию
Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица
могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий
(бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации,
наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями,
должностного лица, государственного служащего (далее - орган, организация,
лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если
полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы,
созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных
интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что
Набиев Элчин Алекбер оглы, *** года рождения, уроженец ***, является гражданином ***.
Приговором Засвияжского
районного суда г. Ульяновска от 09.03.2010 Набиев Э.А. был осужден по ч.1 ст.105 УК РФ к 11
годам лишения свободы, с
отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Кассационным определением
Ульяновского областного суда от 21.04.2010
приговор Засвияжского
районного суда г.Ульяновска от 09.03.2010 в отношении Набиева Э.А.
был оставлен без изменения,
а кассационная жалоба
осужденного и его защитника – без удовлетворения.
С 03.10.2010 и на
момент рассмотрения дела истец отбывал наказание в ФКУ
ИК -10 УФСИН России по
Ульяновской области.
16.03.2016 Набиев
Э.А. был опрошен инспектором ОСУ ФКУ
ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области Грачевой
Ю.В. в связи с рассмотрением вопроса о нежелательности пребывания
(проживания) в РФ после освобождения. Набиев Э.А. указал, что после освобождения из мест лишения свободы намерен остаться для дальнейшего проживания
на территории РФ, в чем
собственноручно расписался.
17.03.2016 начальником ФКУ
ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области было вынесено
заключение о необходимости принятия
решения о нежелательности пребывания
(проживания) в РФ
иностранного гражданина или лица
без гражданства, подлежащего
освобождению из мест лишения
свободы в отношении Набиева Э.А., *** года рождения.
19.09.2016 в
Министерство юстиции Российской
Федерации заместителем директора ФСИН
России было направлено
представление о необходимости принятия решения
о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного
гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению
из мест лишения свободы в отношении
Набиева Э.А., *** года рождения.
Распоряжением
Министерства юстиции Российской
Федерации от 14.12.2016 № 8329-рн «О
нежелательности пребывания (проживания)
в Российской Федерации иностранного
гражданина или лица без
гражданства, подлежащего
освобождению из мест лишения
свободы» признано нежелательным
пребывание (проживание) в Российской Федерации
Набиева Эльчина Алекбер оглы, гражданина *** Республики.
Как следует из акта, составленного начальником
отдела специального учета ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области майором
внутренней службы ***.,
06.02.2017 в 16 час. 05
минут в помещении дежурной
части ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области в присутствии начальника отряда воспитательной работы
с осужденными ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области
***, и начальника отряда
отдела воспитательной работы
с осужденными ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области ***., осужденный Набиев
Э.А., *** года рождения, в категорической форме
отказался от ознакомления с распоряжением Министерства юстиции
РФ № 8329-рн от 14.12.2016 о нежелательности пребывания
(проживания) в Российской
Федерации иностранного гражданина
или лица без гражданства,
подлежащего освобождению из мест лишения свободы.
В суд с
административным иском об оспаривании распоряжения Набиев Э.А. обратился более, чем через 4 года
после ознакомления с распоряжением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Набиевым Э.А.
требований, суд исходил из того, что административным истцом пропущен
установленный процессуальным законом трехмесячный срок для обращения в суд за
защитой нарушенных прав, при этом им не представлено доказательств наличия
уважительных причин для восстановления пропущенного срока.
С выводами суда соглашается и суд апелляционной инстанции,
поскольку они достаточно мотивированы, основаны на нормах процессуального
права, приведенных в судебном постановлении.
Согласно содержанию части 1
статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий
(бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение
трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о
нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока
обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном
заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также
невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине)
срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении
административного иска (части 1, 5, 8).
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд
возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11
статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации).
Приведенным правовым нормам корреспондирует положение части 5
статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, согласно которому в случае отказа в удовлетворении административного
иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и
невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим Кодексом
случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на
установление судом данных обстоятельств.
Поскольку о вынесении
оспариваемого распоряжения Министерства
юстиции Российской Федерации от
14.12.2016 № 8329-рн «О нежелательности пребывания
(проживания) в Российской Федерации
иностранного гражданина или лица
без гражданства, подлежащего освобождению
из мест лишения свободы» Набиеву Э.А. было известно 06.02.2017, срок на обжалование распоряжения
Министерства юстиции Российской Федерации N
8329-рн от 14.12.2016 истек 6 мая
2017 года.
Однако с настоящим административным иском административный
истец обратился в суд лишь 6 июня 2020
года, пропустив установленный ч.1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок обращения в
суд.
Административным истцом каких-либо обстоятельств, объективно
исключающих возможность подачи административного иска в суд в установленный
срок, не приведено, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для
восстановления процессуального срока обращения в суд, учитывая оспаривание
решения по истечении значительного временного периода. Пропуск указанного срока
является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении
административного иска.
Доводы
административного истца о том, что ему не было известно о принятом в
отношении решении о нежелательности пребывания в РФ до марта 2020 года, проверялись судом первой инстанции и своего
подтверждения не нашли.
Как следует из дела, перед
принятием решения о нежелательности пребывания Набиев Э.А.
был опрошен. Опросный лист содержит его ответы. В том числе, в связи с
рассмотрением вопроса о нежелательности пребывания в РФ после освобождения, он
указал, что желает заявить о намерении
после освобождения из мест лишения свободы остаться для дальнейшего проживания
на территории РФ. Правильность записанных сведений он подтвердил своей подписью
16.03.2016 (л.д.49).
Соответственно, административному истцу еще в марте 2016 года было известно о том, что в
отношении него рассматривается вопрос о
нежелательности его пребывания в РФ.
Учитывая, что уважительных причин пропуска срока на
обращение в суд не установлено, судебная
коллегия приходит к выводу о правильности выводов суда первой инстанции об
отказе административному истцу в удовлетворении заявленных требований в связи с
пропуском срока обращения в суд.
Принятое по делу решение является правильным, нормы
материального и процессуального права применены судом верно.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 25 июня
2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Набиева Элчина
Алекбер оглы – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи: