Судебный акт
Наследование по закону
Документ от 07.08.2007, опубликован на сайте 21.09.2007 под номером 9073, 2-я гражданская, о признании права собственности в порядке наследования, Оставлено без изменения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2007 г.                                              Судья Ибрагимова Е.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

07 августа 2007 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Жаднова Ю.М.

судей                                 Шлотгауэр Л.Л. и Булгакова Г.М.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Б*** Н.В. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 июня 2007 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований к Администрации             г. Ульяновска, Комитету по управлению городским имуществом            г. Ульяновска о признании права собственности в порядке наследования на жилое помещение Б*** Н*** В*** отказать.

Заслушав доклад судьи Шлотгауэр Л.Л., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Б*** Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации (мэрии) г. Ульяновска  и Комитету по управлению городским имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке наследования.

В обоснование своих требований указала, что ***01.2007 умерла ее сестра Ж***Л.И., после которой остались приватизированные ею две комнаты в коммунальной квартире ***в г. Ульяновске. Других наследников кроме нее не имеется. Однако нотариус отказал в выдаче свидетельства о праве на наследство, ссылаясь на отсутствие доказательств факта родственных отношений.

Она и наследодатель являются близкими родственниками по линии отца. Ее отец Ж*** В.Я., 1988 года рождения, является двоюродным братом Ж*** И***.***, ***(отца Ж*** Л.И.), следовательно, она и наследодатель являются троюродными сестрами.

С Ж*** Л.И. они поддерживали близкие родственные отношения. Начиная с 2001 года Ж*** Л.И. тяжело болела, и она ухаживала за ней в больнице и в ее квартире. После выписки из больницы Ж*** Л.И. проживала с ней и находилась на ее иждивении. Свое намерение подарить ей квартиру Ж*** Л.И. не успела реализовать в связи со смертью. Она организовала похороны Ж***Л.И. и несла в связи с этим все расходы. Она же несет расходы по содержанию квартиры умершей.

Поскольку она вступила во владение и управление наследственным имуществом, приняла меры по сохранению наследственного имущества, т.е. фактически приняла наследство после смерти сестры Ж***Л.И., просила признать за ней право собственности в порядке наследования на комнаты ***в квартире ***г. Ульяновска. 

Суд привлек к участию в деле в качестве 3-х лиц Управление Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Б*** Н.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и удовлетворить заявленные ею исковые требования. При этом указывает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд не принял во внимание, что она являлась членом семьи умершей Ж*** Л.И., которая проживала с ней до дня смерти и находилась на ее иждивении. Они вели совместное хозяйство, что в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ является основанием для признания ее членом семьи собственника и наследником. Она несет все расходы по содержанию квартиры, погасила долги наследодателя, получила полагающиеся ей платежи. Она фактически проживает в наследственной квартире и принимает меры к ее сохранению. Обстоятельствам, свидетельствующим о фактическом принятии ею наследства, суд в своем решении не дал никакой правовой оценки.

Суд неправильно истолковал нормы материального права и необоснованно пришел к выводу о том, что троюродные сестры не являются наследниками по закону. Троюродные сестры являются наследниками третьей степени родства, и закон не содержит ограничений по призванию их к наследованию. Суд также не принял во внимание показания свидетелей и доказательства, подтверждающие ее родственные отношения с наследодателем. Судом не учтено и то обстоятельство, что у наследодателя, кроме нее, не имеется других родственников и наследников. Она имеет на иждивении двоих несовершеннолетних внуков, у которых нет родителей. Суд допустил нарушение норм процессуального законодательства, не оказав ей содействия в сборе доказательств.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения истицы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как видно из материалов дела, Ж***Л.И. ***10.2006 обратилась в комитет по управлению имуществом г. Ульяновска с заявлением о приватизации занимаемых ею по договору социального найма двух комнат в коммунальной квартире ***в г. Ульяновске. Договор передачи жилой площади в ее собственность был подписан Ж*** Л.И. ***12.2006.

***01.2007 Ж***Л.И. умерла, не оставив после себя завещания.

Статьей 1111 ГК РФ установлено, что наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что Б*** Н.В. является троюродной сестрой умершей Ж*** Л.И. – дочерью ее двоюродного дяди Ж*** В.Я.

Однако, поскольку троюродные сестры не входят в круг наследников по закону, предусмотренных статьями 1142-1145 и 1148 ГК РФ, и Б*** Н.В. не является наследницей после смерти Ж***Л.И., суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Б*** Н.В. иска о признании за ней права собственности на наследственное жилое помещение.

Доводы, приведенные истицей в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Так, не может быть принят во внимание довод истицы о том, что, являясь троюродной сестрой наследодателя, она является наследницей третьей степени родства.

Возможные наследники по закону исчерпывающе перечислены в приведенных выше нормах Гражданского кодекса РФ.

В частности, статьей 1145 ГК РФ определяются наследники четвертой, пятой, шестой, седьмой очередей, которыми являются родственники наследодателя соответственно третьей, четвертой и пятой степеней родства (наследники седьмой очереди родственниками не являются).

Часть 2 пункта 1 названной статьи уточняет понятие степени родства - она определяется количеством рождений, отделяющих родственников друг от друга, не считая рождения наследодателя.

Таким образом, к четвертой очереди наследников относятся родственники третьей степени родства - прадедушки и прабабушки; к пятой очереди - родственники четвертой степени родства - двоюродные внуки и внучки (дети родных племянников и племянниц наследодателя), двоюродные дедушки и бабушки (родные братья и сестры дедушек и бабушек наследодателя); к шестой очереди - родственники пятой степени родства - двоюродные правнуки и правнучки (дети двоюродных внуков и внучек), двоюродные дяди и тети (дети двоюродных дедушек и бабушек наследодателя).

К наследникам седьмой очереди относятся лица, не являющиеся кровными родственниками наследодателя, - пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя. Они призываются к наследованию при отсутствии наследников всех предыдущих шести очередей.

К восьмой очереди наследников статья 1148 ГК РФ относит нетрудоспособных иждивенцев наследодателя.

Таким образом, все возможные наследники по закону перечислены в приведенных нормах. Следовательно, другие лица наследниками быть не могут. В частности, это относится к троюродным братьям и сестрам наследодателя - их отделяет пять рождений, не считая рождение наследодателя, т.е. они родственники шестой степени родства.

Наследником по закону шестой очереди после смерти Ж*** Л.И. был бы ее двоюродный дядя Ж***В.Я. – отец Б*** Н.В.

Однако наследование по праву представления для наследников шестой очереди нормами гражданского законодательства не установлено. При таких обстоятельствах, поскольку отец Б***Н.В. Ж*** В.Я. умер до открытия наследства после смерти Ж***Л.И., истица к наследованию не призывается.

Ссылку Б*** Н.В. в кассационной жалобе на то, что она является наследником в связи с тем, что наследодатель Ж*** Л.И. находилась на ее иждивении, судебная коллегия находит несостоятельной и основанной на неправильном толковании закона.

В силу ст. 1148 ГК РФ наследниками являются лишь нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, а не те лица, у которых наследодатель сам находился на иждивении.

Признание лица членом семьи собственника жилого помещения по нормам Жилищного кодекса РФ не влечет за собой обязательное признание его наследником по нормам Гражданского кодекса РФ, поэтому ссылка истицы в кассационной жалобе на ст. 31 ЖК РФ является неуместной.

Другие доводы, приведенные в кассационной жалобе, правового значения для разрешения спора не имеют и на правильность принятого судом решения не влияют.

В силу изложенного, решение суда соответствует требованиям закона и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 июня 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Б*** Н.В. – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: