Судебный акт
О включении квартир в целевую программу
Документ от 20.10.2020, опубликован на сайте 09.11.2020 под номером 90690, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия Министерства строительства архитектуры УО по не принятию мер по расселению жилого дома по адресу ул. Брестская, 78Б, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Мочалова О.И.                                                                        Дело № 33а-3570/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                           20 октября 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Васильевой Е.В.,

судей Камаловой Е.В., Логинова Д.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 9 июля 2020 по делу №2а-2056/2020, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах граждан, проживающих в доме №*** по улице *** в городе ***, к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по не рассмотрению обращения администрации города Ульяновска от 25.11.2019 о включении квартир №№*** дома №*** по улице *** в реестр аварийного жилищного фонда и в областную Программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012, в 2018-2029 годах», утвержденную Постановлением Правительства от 21.11.2017 №573-П.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области в течение 10-ти дней после вступления в законную силу решения суда рассмотреть обращение администрации города Ульяновска от 25.11.2019 о включении квартир №№*** дома №*** по улице *** в реестр аварийного жилищного фонда и в областную Программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012, в 2018-2029 годах», утвержденную Постановлением Правительства от 21.11.2017 №573-П.

Заслушав доклад председательствующего, пояснения прокурора     Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, заинтересованных лиц Лукина А.П., Лукиной Н.В., Кудряшовой Л.И., не согласившихся с апелляционной жалобой, судебная коллегия

установила :

 

прокурор Заволжского района города Ульяновска обратился в суд в интересах муниципального образования «город Ульяновск» с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика по нерассмотрению обращения администрации города Ульяновска от 25.11.2019 о включении квартир №№*** в доме №*** по *** в реестр аварийного жилищного фонда с последующим включением в областную адресную Программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018-2029 годах», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 №573-П, и обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области в течение 10-ти дней после вступления в законную силу решения суда принять меры по рассмотрению указанного обращения администрации города Ульяновска.

Требования обоснованы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения жилищного законодательства при расселении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.***, ул.***. На основании заключений Межведомственной комиссии расположенные в данном доме квартиры №№ *** признаны непригодными для проживания согласно пункту 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.

В данном многоквартирном доме в настоящее время проживает 14 человек: в квартире №*** человека (семья Казянинных), в квартире №*** человека (семья Лукиных), в квартире №*** человек (семья Игнатовых), в квартире №*** человек (семья Кудряшовых).

25.11.2019 в адрес Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области администрацией города Ульяновска было направлено обращение о включении указанных квартир в реестр аварийного жилищного фонда с включением в областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018-2029 годах», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 №573-П. Письмом административного ответчика от 29.01.2020 отказано во включении в региональную Программу переселения граждан из аварийного жилья дома №***, поскольку непригодными для проживания признаны только жилые помещения в доме. Согласно техническому паспорту от 16.09.2009, подготовленному ОГУП БТИ, жилые помещения дома *** являются пристроем к зданию пожарного депо и строение не является многоквартирным жилым домом.

Ввиду того, что жилые помещения дома №*** признаны непригодными для проживания и являются конструктивными элементами здания по ул.***, они подлежат включению в областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018 - 2029 годах».

Поскольку обращение о рассмотрении вопроса по включению многоквартирного дома в адресную программу не рассмотрено в установленном законом порядке, административный истец просил удовлетворить заявленные требования.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования «город Ульяновск», Казянин С.А., Лукин А.П.,     Лукина Н.В., Игнатова В.А., Игнатов Д.А., Кудряшова Л.И.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Указывает, что переселение жильцов из помещений, признанных непригодными для проживания, относится к компетенции муниципального образования «город Ульяновск».

В постановлении администрации города Ульяновска от 08.07.2019 №1411 о признании квартир №№ *** города *** непригодными для проживания отсутствует указание о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения физических лиц.

Не соглашается с выводом суда о необходимости принятия административным ответчиком комиссионного решения о включении (отказе во включении) в областную адресную программу переселения граждан из аварийного жилья, поскольку для таких действий отсутствует нормативно-правовая база.

Основания для включения вышеуказанных квартир в реестр аварийного жилищного фонда с последующим включением в областную адресную программу переселения отсутствовали, поскольку жилые помещения дома №*** являются пристроем к зданию пожарного депо, то есть строение не является многоквартирным жилым домом.

В заседание суда апелляционной инстанции явились представитель административного истца прокурор Холодилина Ю.О. и заинтересованные лица Лукин А.П., Лукина Н.В., Кудряшова Л.И. Другие участники процесса в суд не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права при разрешении спора судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом при рассмотрении дела такие нарушения допущены.

Выводы суда о бездействии Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по рассмотрению обращения администрации, а также о наличии у административного ответчика обязанности по рассмотрению такого обращения комиссией основаны на ошибочном толковании закона, регулирующего спорные правоотношения и на ненадлежаще установленных обстоятельствах, имеющих значение для административного дела.

Как следует из материалов дела, заключениями Межведомственной комиссии от 06.03.2019 №18, от 26.09.2019 №57, постановлениями главы города Ульяновска от 08.07.2019 №1411, от 15.11.2019 №2295, №2294 жилые помещения №№***, дома №*** в Заволжском районе города *** признаны непригодными для проживания согласно п.33 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, с последующим переводом их в нежилые.

В адрес Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области начальником Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска 25.11.2019 были направлены сведения о признании многоквартирных домов в г.Ульяновске аварийными, подлежащими сносу для включения домов в реестр аварийного жилого фонда и последующего включения в областную программу по переселению граждан из аварийного жилья: в том числе, сведения о признании квартир №№ *** в доме №*** по ул.****** г.Ульяновска непригодными для проживания.

В ответе Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 29.01.2020 на данное письмо администрации города Ульяновска указано на отсутствие оснований для включения дома по ул*** в адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018-2029 годах», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 №573-П, поскольку согласно данной программе расселяются многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Также указано на то, что переселение жителей, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, относится к компетенции муниципального образования «город Ульяновск».

Адресная программа «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018 - 2029 годах» (в настоящее время действует адресная программа «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018 - 2030 годах») направлена на ликвидацию многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, создание безопасных и благоприятных условий для проживания граждан, развития жилищного строительства и повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

Основной целью Программы является сокращение количества многоквартирных аварийных домов на территории Ульяновской области.

Перечень многоквартирных домов, признанных после 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и запланированных к расселению в рамках реализации Программы, на 2018 - 2029 годы определен в приложении к Программе.

Программа носит социальный характер. Основными критериями эффективности реализации Программы являются: общая площадь расселенных жилых помещений аварийных многоквартирных домов; количество расселенных жилых помещений аварийных многоквартирных домов; количество граждан, переселенных из аварийных многоквартирных домов.

Конечными результатами реализации Программы является: выполнение государственных обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области безопасных и благоприятных условий проживания граждан; ликвидация 132 многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными после 01.01.2012, с расселением 1540 жилых помещений общей площадью 51861,05 кв.м и переселением 3364 человек.

Во исполнение комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 №1743-р, в целях организации учета сведений о многоквартирных домах и жилых домах, признанных аварийными, приказом Минстроя России от 30.07.2015 №536/пр утверждены Методические рекомендации по порядку формирования и ведения реестров многоквартирных домов и жилых домов, признанных аварийными.

Формирование реестров аварийных домов осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем внесения данных в экранные формы автоматизированной информационной системы «Реформа ЖКХ» государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по формам согласно приложениям №1, №2 к названным Методическим рекомендациям (пункт 5).

Согласно п.8 названных Методических рекомендаций после 01.09.2015 уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 14-дневный срок со дня получения решения о признании дома аварийным обеспечивают ввод соответствующей информации в систему.

Сведения подлежат исключению из реестров аварийных домов на основании решения уполномоченного органа, в соответствии с актом о сносе дома, либо разрешением на ввод объекта в эксплуатацию по итогам реконструкции (пункт 9).

Принимая во внимание приведенные положения закона, регулирующие порядок формирования реестра аварийных домов, порядок внесения в реестр и исключения из реестра сведений об аварийных домах, цели и направленность Программы «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018 - 2029 годах», вывод суда первой инстанции о необходимости принятия уполномоченным органом Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области комиссионного решения о включении (отказе во включении) в Программу дома №*** по ул.*** в г***!% на основании постановлений администрации города Ульяновска от 08.07.2019 и от 15.11.2019 о признании жилых помещений №№ *** в данном доме непригодными для проживания является несостоятельным.

В соответствии с указанными нормами включение в реестр сведений об аварийных домах, подлежащих расселению, производится на основании данных о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Принятия по данному вопросу решения (в том числе комиссионного) о включении (отказе во включении) в реестр не предусмотрено.

На сообщение администрации города Ульяновска от 25.211.2019 №7011, которым в Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области представлены сведения о многоквартирных домах, признанных аварийными, и о квартирах по ул.***, признанных непригодными для проживания, для включения в реестр аварийного жилищного фонда и последующего включения в областную программу по переселению из аварийных многоквартирных домов административным ответчиком дан письменный ответ об отказе во включении в программу квартир дома по ул.***, что свидетельствует о надлежащем рассмотрении названного сообщения.

Таким образом, оснований для удовлетворения судом требований прокурора о признании незаконным бездействия Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по нерассмотрению обращения администрации города Ульяновска и, соответственно, возложении на административного ответчика обязанности по рассмотрению данного обращения, не имелось.

Законом не предусмотрено принятие уполномоченным органом комиссионного решения по вопросам включения или отказа во включении в областную программу переселения граждан из аварийных домов, поэтому указание суда в решении на данное обстоятельство является несостоятельным.

Также судебная коллегия считает ошибочным указание в решении о рассмотрении административного иска прокурора в интересах граждан, проживающих в доме №*** по ул. ***, поскольку прокурор обратился в суд в интересах муниципального образования «город Ульяновск» и в ходе рассмотрения дела требования в данной части не изменял.

На основании изложенного, обжалуемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска прокурора в полном объеме.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила :

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 9 июля 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах администрации города Ульяновска к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным бездействия по нерассмотрению обращения администрации города Ульяновска от 25.11.2019 о включении квартир №№*** дома №*** по улице *** в реестр аварийного жилищного фонда и в областную Программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018-2029 годах», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 №573-П, возложении обязанности рассмотреть указанное обращение администрации города Ульяновска от 25.11.2019 отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий:                                   

 

Судьи: