Дело № 3а-278/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
2 ноября 2020 года город Ульяновск
Ульяновский
областной суд в составе:
судьи Трифоновой
Т.П.,
при секретаре
Семагиной Н.Г.,
рассмотрев в
предварительном открытом судебном заседании дело по административному исковому
заявлению общества с ограниченной
ответственностью «Конкорд» к Правительству Ульяновской области об
оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Конкорд»
обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству
Ульяновской области об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости:
помещения общей площадью 871,2 кв.м, расположенного по адресу: ***, кадастровый
номер ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости.
Требования
мотивированы тем, что общество является собственником указанного объекта
недвижимости.
Кадастровая
стоимость помещения утверждена Постановлением Правительства Ульяновской области
№ 481-П в размере 19 282 269 руб. 60 коп.
Вместе с тем
согласно отчету независимого оценщика ООО «Независимость» № ООКИ 1860/10-19 от
18 декабря 2019 года рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 27
июня 2017 года составляет 11 421 961 руб. Результаты определения кадастровой стоимости объекта
недвижимости застрагивают права общества
в сфере налогообложения.
Решением комиссии по
рассмотрению споров о результатах
определения кадастровой стоимости было отклонено заявление ООО «Конкорд» о
пересмотре результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В связи с этим
административный истец просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости
11 421 961 руб.
Судом к участию в
деле в качестве ответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное
учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии», в качестве заинтересованных лиц
–Управление Росреестра по Ульяновской области, Министерство строительства и
архитектуры Ульяновской области.
После проведения по
делу судебной экспертизы истец уточнил исковые требования – просил установить
кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере 12 153 951 руб.
В судебном заседании
представитель истца – Самошкина Н.В. заявленные требования поддержала по
изложенным в административном иске доводам.
Остальные участники
процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными
о месте и времени рассмотрения дела.
Суд определил
рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В письменном отзыве
на иск представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» указал на то, что объект
капитального строительства (помещение) с
кадастровым номером ***, площадью 871,2 кв.м, расположенный по адресу: ***,
поставлен на государственный кадастровый учет 12 сентября 2013 года.
27 июня 2017 года в
соответствии с п. 3.1 Приказа Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 года № 113
«Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости
в случае, если в период между датой проведения последней государственной оценки
и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен
государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и
(или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения
при изменении качественный и (или) количественных характеристик объектов
недвижимости, влекущие за собой изменение их кадастровой стоимости», действовавшего
до 2 марта 2019 года, была внесена кадастровая стоимость в размере
19 282 269 руб. 60 коп. Кадастровая стоимость определена с применением средневзвешенного
удельного показателя кадастровой стоимости, рассчитанного в соответствии с разъяснительным письмом Росреестра от 17 марта 2014 года № 10-0859-КП. Дата
определения кадастровой стоимости – 27 июня 2017 года (дата внесения изменений
в сведения ЕГРН о кадастровом номере здания, в пределах которого расположено
вышеуказанное помещение).
Надлежащим ответчиком
по делу считает государственный орган, утвердивший результаты определения
кадастровой стоимости.
Возражения
относительно представленного истцом отчета о рыночной стоимости объекта
недвижимости отсутствуют.
Управление
Росреестра по Ульяновской области в письменном отзыве на иск право истца на
установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной
стоимости не оспаривает. Указывает на то, что результаты определения
кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории
Ульяновской области, в том числе средние удельные показатели кадастровой
стоимости для расчета кадастровой стоимости, утверждены Постановлением
Правительства Ульяновской области № 481-П от 12 октября 2012 года «ОБ
утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов
недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области».
Решением Комиссии по
рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при
Управлении Росреестра по Ульяновской области от 30 марта 2020 года №
73/05/2020-73 истцу было отказано в удовлетворении заявления о пересмотре
кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления в
отношении него рыночной стоимости виду несоответствия отчета об оценке
требованиям действующего законодательства.
Представленный
истцом отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости Управление не оспаривает
ввиду отсутствия у него соответствующих полномочий.
Областное
государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки»
в отзыве на иск требования истца не признает.
Заслушав пояснения
представителя истца, исследовав материалы дела, обозрев технический паспорт на
объект недвижимости, суд приходит к следующему.
В соответствии с
пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)
налог на имущество организаций
устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской
Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами
субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к
уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как указано в пункте
1 статьи 373 НК РФ, налогоплательщиками налога
признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом
налогообложения в соответствии со статьей 374
настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 1 и
2 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения признаются:
1) недвижимое
имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в
пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную
деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на
балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке,
установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в
отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1
статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378
и 378.1
настоящего Кодекса.
2) недвижимое
имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее
организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также
полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в
отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2
статьи 375 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено статьями 378
и 378.1
настоящего Кодекса.
В соответствии с
пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов
недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на
1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2
настоящего Кодекса.
В силу статьи 1
Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 г. № 99-ЗО «О налоге на имущество
организаций на территории Ульяновской области» настоящий Закон устанавливает и
вводит в действие на территории Ульяновской области налог на имущество
организаций, в том числе определяет особенности определения налоговой базы в отношении
отдельных объектов недвижимого имущества, налоговую ставку налога в пределах,
установленных главой 30
Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также
предусматривает налоговые льготы по налогу и основания для их использования
налогоплательщиками.
В соответствии с
положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об
оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения
кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если
результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности
этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания
результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта
недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую
установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье
24.20 указанного Федерального закона в случае изменения кадастровой стоимости
по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18
настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной
решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором
подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не
ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой
стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Материалами дела
установлено, что ООО «Конкорд» является собственником нежилых помещений общей площадью 871,2 кв.м, номера
на поэтажном плане: 1 этаж: №№ 7,8; 2 этаж: №№ 1-9; мезонин: №№ 1,2, с
кадастровым номером ***, расположенных по адресу: ***.
Кадастровая стоимость
помещения в размере 19 282 269 руб. 60 коп. определена по состоянию
на 27 июня 2017 года актом филиала ФГБУ
«ФКП Росреестра» по Ульяновской области № 9949 от 27 июня 2017 года. Дата
внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости – 27 июня
2017 года.
11 марта 2020 года
ООО «Конкорд» обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах
определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской
области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости на
основании установления в отношении него рыночной стоимости.
Решением Комиссии № ***
от 30 марта 2020 года заявление было отклонено ввиду несоответствия
представленного обществом отчета о рыночной стоимости объекта недвижимости
требованиям действующего законодательства.
Поскольку
представленный истцом отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости не
соответствует требованиям действующего законодательства,
судом по делу была
назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой
организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр
экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».
Согласно заключению
эксперта № 126/030-2020 названного экспертного учреждения рыночная стоимость (без
выделения в её составе НДС) объекта недвижимости – помещения с кадастровым
номером ***, общей площадью 871,2 кв.м, номера на поэтажном плане - 1 этаж:
№№7,8; 2 этаж: № 1-9; мезонин: №№ 1,2, расположенного по адресу: ***, по
состоянию на 27 июня 2017 года составляет 12 153 951 руб.
У суда нет оснований
не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с
требованиями Федерального закона от 31 мая 2001г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые
расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при
производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по
статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного
заключения.
Проанализировав
содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме
отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного
исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на
поставленный вопрос.
Основания для
сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности
эксперта у суда отсутствуют. Административным истцом, представителями
административных ответчиков и заинтересованного лица заключение не
оспаривается.
При таких
обстоятельствах суд считает, что уточненные требования административного истца
об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости
равной его рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими
удовлетворению.
Руководствуясь
статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное
исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Конкорд» об
оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости
удовлетворить.
Установить
кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером ***, общей площадью 871,2
кв.м, номера на поэтажном плане - 1 этаж: №№7,8; 2 этаж: № 1-9; мезонин: №№
1,2, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию
на 27 июня 2017 года, в размере 12 153 951 руб. (двенадцать миллионов
сто пятьдесят три тысячи девятьсот пятьдесят один руб.).
Датой обращения с
заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 11 марта
2020г.
Вступившее в
законную силу решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый
государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости
объекта недвижимости с кадастровым номером ***.
Решение может быть
обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский
областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Трифонова
Т.П.