Судебный акт
Признании постановления несоответстввующему законуц и недействующим
Документ от 13.10.2020, опубликован на сайте 29.10.2020 под номером 90470, 2-я гражданская, признании постановления несоответстввующему законуц и недействующим, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Костычева Л.И.                                                                      Дело № 33а-3548/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         13 октября 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Камаловой Е.Я.,

судей Кинчаровой О.Е., Васильевой Е.В.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Новоспасского района Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 17 июня 2020 года по делу № 2а-209/2020, по которому постановлено:

Административный иск прокурора Новоспасского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов Российской Федерации к Администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области о признании постановления Администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области от 25.08.2015 №564 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному бюджетному учреждению «Бг-Сервис» муниципального образования «Новоспасское городское поселение» несоответствующим закону и недействующим с момента вступления в силу, признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области в части неисполнения требований прокурора оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области с административным иском о признании постановления от 25.08.2015 № 564 «О предоставлении земельного участка в постоянное  (бессрочное) пользование муниципальному бюджетному учреждению «Юг-Сервис» муниципального образования «Новоспасское городское поселение» несоответствующим закону и признании бездействия в части неисполнения требований прокурора незаконным.

В обоснование требований истцом указано, что проведенной прокуратурой Новоспасского района проверкой выявлен противоречащий закону муниципальный правовой акт администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области.  Установлено, что согласно постановлению администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области от 25.08.2015 №564 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному бюджетному учреждению «Юг-Сервис» МО «Новоспасское городское поселение» МБУ «Юг-Сервис» в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, из земель, отнесенных к категории земель промышленности и иного специального назначения, с разрешенным использованием: для организации свалки бытовых и промышленных отходов.

Вышеуказанное постановление противоречит требованиям ст.ст. 3, 6, 12 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 2, 12 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,  ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которыми установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Размещение отходов производится в специально оборудованных местах - объектах размещения отходов.

Согласно оспариваемому постановлению администрации, вышеуказанный земельный участок предоставлен для организации свалки бытовых и промышленных отходов, а равно для обустройства объекта размещения отходов.

Пунктом 1.4 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, предусмотрено, что при отводе земельного участка выдается задание на дальнейшее использование его после закрытия полигона.

В нарушение п.п. 3.1-3.4 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 №16 «О введении в действие санитарных правил», Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России 02.11.1996, при выборе и передаче земельного участка МБУ «Юг-Сервис» в постоянное (бессрочное) пользование администрацией не были выполнены обязательные требования законодательства по проведению санитарного обследования, геологических и гидрологических изысканий, разработке предпроектных проработок, а также выдаче задания на дальнейшее использование земельного участка после закрытия полигона.

В целях устранения вышеуказанных нарушений 31.03.2020 прокуратурой района принесен протест на незаконный правовой акт.

Однако, согласно письму главы администрации МО «Новоспасский район» от 16.04.2020 №73-02-06/680 незаконное постановление не отменено, требования прокуратуры района не удовлетворены.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Новоспасского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, принятым с неправильным применением норм материального права. Просит его отменить, принять по делу новое решение.

Указывает, что   согласно постановлению администрации МО «Новоспасский район» от 25.08.2015 №564 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному бюджетному учреждению «Юг- Сервис» муниципального образования «Новоспасское городское поселение» МБУ «Юг-Сервис» был предоставлен земельный участок, заведомо не отвечающий требованиям законодательства, для организации свалки бытовых и промышленных отходов, а равно для незаконного складирования твердых коммунальных отходов в зоне, обозначенной в Генеральном плане развития муниципального образования «Новоспасское городское поселение» для размещения полигонов ТБО, то есть в месте, не предназначенном для фактического размещения отходов без предварительного обустройства полигона.

Так, приложением к Генеральному плану развития МО «Новоспасское городское поселение» определено, что в зоне, определенной как «санитарно­защитная зона полигона ТБО» предполагается размещение новых полигонов ТБО, то есть полигонов для временного хранения ТБО с мусоросортировочными пунктами и централизованных («основных»).

Считает, что постановление администрации МО «Новоспасский район» от 25.08.2015 №564 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному бюджетному учреждению «Юг-Сервис» муниципального образования «Новоспасское городское поселение» является незаконным и подлежит отмене.

В возражениях на апелляционное представление администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области и МБУ «Юг-Сервис»  просят решение суда оставить без изменения.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на апелляционное представление, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.

В соответствие со ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:   указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения

К вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 14 части 1 статьи 15  Федерального закона от 6 октября 2003 г.   №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены в статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 39.9 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным (п.2 ч.2)

Судом установлено, что земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для организации свалки бытовых и производственных отходов, общей площадью 197 004 кв.м, адрес объекта: *** образован в соответствие с Постановлением Администрации МО «Новоспасский район» №662 от 03.07.2014 путем раздела земельного участка с кадастровым номером ***,  общей площадью 732 563 кв.м, что подтверждается межевым планом (л.д.106-124).

Право собственности муниципального образования «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области на земельный участок зарегистрировано 26.08.2014 (л.д.16).

В соответствии с Уставом муниципального бюджетного учреждения «Юг-Сервис» муниципального образования «Новоспасское городское поселение» (далее МБУ «Юг-Сервис»), учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий в сфере благоустройства, содержания автомобильных дорог, обустройства мест массового отдыха населения, содержание мест захоронения (ст. 1.3).

Одним из видов деятельности учреждения является уборка территории и аналогичная деятельность, удаление и обработка твердых отходов (ст.2.5).

Учреждение имеет лицензию №073 0093 от 29.06.2016 на осуществление  деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-1V классов опасности. 

10.08.2015 МБУ «Юг-Сервис» МО «Новоспасское городское поселение» обратилось к главе МО «Новоспасский район»  с заявлением о предоставлении земельного участка для организации свалки бытовых и производственных отходов (л.д.17).

Постановлением администрации муниципального образования «Новоспасский район»  №564 от 25.08.2015 МБУ «Юг-Сервис» был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, из земель, отнесенных к землям: промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для организации свалки бытовых и производственных отходов, общей площадью 197 004 кв.м (л.д.18).

Генеральным планом МО Новоспасское городское поселение Новоспасского района Ульяновской области данный земельный участок отнесен к месту расположения полигона ТКО.

Прокурором Новоспасского района Ульяновской области 31.03.2020 был принесен  протест в адрес главы администрации МО «Новоспасский район» с требованием отменить постановление администрации МО «Новоспасский район» Ульяновской области от 25.08.2015 №564 о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование МБУ «Юг-Сервис» МО «Новоспасское городское поселение». В качестве основания для отмены постановления  прокурор указал на отсутствие предпроектной и проектной документации объекта размещения отходов, задания на его дальнейшее использование после закрытия, на выбранном земельном участке не были произведены топографическая съемка, санитарно-эпидемиологическое исследование, геологические и гидрогеологические изыскания, а также государственная экологическая экспертиза проектной документации объекта размещения отходов (л.д.19).

Администрацией  МО «Новоспасский район» Ульяновской области протест  рассмотрен  и дан ответ об отсутствии нарушений действующего законодательства.

Заявляя требование о признании оспариваемого постановления  несоответствующим закону, административный истец в качестве основания указал, что при выборе участка административным ответчиком для размещения полигона твердых бытовых отходов не проведено санитарное обследование, геологические и гидрологические изыскания, отсутствует проектная и предпроектная документация на строительство объекта.

Пунктом 3.4 санитарных правил "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16 предусмотрена необходимость наличия санитарно-эпидемиологического заключения на земельный участок для устройства полигона твердых бытовых отходов.

Между тем, пункт 3 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который предусматривал предоставление земельных участков для строительства лишь при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам, был признан утратившим силу Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании".

С указанной даты органы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора не осуществляют полномочия по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков для строительства промышленных объектов санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Отношения в области экологической экспертизы регулируются Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", в статьях 11, 12 которого содержатся исчерпывающие перечни объектов государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровня.

По смыслу ст. 13 данного закона, экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Закон не содержит требований о необходимости проведения государственной экологической экспертизы при принятии решения о предоставлении земельного участка.

Проанализировав нормы действующего законодательства, учитывая, что предоставление земельного участка предшествует подготовке проектной документации и не требует на данной стадии наличия санитарно-эпидемиологического заключения, а также предпроектной документации, геологических и гидрологических изысканий, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований прокурора о признании постановления администрации МО «Новоспасский район» от 25.08.2015 №564 незаконным.

С выводами суда соглашается и суд апелляционной инстанции, поскольку они достаточно мотивированы, основаны на нормах материального права, приведенных в судебном постановлении.

Учитывая, что администрацией своевременно рассмотрен протест прокурора, оспариваемое постановление о выделении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование МБУ «Юг-Сервис» МО «Новоспасское городское поселение» действующему законодательству не противоречит, суд обоснованно отказал в признании незаконным бездействия Администрации МО «Новоспасский район» в части неисполнения требований прокурора.

Доводы прокурора о незаконности  постановления о предоставлении земельного участка  по тем основаниям, что  в силу п.7 ст.12 ФЗ  от 24.06.1998  №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов,  не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.

На основании положений п.8 ст.29.1 Федерального  закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 29.05.2020 Министерством природных ресурсов и экологии РФ  дано заключение №25/16-з о возможности  использования объекта размещения ТКО, расположенного по адресу: ***.

Распоряжением  и.о. Министра природы и цикличной экономики Ульяновской области  от 29.06.2020 №411 в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области включен полигон, расположенный по адресу: ***.

С учетом вышеизложенного, принятое по делу решение является правильным. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 17 июня 2020 года оставить без изменения,  а апелляционное представление прокурора Новоспасского района Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи: