Судебный акт
О собственности
Документ от 06.10.2020, опубликован на сайте 27.10.2020 под номером 90444, 2-я гражданская, о признании принявшим наследство признании собственности на долю в жилом доме и зщемельном участке, Признании недействительным свидетельства о праве на наслндство, признании дарения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Зеленцова И.А.                                                                     Дело № 33-3482/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               6 октября 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Рыбалко В.И.,  Казаковой М.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Багаповой Альфии Зякярьевны, Багаповой Райси Исмаиловны на решение Николаевского районного суда  Ульяновской области от 9 июля 2020 года по делу № 2-1-175/2020, которым постановлено:   

исковые требования Багапова Ряшита Зякяриевича о признании принявшим наследство, признании недействительным договора дарения недвижимого имущества, прекращении права собственности, признании недействительным  свидетельства о праве на наследственное имущество, признании права общей долевой собственности, определении размера доли в праве общей долевой собственности,  удовлетворить частично.

Признать Багапова Ряшита Зякяриевича принявшим наследство после  смерти Багапова Зякярия Юнусовича.

Признать недействительным  свидетельство о праве на наследство по закону от 15 ноября 2000 года, выданное Багаповой Райсе Исмаиловне на жилой дом и земельный участок, по адресу: ***, в 1/6 доли прав на наследственное имущество.

Признать недействительным договор дарения от 24 мая 2019 года, заключенный между Багаповой Райсей Исмаиловной и Багаповой Альфией Зякярьевной, в части дарения 1/6 доли прав на недвижимое имущество.

Признать за Багаповым Ряшитом Зякяриевичем право на 1/6 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ***.

Прекратить зарегистрированное право собственности Багаповой Альфии Зякярьевны на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу:                     *** (записи государственной регистрации права *** от                   4 июня 2019 года,  *** от 4 июня 2019 года).

Определить Багаповой Альфие Зякярьевне  5/6 доли   в  праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу:               ***.

Настоящее решение, вступившее в законную силу,  является основанием для государственной регистрации  права общей долевой собственности на земельный участок и расположенный на нем жилой дом по адресу ***, за Багаповым Ряшитом Зякяриевичем (размер доли 1/6) и Багаповой Альфией Зякярьевной (размер доли 5/6).

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., судебная коллегия

 

установила:

Багапов Р.З. обратился в суд с иском к Багаповой А.З., Багаповой Р.И.                   о признании принявшим наследство, признании недействительным свидетельства о праве на наследство, признании недействительным договора дарения, прекращении права собственности, признании права общей долевой собственности, определении размера доли в праве общей долевой собственности. 

В обоснование заявленных требований указал, что ранее на земельном участке по адресу: ***, располагался жилой дом, общей площадью 55 кв.м,                   1961 года постройки, с хозяйственными постройками, принадлежавший его отцу                  Б***.  Он (истец) зарегистрирован и проживает в данном жилом доме с 1984 года. С согласия отца он в 1985 году разобрал ранее существовавший жилой дом и своими силами, за счет собственных средств возвел на его месте новый жилой дом, общей площадью 106,2 кв.м. Ответчик Багапова А.З. в строительстве нового жилого дома участия не принимала. В *** года Б***. умер. На момент его смерти новый жилой дом не был узаконен в установленном законом порядке и являлся самовольной постройкой. В связи с этим Багаповой Р.И. было незаконно выдано свидетельство о праве на наследство на спорный жилой дом. На основании договора дарения от 4 июня 2019 года право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ***, перешло к Багаповой А.З. Полагал, что он (истец) фактически вступил в наследство после смерти отца Б***. В связи с этим ему принадлежит 3/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, а доля Багаповой А.З. составляет 1/4 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом.

Просил суд прекратить право собственности Багаповой А.З. на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ***; признать его  принявшим     наследство после смерти Б***., умершего *** года; признать недействительным свидетельство о праве на наследство по закону от 15 ноября 2000 года на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ***, выданное на имя  Багаповой Р.И.; признать недействительным договор дарения от 24 мая 2019 года, заключенный между Багаповой Р.И. и Багаповой А.З.; признать за ним право собственности на 3/4 доли  жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ***; определить Багаповой А.З.  1/4 долю в праве общей долевой на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ***.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: администрация муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области, нотариус нотариального округа Николаевский район Макарова Л.Ч., Багапова А.Ш., Махмутов Р.К., Рахмаева Р.И., Багапов Р.И., Мавлютова Р.З., Управление Росреестра по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.  

В апелляционной жалобе Багапова А.З., Багапова Р.И. просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, прекратив производство по делу в связи с пропуском срока исковой давности.   

Не соглашаются с выводами суда о неустановлении факта пропуска истцом срока исковой давности. Из материалов дела следует, что истец сам возил мать Багапову Р.И. к нотариусу, в связи с чем он не мог не знать об оформлении ею наследственных прав после смерти Б***. Доводы истца о том, что он лишь в 2018 году узнал о получении матерью свидетельства о праве на наследство  являются несостоятельными. Истец более двадцати лет не обращался к нотариусу и не заявлял никаких прав на спорный жилой дом. Фактически истец проживал в жилом доме как квартирант, не относился к дому, как к своему, не нес расходы на его содержание. По неизвестной причине Багаповой Р.И. не было оформлено право собственности на 1/2 долю наследственного имущества, как пережившему супругу. Полагают, что суд необоснованно не принял во внимание показания свидетелей ***А., М***.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Установлено, что Б***. в собственность был передан земельный участок, площадью 993,55 кв.м, расположенный по адресу: ***, для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от  22 июня 1992 года.

Согласно сведениям похозяйственного учета за 1980 - 1982 годы, ведение которого осуществляла Администрация Большечирклейского сельского совета Николаевского района Ульяновской области, домовладение № *** по ул. *** состояло из жилого дома, площадью 55 кв.м, 1961 года постройки, и хозяйственных построек (конюшни, бани, амбара, сарая). Членами семьи Б***. указаны: его жена – Багапова Р.И. и его дети – Багапов Р.З.,    Багапов А.З., Багапова Р.З., Багапова А.З.

Из технического паспорта БТИ на жилой дом № ***, составленного по состоянию на 12 октября 1999 года, следует, что данное домовладение включало: жилой дом с двумя пристроями, 1979 года постройки, общей площадью                    106,15 кв.м, и  принадлежностями (литеры А, А1, А2, Г, Г1, Г2, Г3, Г4, Г5, Г6, Г7, у, I, II, III, IV). Собственником данного жилого дома указан Б***. При этом в техническом паспорте не отражено наличие при домовладении самовольных построек.

Истец Багапов Р.З. был зарегистрирован по адресу: ***, с 14 июня 1982 года.

Б***., *** года рождения, умер *** года.

Согласно материалам наследственного дела с заявлением о принятии наследства на имущество Б***. к нотариусу обратилась его жена             Багапова Р.И., не указавшая о наличии иных наследников первой очереди, имеющих право наследования.

15 ноября 2000 года нотариус А***. выдала Багаповой Р.И. свидетельство о праве на наследство по закону после смерти *** на следующее имущество: земельный участок, площадью 994 кв.м, и жилой дом, общей площадью 106,15 кв.м, расположенные по адресу: ***.

Право собственности Багаповой Р.И. на вышеуказанные жилой дом и земельный участок было зарегистрировано в Управлении Росреестра по Ульяновской области 23 января 2002 года.

Согласно договору дарения земельного участка и одноэтажного жилого дома с принадлежностями  от 24 мая 2019 года Багапова Р.И. подарила принадлежащие ей жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ***, своей дочери Багаповой А.З.

Право собственности Багаповой А.З. на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: ***, зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 4 июня 2019 года.

Впоследствии Багапова А.З. обратилась в суд с иском к Багапову Р.З., Багаповой А.Ш., ***Р. о признании утратившими право пользования жилым помещением со снятием с регистрационного учета.

Решением Николаевского районного суда Ульяновской области от                        24 декабря 2019 года в удовлетворении исковых требований было отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 17 марта 2020 года вышеуказанное решение Николаевского районного суда Ульяновской области было отменено. По делу принято новое решение – признать Багапова Р.З., Багапову А.Ш., ***Р. утратившими право пользования  жилым домом, расположенным по адресу: ***. Решение суда является основанием для снятия Багапова Р.З., Багаповой А.Ш., ***Р. с регистрационного учета  по адресу: ***.

Согласно п. 1 ст. 209  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с п. 2 ст. 218   ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных данным Кодексом.

На основании ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

В соответствии  с п. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст.ст. 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (ст. 1117), либо лишены наследства (п. 1 ст. 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.

Согласно п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

В силу п.п. 1, 2 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.п. 36, 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.

В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных ст. 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного ст. 1154 ГК РФ.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса. 

В силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив собранные по делу доказательства,  суд первой инстанции правомерно и обоснованно частично удовлетворил исковые требования, признав за Багаповым Р.З. право собственности на 1/6 долю жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ***, в порядке наследования после смерти Б***.

При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что  истец фактически принял наследство после смерти отца - Б*** проживал в спорном жилом доме до 2020 года. О нарушении своего права истец узнал в конце 2019 года после подачи Багаповой А.З. иска о прекращении его права пользования жилым домом.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствует фактическим обстоятельствам дела и  основаны на правильно примененных нормах материального права.

Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии попуска истцом срока исковой давности, указав, что стороной ответчиков не были представлены допустимые, достоверные и достаточные доказательства, подтверждающие, что истцу более трех лет известно об оформлении наследственных прав Багаповой Р.И.

Длительное необращение истца к нотариусу по вопросу оформления наследственных прав при условии его фактического проживания в жилом доме, являющемся наследственным имуществом, не свидетельствует безусловно о пропуске им срока исковой давности.

Показания свидетеля М***. обоснованно не были приняты судом во внимание, ввиду их непоследовательности.

Мавлютова Р.З. была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, в связи с наличием у нее заинтересованного в исходе дела.

Доводы апелляционной жалобы фактически выражают несогласие ответчиков с принятым судом решением. Однако они не содержат ссылок на какие-либо новые обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда, а кроме того, они направлены на иную оценку добытых судом доказательств,  с чем судебная коллегия согласиться не может.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила: 

решение Николаевского районного суда Ульяновской области от                          9 июля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Багаповой Альфии Зякярьевны, Багаповой Райси Исмаиловны – без удовлетворения.         

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Николаевский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий         

 

Судьи: