Судебный акт
Отказ в перерасчете пенсии
Документ от 13.10.2020, опубликован на сайте 21.10.2020 под номером 90426, 2-я гражданская, о признании отказа в проведении перерасчета пенсии незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Санатуллова Ю.Р.                                                   Дело № 33-3674/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    13 октября 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-816/2020 по апелляционной жалобе представителя Ильичева Алексея Владимировича - Минкина Тимура Раисовича  на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 8 июня 2020 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Ильичева Алексея Владимировича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) о признании отказов в перерасчете пенсии от 11 сентября 2019 года и 25 октября 2019 года незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по инвалидности, отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Ильичева А.В. – Минкина Т.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ильичев А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска, Управление, пенсионный орган) о признании отказов в перерасчете пенсии незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по ***. В обоснование иска указал, что является ***, ему назначена пенсия по *** Также он является получателем федеральной социальной доплаты к пенсии и пользуется льготой по компенсации 50% расходов на коммунальные услуги. Поскольку при выплате ежемесячной федеральной социальной доплаты из нее вычитается сумма компенсации за коммунальные платежи, он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии. Размер его пенсии по *** необоснованно занижен путем уменьшения федеральной социальной доплаты на компенсацию расходов по коммунальным платежам. В ответах от 11 сентября 2019 года № 12-101, от 25 октября 2019 года № 12-138 пенсионный орган отказал ему в перерасчете пенсии. Просил суд признать данные ответы пенсионного органа незаконными, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет размера его пенсии по ***.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области, Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия  Ульяновской области в г.Ульяновске, Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Ильичева А.В. - Минкин Т.Р. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что размер пенсии истца по *** значительно ниже установленного прожиточного минимума. Обращает внимание, что истец как ***, имеет право на получение ряда льгот, которыми не пользуется. По мнению автора жалобы, решение суда не отвечает требованиям процессуального законодательства, нормам материального права, установленным международным и национальным законодательством.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ - ОПФ РФ по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ильичев А.В., *** 1985 года рождения, является *** по общему заболеванию, с 2011 года -  бессрочно.

С 1 августа 2007 года Ильичев А.В. является получателем пенсии по ***, с 16 августа 2007 года истцу назначена ежемесячная денежная выплата по категории *** (далее - ЕДВ), с 1 января 2018 года - федеральная социальная доплата (далее - ФСД).

Ильичев А.В. неоднократно обращался в пенсионный орган по вопросу  порядка исчисления размера пенсии.

В ответе от 11 сентября 2019 года № 12-101 ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска со ссылками на нормы действующего законодательства представило истцу информацию о структуре его материального обеспечения по состоянию на 1 августа 2019 года, указав, что размер общего материального обеспечения истца по состоянию на указанную дату составляет 8474 руб., в том числе: социальная пенсия по *** 4403 руб. 24 коп., ЕДВ – 2073 руб. 51 коп., меры социальной поддержки – 171 руб. 39 коп., ФСД – 1825 руб. 86 коп.

В ответе от 25 октября 2019 года № 12-138 ГУ-УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска также указало, что размер пенсии, федеральной социальной доплаты и ежемесячной денежной выплаты исчислены истцу правильно, с учетом имеющихся документов и поступающих сведений о мерах социальной поддержки. Также указано, что вопрос о порядке получения социальных выплат в качестве компенсации расходов за коммунальные услуги относится к компетенции органов социальной защиты населения Ульяновской области; запрос истца о предоставлении информации и разъяснений порядка получения социальных выплат в качестве компенсации расходов за коммунальные услуги перенаправлен в Областное государственное казанное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области.

Полагая отказы ответчика в перерасчете пенсии, выраженные в ответах от 11 сентября и 25 октября 2019 года, незаконными, а также полагая о наличии оснований для перерасчета размера пенсии по ***, Ильичев А.В. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил фактические обстоятельства дела, и, руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к верному выводу, об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, а также порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ).

Статья 1 Федерального закона № 178-ФЗ определяет социальную доплату к пенсии как предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены данным Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.

Частью 1 ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ установлено, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:

1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №424-ФЗ «О накопительной пенсии», в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;

1.1) срочной пенсионной выплаты;

2) дополнительного материального (социального) обеспечения;

3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг (часть 3).

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 данной статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации (часть 4).

Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 данной статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации (часть 5)

Социальная доплата к пенсии, предусмотренная данной статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 данной статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 данной статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется (часть 6).

Федеральным законом от 1 апреля 2019 года № 49-ФЗ внесены изменения в ст.12.1 Федерального закона № 178-ФЗ и ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Названным Федеральным законом № 49-ФЗ были внесены изменения в ч. 8 ст.12.1 Федерального закона № 178-ФЗ, эта же статья дополнена частями 8.1, 8.2, 8.3, 8.4.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 49-ФЗ действие положений статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции данного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

Так, частью 8 ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ установлено, что  размеры социальных доплат к пенсии, установленных в соответствии с данной статьей, пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и (или) в соответствующем субъекте Российской Федерации, устанавливаемой в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», при изменении размеров денежных выплат, перечисленных в части 2 данной статьи, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 данной статьи. Пересмотр размеров социальных доплат к пенсии при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте Российской Федерации производится с 1 января года, на который установлена указанная величина прожиточного минимума пенсионера. При пересмотре размеров социальных доплат к пенсии в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте Российской Федерации общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года, если иное не предусмотрено данной статьей. При индексации, увеличении размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1.1 и 2 части 2 данной статьи, установленных территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, пересмотр размеров социальных доплат к пенсии производится с 1-го числа месяца, с которого индексируются, увеличиваются размеры указанных выплат. При изменении размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1, 1.1, 2 и 3 части 2 данной статьи, установленных территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, которое не связано с их индексацией, увеличением, пересмотр размеров социальных доплат к пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие изменение размеров социальных доплат к пенсии. При изменении размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1, 2 и 3 части 2 данной статьи, установленных уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», которое не связано с их индексацией (корректировкой), пересмотр размеров социальных доплат к пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации получено извещение о произведенном изменении размеров этих денежных выплат в соответствии с частью 13 данной статьи. При изменении пенсионером места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации пересмотр размера социальной доплаты к пенсии с учетом величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по новому месту его жительства или месту пребывания, производится с 1-го числа месяца, в котором наступили обстоятельства, влекущие изменение размера социальной доплаты к пенсии. Пересмотр размера федеральной социальной доплаты к пенсии при изменении размеров выплат, перечисленных в пункте 4 части 2 и в части 3 данной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации получено извещение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об изменении размеров указанных выплат в соответствии с частью 13 данной статьи. Пересмотр размера региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с данной статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации. Размер социальной доплаты к пенсии не подлежит пересмотру в связи с индексацией (корректировкой) размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 данной статьи.

Размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 - 4 части 2 и в части 3 данной статьи (часть 8.1).

При определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 данной статьи, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры указанных выплат без учета индексации (корректировки), произведенной в текущем году (часть 8.2).

При определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением с 1 января текущего года величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 данной статьи, с учетом их индексации (корректировки), произведенной в предыдущем году (часть 8.3).

В период с 1 января текущего года до месяца проведения в текущем году индексации (корректировки) денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 данной статьи, пенсионеру выплачиваются денежные суммы, соответствующие размеру произведенной в предыдущем году индексации (корректировки) указанных денежных выплат (часть 8.4).

Денежные эквиваленты мер социальной поддержки, перечисленных в части 3 данной статьи, определяются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и доводятся до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по каждому конкретному пенсионеру. Правила преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме и перечисленных в части 3 данной статьи, в денежные эквиваленты устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития (часть 9).

Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития. Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с данной статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации (часть 11).

 

Вопреки доводам апелляционной жалобы, установив, что расчет общей суммы материального обеспечения Ильичева А.В. производится пенсионным органом в соответствии с нормами действующего законодательства, а именно приведенных выше положений ст. 12.1 Федерального закона № 178-ФЗ, введенных в действие с 1 января 2019 года, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел повода для удовлетворения иска.

Согласно действующему законодательству с 1 января 2019 года размер социальной доплаты не подлежит пересмотру в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров пенсии и ежемесячной денежной выплаты (стоимости набора социальных услуг).

Вместе с тем в соответствии  с частями 8.2, 8.3 ст. 12.1 Федерального закона №178-ФЗ при изменении с 1 января текущего года величины регионального прожиточного минимума в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются суммы пенсии и ЕДВ с учетом индексации, произведенной в предыдущем году. При определении общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются и меры социальной поддержки.

Таким образом, предусмотренных законом оснований для исключения из общей суммы материального обеспечения истца мер социальной поддержки, предоставляемых органами социальной защиты населения, как того требует истец, не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 8 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ильичева Алексея Владимировича - Минкина Тимура Раисовича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи