УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Евдокимова И.В. Дело № 33-3651/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
6 октября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Федоровой Л.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,
при секретаре Абросимовой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1436/2020
по апелляционной жалобе Шакурова Гакиля Хасановича на решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 14 июля 2020 года с учетом определения
того же суда об исправлении описки от 31 августа 2020 года, по которому
постановлено:
В удовлетворении уточненных исковых требований Шакурова
Гакиля Хасановича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда
Российской Федерации в г. Димитровграде
Ульяновской области (межрайонному) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной
страховой пенсии, понуждении к назначению досрочной страховой пенсии,
отказать.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Шакурова
Г.Х., его представителя – Виноградова А.А., поддержавших доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Шакуров Г.Х. обратился в суд с иском к Государственному
учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.
Димитровграде Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в
г.Димитровграде, пенсионный орган) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска
указал, что он осуществляет трудовую деятельность более 25 лет на
педагогических должностях. 29.11.2019 он обратился в ГУ-УПФ РФ в г.
Димитровграде с заявлением о назначении
страховой пенсии по старости досрочно. Решением пенсионного органа от
10.03.2020 в назначении досрочной страховой пенсии ему отказано, с чем он не
согласен. В его страховой стаж не были засчитаны периоды: с 01.09.1978 по 20.04.1979; с 23.04.1981 по 29.12.1982 - обучения в Ульяновском
областном культурно-просветительном училище; с 10.06.1985 по 01.08.1996 –
работы в должности музыкального работника в *** на 0,5 ставки; с 09.01.2014 по 27.11.2019 - работы в должности педагога
дополнительного образования в ***; с 19.01.1983
по 30.12.2005 – работы в должности художественного руководителя ***; с
01.12.2016 по 31.08.2017 – работы в муниципальном казенном дошкольном
образовательном учреждении «***» на 0,5 ставки. Поскольку он осуществлял
трудовую деятельность с 10.06.1985 по 01.08.1996 в должности музыкального
работника в *** на 0,5 ставки до 01.09.2000, данный период подлежит включению в
его специальный педагогический стаж. Полагает, что у ответчика отсутствовали
какие-либо законные основания для отказа во включении в специальный стаж
периода его работы с 09.01.2014 по
27.11.2019. С учетом уточнения требований просил признать решение ГУ – УПФ РФ в
г.Димитровграде Ульяновской области от 10.03.2020 об отказе в назначении пенсии
по старости досрочно незаконным; обязать ответчика включить в педагогический
стаж периоды трудовой деятельности: с
01.10.1993 по 01.08.1996 – в должности музыкального работника *** на 0,5
ставки; с 09.01.2014 по 27.11.2019 – в
должности педагога дополнительного образования в ***; обязать ответчика назначить ему
страховую пенсию по старости досрочно в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в
учреждениях для детей с 29.11.2019.
Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
Шакуров Г.Х. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В
обоснование жалобы указывает, что его работа в должности педагога
дополнительного образования в *** подлежит зачету в специальный стаж, поскольку
данная школа помимо основной общеобразовательной деятельности оказывает услуги
по дополнительному образованию. В отношении периода работы в качестве музыкального
работника *** с 01.10.1993 по 01.08.1996 полагает, что поскольку в специальный
стаж была засчитана часть периода – до 01.10.1993, то оставшаяся часть также
подлежит зачету в стаж педагогической деятельности.
В возражениях на жалобу ГУ - УПФ РФ в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонное) просит
решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела,
29.11.2019 Шакуров Г.Х., 26.02.1961 года рождения, обратился в ГУ-УПФ РФ в г.
Димитровграде с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости
в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности с
учреждениях для детей по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде от 10.03.2020,
принятым во изменение решения от 06.02.2020, Шакурову Г.Х. отказано в
назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1
ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемой
продолжительности специального стажа.
Этим же решением пенсионный орган определил, что на дату
обращения (29.11.2019) у Шакурова Г.Х. имеется требуемая величина
индивидуального пенсионного коэффициента, продолжительность специального стажа,
дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 19 ч.
1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, составляет 20 лет 1 месяц 8 дней.
В специальный стаж истца, дающий право на досрочное
назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30
Федерального закона № 400-ФЗ, пенсионным органом не были засчитаны ряд
периодов, в том числе работы:
с 01.10.1993 по 01.08.1996 – в должности музыкального
работника в *** на 0,5 ставки, в связи с тем, что истцом не выполнена норма
рабочего времени;
с 09.01.2014 по 27.11.2019 – в должности педагога
дополнительного образования в ***», так как указанная должность предусмотрена
пунктом 2 «Наименование должностей», а учреждение – пунктом 1 «Наименование
учреждений» соответствующего Списка от 29.10.2002 № 781.
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде от 06.05.2020,
принятым во изменение решения от 06.02.2020, Шакурову Г.Х. вновь отказано в
зачете в специальный стаж указанных выше периодов работы и назначении досрочной
страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с
отсутствием требуемой продолжительности специального стажа.
При этом указанным решением от 06.05.2020 специальный стаж
истца на дату обращения (29.11.2019) определен продолжительностью 19 лет 4
месяца 24 дня.
Полагая незаконным отказ во включении в специальный стаж
указанных выше периодов работы, а также в назначении досрочной страховой пенсии
по старости, Шакуров Г.Х. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь
которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №
400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее
достижения возраста, установленного статьей 8
данного Федерального закона, при наличии определенной величины индивидуального
пенсионного коэффициента лицам, не менее 25 лет осуществлявшим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста
с применением положений части 1.1 данной статьи.
Частью 1.1. ст. 30 Федерального закона №
400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее
получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19
- 21 части 1
данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7
к данному Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам,
имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в
соответствии с пунктом 21
части 1 данной статьи, осуществляется при достижении ими возраста,
указанного в приложении 6
к данному Федеральному закону.
Списки
соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по
старости в соответствии с частью 1 данной статьи,
правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии
при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст.
30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня
вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на
соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с
законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы
(деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня
вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением
правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при
назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст.
30).
Подпунктом
«м» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года
№ 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в
целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30
Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в
учреждениях для детей, применяются:
Список
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с
подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей,
специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая
пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в
соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации»;
Список
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в
которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи
с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и
Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с
применением положений абзаца
третьего пункта 3 указанного постановления - для учета
соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001
включительно;
Список
профессий и должностей работников народного образования, педагогическая
деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на
пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных
пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от
06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников
образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях
для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2
указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей
место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999
включительно;
Перечень
учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за
выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №
1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и
сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности,
имевшей место до 01.01.1992.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции
обоснованно не усмотрел оснований для включения в специальный стаж Шакурова
Г.Х. периода его работы в должности музыкального работника в *** на 0,5 ставки с 01.10.1993 по
01.08.1996.
Материалами дела подтверждено, что Шакуров Г.Х. в период с
10.06.1985 по 01.08.1996 работал в должности музыкального работника в *** на
0,5 ставки.
В Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в
которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета
Министров СССР от 17.12.1959, были предусмотрены должности заведующего,
руководителя-воспитателя, воспитателя в детских садах и объединенных
ясли-садах.
Период работы Шакурова Г.Х. с 10.06.1985 по 30.09.1993
засчитан ответчиком в специальный стаж истца в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30
Федерального закона № 400-ФЗ.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991
утвержден Список
профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность
которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу
лет по правилам статьи 80
Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», в котором указание на
должность музыкального руководителя отсутствовала.
В то
же время пунктом 3
вышеназванного Постановления, за другими педагогическими работниками
сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие
до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», но с 01.10.1993
указанный пункт признан утратившим силу.
Затем,
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067 был
утвержден Список
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, и Правила
исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, пункт 3
которого предусматривал, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в
связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей,
засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком
профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность
которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу
лет по правилам статьи 80
Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением
Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, а периоды работы после указанной
даты - в соответствии со Списком
и Правилами,
утвержденными пунктом 1
данного Постановления.
Названным
Списком
должность музыкального руководителя поименована, при этом в пункте 1
Правил указано на необходимость выполнения (суммарно по основному и другим
местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки),
установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).
Таким
образом, в период с 01.10.1993 по 01.11.1999 законодателем не был урегулирован
порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж,
дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
С
принятием Правил
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в
государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10
пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 29.10.2002 № 781, данный пробел законодателем в пределах своих
полномочий ликвидирован путем указания в пункте 5
на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения
(суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени
(педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы
(должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Поскольку в период с 01.10.1993 по 01.08.1996 Шакуров Г.Х.
занимал должность музыкального работника на 0,5 ставки, то есть норма рабочего
времени им не выполнялась, основания для включения в специальный стаж спорного
периода работы отсутствуют.
Правильным является и решение суда в части отказа во
включении в специальный стаж периода работы Шакурова Г.Х. с 09.01.2014 по
27.11.2019 в должности педагога дополнительного образования в ***.
Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с
подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №
781, предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном
данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в
списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в
соответствии с подпунктом 19
пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации». При этом работа в должностях, указанных в пункте 1
раздела «Наименование должностей» списка, засчитывается в стаж работы при
условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1
- 1.14
раздела «Наименование учреждений» списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2
раздела «Наименование должностей» списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2
раздела «Наименование учреждений» списка.
В п.
20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №
30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на
трудовые пенсии» разъяснено, что разрешая
споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по
старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для
детей на основании подпункта 19
пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ (введен Федеральным законом
от 30.12.2008 № 319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в
должностях в учреждениях, указанных в Списке
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж
работы в порядке, предусмотренном Правилами
исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.
При
этом работа в должностях, указанных в пункте 1
раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при
условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1
- 1.14
раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2
раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2
раздела «Наименование учреждений» Списка.
МОУ *** относится к числу общеобразовательных учреждений –
школы всех наименований, которые указаны в п. 1.1 раздела «Наименование
учреждений» Списка от 29.10.2002, а занимаемая истцом должность – педагог дополнительного
образования, в пункте 2 раздела «Наименование должностей» того же Списка.
При таких обстоятельствах предусмотренные законом основания
для включения в специальный стаж истца
спорных периодов работы, а также для назначения досрочной страховой пенсии по
старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ с
29.11.2019 отсутствуют.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В
силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам
апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 14 июля 2020 года с
учетом определения того же суда об исправлении описки от 31 августа 2020 года
оставить без изменения, апелляционную жалобу – Шакурова Гакиля Хасановича - без
удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи