Судебный акт
Восстановление в очереди на жилье бывшего сотрудника УФСНП
Документ от 24.07.2007, опубликован на сайте 06.09.2007 под номером 9024, 2-я гражданская, о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, Оставлено без изменения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2007 г.                                              Судья Ибрагимова Е.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

24 июля 2007 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.

судей                                 Николаевой Р.И. и Булгакова Г.М.

рассмотрела дело по кассационной жалобе А*** С.*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 июня 2007 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований к Управлению внутренних дел Ульяновской области о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий А*** С*** отказать.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

А*** С.*** обратился в суд с иском к Управлению внутренних дел Ульяновской области о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий.

В обоснование своих требований указал, что в соответствии с ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 30.06.2003 № 86-ФЗ лица, уволенные со службы в Федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в указанных органах и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями законодательства, подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения с учетом даты предыдущей постановки на учет в органах налоговой полиции.

С 1980 года он проходил службу в УВД Ульяновской области, с ***1998 – в УФСНП по Ульяновской области, с ***2000 был уволен на пенсию. С ***1998 он состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах налоговой полиции и продолжал там состоять после увольнения со службы.

В 1996 году он расторг брак с женой А*** Е.*** и выехал из двухкомнатной квартиры по ул. ***, в которой проживал вместе с женой и дочерью. В 1996 году он вступил в брак с А*** Л.*** и проживал вместе с ней в 1997-1998 гг. в общежитии ОАО «УАЗ» по ***. С 1998 по 2000 гг. вместе с женой и дочерью А*** Д***, 1999 года рождения, проживал в общежитии УВД Ульяновской области по ***. В настоящее время с семьей проживает в общежитии медицинского колледжа УлГУ по ***.  

После ликвидации УФСНП по Ульяновской области он встал на пенсионный учет в УВД Ульяновской области и обратился с заявлением о постановке его в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет в УФСНП по Ульяновской области – ***1998. Однако ему в этом было необоснованно отказано. В настоящее время он нуждается в улучшении жилищных условий, другого жилья кроме двух комнат в общежитии жилой площадью 26,77 кв.м не имеет.

Просил восстановить его в очереди на улучшение жилищных условий с составом семьи 3 человека (он, жена А*** Л.*** и дочь А*** Д.***) в УВД Ульяновской области с ***1998 – момента постановки на учет в УФСНП по Ульяновской области.

Суд привлек к участию в деле в качестве 3-х лиц А*** Л.***, Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Ульяновской области и постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе А*** С.*** просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным. При этом указывает, что основной юридический факт, необходимый для правильного разрешения дела, - факт постановки его в очередь на улучшение жилищных условий в УФСНП по Ульяновской области - нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела. Дату постановки на учет суд мог установить по свидетельским показаниям. Вывод суда об отсутствии сведений о нахождении его на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, после увольнения, является необоснованным. В соответствии с законом после выхода на пенсию он не мог быть снят с учета, поэтому никаких доказательств в этой части не требуется.

Норма Временных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Ульяновской области, предусматривающая, что не могут быть поставлены на учет в течение 5-ти лет граждане, умышленно ухудшившие свои жилищные условия, к нему не применима, поскольку умысла в его действиях не имеется. Он выехал из квартиры *** в связи с созданием другой семьи. Его обязанность по размену данной квартиры, на которую сослался суд, не  предусмотрена ни в одном нормативно-правовом акте.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения истца А*** С.*** и 3-го лица А*** Л.*** судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Как видно из материалов дела, А*** С.*** с 1980 года он проходил службу в УВД Ульяновской области, с ***1998 – в УФСНП по Ульяновской области. С ***2000 является пенсионером, в настоящее время состоит на пенсионном учете в УВД Ульяновской области.

С 01.07.2003 вступил в силу Федеральный закон от 30.06.2003 № 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых Федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления».

Частью 3 статьи 55 названного закона (введенной Федеральным законом от 22.07.2005 № 121-ФЗ) предусмотрено, что лица, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в указанных органах и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения с учетом даты предыдущей постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в федеральных органах налоговой полиции.

С 01.01.1997 на территории Ульяновской области действовали Временные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Ульяновской области (утв. Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 26.12.1996 № 15/154), которые устанавливали единый на территории области порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и действовали до принятия нового жилищного законодательства РФ.

Пунктом 6 названных правил было предусмотрено, что граждане, умышленно ухудшившие свои жилищные условия, не подлежат в течение 5 лет принятию на учет.

Заявляя требование о восстановлении его в очереди на улучшение жилищных условий в УВД Ульяновской области с ***1998, А*** С.*** утверждал, что с указанной даты он состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах налоговой полиции.

Между тем, в ходе рассмотрения дела суд установил, что А*** С.*** с 1987 по 1997 гг. проживал в муниципальной двухкомнатной квартире *** г. Ульяновска, жилой площадью 28,75 кв.м, вместе с женой А*** Е.*** и дочерью А*** Е.***

Нуждающимся в улучшении жилищных условий А*** С.*** в тот период не являлся.

В 1997 году А*** С.*** выехал из указанной квартиры и переселился в комнату общежития ОАО «УАЗ» по ***.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что А*** С.*** как лицо, умышленно ухудшившее свои жилищные условия, не мог быть поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах налоговой полиции в 1998 году, и обоснованно отказал ему в удовлетворении заявленных исковых требований.

Доводы, приведенные истцом в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Статьей 53 Жилищного кодекса РФ, действующего в настоящее время, предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, правило, которое ранее содержалось в нормативных актах субъектов Российской Федерации, в том числе и в названных выше Временных правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Ульяновской области, нашло закрепление в норме Жилищного кодекса РФ.

Под умышленными действиями, ухудшающими жилищные условия, закон понимает обмен, при котором граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий, вселение в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи, переселение в специализированное жилое помещение либо на жилую площадь на условиях поднайма и т.д.

Из материалов дела усматривается, что А*** С.*** в 1987-1997 гг. проживал в квартире по договору найма и не нуждался в улучшении жилищных условий. Действовавшее в тот период жилищное законодательство предоставляло ему право потребовать заключения с ним отдельного договора найма (ст. 86 ЖК РСФСР) либо обмена жилого помещения на помещения в разных домах (квартирах) (ст.68 ЖК РСФСР). Однако А*** С.*** данном правом не воспользовался и переселился для проживания в общежитие (специализированное жилое помещение).

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что А*** С.*** как лицо, умышленно ухудшившее свои жилищные условия, не мог быть поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 1998 году и его требование о восстановлении его в очереди с ***1998 не подлежит удовлетворению.

В силу изложенного, решение суда соответствует требованиям закона и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 июня 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу А*** С.*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: